Александр Неверов

НЕВЕРОВ, Александр Сергеевич, псевдоним; настоящее имя -- Александр Сергеевич Скобелев; писал также под псевдонимами -- Аско, Деревенский, Дядя Серёжа, Насмешник, Б. Зеленцов, Иван Червячок, Самарский, Свойский, Сергеич и др. Родился 12(24).XII.1886 в с. Новиковка Ставропольского у. Самарской губ., умер 24.XII.1923 в Москве. Драматург, прозаик.
Родился в семье крестьянина. Окончил церковноприходскую школу. Трудовую деятельность начал рано. Работал "мальчиком" в типографии и в сельских лавках. В 1903 г. поступил в Озерскую учительскую второклассную школу. После окончания школы в 1906 г. в течение 8 лет работал учителем в деревнях Самарской губ.
Активно занялся литературным творчеством в годы учительства. Первые произведения Н.-- это бытовые зарисовки деревенской жизни: "Горе залили" (1906), "Приехали на базар", "Сон Лукьяна" (1907), "Под песнь вьюги" (1908). Эти произведения определили круг интересов писателя на долгие годы. Объектом его внимания стала русская деревня начала XX в. Следуя традициям писателей-демократов 60 гг., Н. пишет в духе "беспощадного реализма". Пьянство, жестокость, страшная бедность, беспощадная эксплуатация русского мужика, забитость женщины -- таковы основные темы его "очерковых" рассказов. Первый сборник, в который вошли произведения 1906--1916 гг., назван "Авдотьина жизнь", как и одноимённый рассказ, в котором описана горестная судьба деревенской женщины.
Н. явно придерживается социального аспекта при изображении крестьянской действительности. Поступки его героев прежде всего социально мотивированы. Основной пафос его произведений -- чувство глубокого сострадания к жертвам социального неравенства. "Моя задача -- потеплее, помягче осветить эту жизнь, чтобы через страдание и унижение... указать другим... вот мол... не забывайте" (Собр. соч.: В 4 т.-- Т. 4.-- С. 240). При всей темноте и забитости старой русской деревни Н. показывает и зачатки просыпающегося в ней народного самосознания. Правда, бунт героев Н. (сторож Парфён из рассказа "Музыка", 1909, и Домна из рассказа "Баба Иван", 1910) имеет стихийный характер, но всё же он является своеобразной формой социального протеста. В рассказах цикла, написанных в 10 гг., появляется образ освобождающейся женщины: Домна ("Баба Иван"), Домна ("Чёрное и белое", 1916), Катерина ("Дома", 1917). Обращается Н. и к изображению сельского духовенства, пользуясь при этом сатирическими и юмористическими приёмами ("Колькин табель", 1914; "Страх", 1915).
В 10 гг. Н. активно начинает разрабатывать тему сельской интеллигенции. Как правило, это учителя, глубоко чувствующие своё одиночество, страдающие от беззаконий. Изменить что-нибудь в своём положении они не в состоянии, это социально и духовно неустроенные люди, работа для которых превратилась в тяжкое бремя: "Серые дни" (1910), "Учитель Стройкин" (1911), "Без цветов" (1913), "Дело от безделья" (1916). Авторская позиция неоднозначна в этих рассказах: от глубокого сочувствия к сельским интеллигентам ("Серые дни") до сатирического осмеяния в рассказе "Учитель Стройкин".
В годы первой мировой войны Н. служил фельдшером в самарском госпитале. Новые явления в жизни народа и в жизни всё более революционизирующейся деревни широким потоком влились в прозу Н. Усиливается публицистический элемент. В очерковых рассказах этого периода ("Чёрное и белое", "Бабья газета", 1916; "Неразбериха", 1916) появляется новый герой, активно прокладывающий дорогу новым идеям, противоборствующий косным явлениям жизни.
Революция 1917 г. подтвердила правильность выбранного пути. В таких произведениях, как "Андрон Непутёвый", "Марья-большевичка", "Гуси-лебеди", окончательно оформился тип положительного героя, начальные разработки которого были осуществлены в дореволюционном творчестве. Даже временные заблуждения Н. (в начале 1917 г. он сблизился с эсерами) никак не повлияли на его прозу.
Произведения Н. отличаются знанием глубин жизни, драматизмом повествования. Он хорошо владеет русским народным словом. "Он не очень глубок, но широк по захвату и разнообразию тем. Персонажи его рассказов жизненны и художественно убедительны, хотя сплошь и рядом не ярки" -- так довольно точно характеризует творчество Н. А. Воронский (Александр Неверов; Критическая серия. -- С. 153).
Большую помощь молодому писателю-самоучке в своё время оказали В. Г. Короленко и М. Горький.


Проза

Андрон Непутевый
Баба Иван
Великий поход
Весёлые ребята
Гуси-лебеди
Красноармеец Терехин
Маленькие рассказы
Марья-большевичка
Музыка
По-новому
Полька-мазурка
Ташкент - город хлебный
Шкрабы
Я хочу жить

Публицистика

Литературные рецензии

 


Hosted by uCoz