Кюхельбекер Вильгельм Карлович [10 (21) июня 1797, Петербург - 11 (23) августа 1846, Тобольск] - русский поэт, писатель и общественный деятель, декабрист, товарищ Пушкина по Царскосельскому лицею.
"Я по отцу и матери точно немец,-писал о себе Вильгельм Карлович Кюхельбекер,- но не по языку: до шести лет я не знал ни слова по-немецки, природный мой язык - русский; первыми наставниками в русской словесности были моя кормилица Марина, да няньки мои - Кириловна и Татьяна". Вильгельм Карлович Кюхельбекер родился в 1797 году в Петербурге. Его отец приехал в Россию в 1770-х годах из Саксонии и в Петербурге служил управляющим в дворцовом ведомстве. В молодости он учился в Лейпцигском университете одновременно с Гете и А. Н. Радищевым. С Гете они были приятелями. Карл Кюхельбекер писал дилетантские стихи, в которых подражал юношеским произведениям Гете. Выйдя в отставку, он жил в подаренном ему лифляндском имении Авинорм (ныне Эстонская ССР), там прошло детство Вильгельма. Авинорм, эстонские народные песни и сказания, слышанные им в детстве, навсегда запалп ему в душу, и впоследствии он пишет целый ряд произведений, посвященных Эстонии, ее истории, людям, пейзажам. Имение Авинорм не приносило никакого дохода, и после смерти отца в 1809 году мать ушла во вдовий дом. Вильгельма определили в пансион, а затем по ходатайству Барклая-де-Толли, дальнего родственника матери, его зачислили в Царскосельский лицей. Кюхельбекер поступил в Лицей четырнадцати лет, он пришел туда с уже ясно осознанным влечением к литературным занятиям, большим запасом знаний. Его привлекала не "легкая поэзия", а писатели-просветители XVIII века с их проповедью свободы, равенства и братства - идей Великой французской буржуазной революции, он зачитывался Ж..-Ж. Руссо, восхищался немецкими романтиками Клопштоком, Шиллером, Гердером. За глубокие, разносторонние знания и постоянную готовность проповедовать их Кюхельбекера называли "живым лексиконом" и "вдохновенным комментарием". Лицейский товарищ Кюхельбекера М. Корф писал о нем: "Он принадлежал к числу самых плодовитых наших стихотворцев, и хотя в стихах его было всегда странное направление и отчасти странный даже язык, но при всем том как поэт он стоял едва ли не выше Дельвига и должен был занять место непосредственно за Пушкиным".
Кюхельбекер был одним из самых деятельных участников всех лицейских рукописных журналов. Поэзия же сделала друзьями его, Дельвига и Пушкина. В 1818 году в послании "К Пушкину и Дельвигу" Кюхельбекер пишет:
...наш тройственный союз,
Союз младых певцов и чистый, и священный,
Волшебным навыком, судьбою заключенный,
Был дружбой утвержден!
Лицейские преподаватели были хорошими педагогами и психологами, составленные ими характеристики воспитанников очень проницательны. В 1816 году директор Лицея Е. А. Энгельгардт написал о Кюхельбекере: "Читал все на свете книги обо всех на свете вещах; имеет мдого таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца и много чувства, но, к сожалению, во всем этом не хватает вкуса, такта, грации, меры и ясной цели. Он, однако, верная, невинная душа, и упрямство, которое в пем иногда проявляется, есть только донкихотство чести и добродетели с значительной примесью тщеславия. При этом он в большинстве случаев видит всё в черном свете, бесится на самого себя, совершенно погружается в меланхолию, угрызения совести и подозрения и не находит тогда ни в чем утешения, разве только в какомнибудь гигантском проекте". Таким Кюхельбекер оставался всю жизнь, ни годы, ни несчастья не сделали его ни рассудительней, ни рассчетливей: он всегда отличался "донкихотством" и строил "гигантские проекты". По выходе из Лицея Кюхельбекер поступает на службу в Министерство иностранных дел, одновременно преподает русскую словесность в Благородном пансионе при Педагогическом институте; там его учениками были младший брат Пушкина Лев, будущий поэт Ф. И. Тютчев, будущий композитор М. И. Глинка, о его преподавании они сохранили самые светлые воспоминания. Еще в годы учебы в Лицее Кюхельбекер посещал собрания "Священной артели" - дружеского кружка декабристов, в послелицейские годы эти связи становятся крепче, он участвует в литературных предприятиях декабристов, высказывается против правительства. Полиция установила за ним тайный надзор. В 1820 году из Петербурга был выслан за вольнолюбивые стихи Пушкин; друзья считают, что Кюхельбекеру тоже лучше уехать из столицы, его устраивают секретарем вельможи А. Л. Нарышкина, желающего совершить заграничное путешествие. Кюхельбекер с Нарышкиным посешает Италию, Германию, Францию. В Парпжо он выступает с лекциями о русской литературе. За границей Кюхельбекер живет мыслями о России. Встретив в Германии петербургского знакомого, он об этой встрече записывает в дневнике: "Мы разговариваем только и единственно о России и не можем наговориться о ней". В парижских лекциях Кюхельбекер поднимает очень важный и новый для русской литературы вопрос о том, что она может и должна войти в общечеловеческую культуру. "Для нас наступило время,- говорил Кюхельбекер,- когда для всех народов существенно взаимное знакомство, знание того, до какой степени развились среди них пдеи, порожденные веком и просвещением, идеи, которые совершают в настоящую минуту великий переворот в духовной и гражданской жизни человеческого рода и пророчат еще более значительную и всеобщую перемену... Под эгидой чести и гостеприимства французской нации я могу без боязни провозглашать эти истины, равно и живо чувствуемые всеми, кто в разных странах Европы предпочитает свободу - рабству, просвещение - мраку невежества, законы и гарантии - произволу и анархии. Мыслящпе люда являются всегда и везде братьями и соотечественниками, и вам будет, без сомнения, отрадно сблизиться с народом, учреждения которою, надо признать, оставляют желать много лучшего, но молодость которого, мощь и великая восприимчивость к правде должна в любой стране внушать большие надежды другу человечества". Тайные русские агенты донесли, что Кюхельбекер проповедует революцию, и ему было приказано прекратить лекции и возвращаться в Россию. Он пробует служить на Кавказе при А. П. Ермолове, но, не прослужив и года, вынужден уехать и оттуда. Теперь литературная работа становится единственным содержанием его жизни и источником существования. В 1823 году он вместе с В. Ф. Одоевским предпринимает издание в Москве альманаха "Мнемозипа". Альманах по ндейпой направленности близок к декабристской "Полярной звезде", он имел большой успех у читателей. В 1825 году Рылеев принял Кюхельбекера в тайное общество. 14 декабря Кюхельбекер на Сенатской площади призывал товарищей к решительным действиям, стрелял, но неудачно, в великого князя Михаила, в конце дня под картечным огнем верной царю артиллерии пытался построить солдат и повести в штыковую атаку. Кюхельбекера приговаривают к смертной казни, замененной каторгой. Десять лег он просидел в одиночном заключении в различных крепостях, тюрьмах, затем был выслан в Сибирь. В тюрьме, в ссылке Кюхельбекер продолжает писать. Его литературные планы грандиозны, он создает драмы, романы, повести, лирические стихи. Поскольку позволяют обстоятельства, он следит за современной литературой. Лицейские друзья Пушкин и Дельвиг стараются помочь Кюхельбекеру: вопреки правительственному запрету анонимно печатают его произведения в "Литературной газете", Пушкин обращается к царю с просьбой об издании книг Кюхельбекера, чем навлекает на себя гнев Николая I, но все-таки получает разрешение напечатать драму Кюхельбекера "Ижорскип", посылает ему свои сборники. Только выйдя на поселение, Кюхельбекер получает возможность написать Пушкину, и он пишет: "А вот же Пушкин оказался друюм гораздо более дельным, чем все. Верь, Александр Сергеевич, что умею ценить и чувствовать все благородство твоего поведения; не хвалю тебя и даже не благодарю, потому что должен был ожидать от тебя всего прекрасного; по клянусь, от всей души радуюсь, что так случилось". Страшной трагедией была для Кюхельбекера гибель Пушкина. В стихотворении "19 октября 1837 года" он пишет:
Последний пал родимый мне поэт...
Он ныне с нашим Дельвигом пирует;
Он ныне с Грибоедовым моим:
По них, по них душа моя тоскует;
Я жадно руки простираю к ним!
Здоровье Кюхельбекера, и так слабое, было окончательно подорвано. В 1844 году ему разрешили из Нерчинска переехать в более здоровый по климатическим условиям Курган. В Ялуторовске он встретился с Пущиным. "Три дня прогостил у меня оригинал Вильгельм,- записывал тогда Пущин.- Проехал на житье в Курган с своей Дросидой Ивановной (жена Кюхельбекера - Вл. Д.), двумя крикливыми детьми и с ящиком литературных произведений. Обнял я его с прежним лицейским чувством. Это свидание напомнило мне живо старину: он тот же оригинал, только с проседью в голове. Зачитал меня стихами донельзя..." Издавать свои произведения Кюхельбекер не имел никакой возможности, и все же писал всё новые и новые стихи, драмы, поэмы, повести, потому что был уверен в своем таланте и в том, что они нужны русской литературе, народу. Трагически и гордо звучит его письмо В. А. Жуковскому, написанное за два месяца до смерти: "Мои дни сочтены... Говорю с поэтом, и сверх того полуумирающий приобретает право говорить без больших церемоний: я чувствую, знаю, я убежден совершенно, точно так же, как убежден в своем существовании, что Россия не десятками может противопоставить Европейцам писателей, равных мне по воображению, по творческой силе, по учености и разнообразию сочинений. Простите мне, добрейший мой наставник и первый руководитель на поприще Поэзии, эту мою гордую выходку! Но, право, сердце кровью заливается, если подумаешь, что все, мною сделанное, вместе со мною погибнет, как звук пустой, как ничтожный отголосок!"
Кюхельбекер ослеп и умер от чахотки 11 (23) августа 1846 в Тобольске. В дореволюционные годы произведения Кюхельбекера печатались мало, многое из написанного им так и не было издано, часть рукописей пропала; лишь около ста лет спустя сочинения, о которых он писал Жуковскому, увидели свет.