Роман Славацкий

КОВЁР

1.Замок

Какою ведьмою заклятой
старинный заколдован дом?
...В тугой пыли ржавеют латы
и страшно в сумраке седом;

спят зачарованные люди,
молчат застывшие часы,
и тают прахом в пёстрой груде
ковры невиданной красы,

таится тьма у изголовья...
И это - назовут любовью,

и этот златотканый прах
цветными рифмами унижут?!
Ты прав, Катулл. О, как ты прав!
Да! Я люблю - и ненавижу!

2

Сумрак покровом чёрным
лёг над Коломной древней
вызолотив парчою
крепость, кресты, деревья.

Тёмною пряжей вечер
сквозь позолоту сквера
у Цитадели шепчет
шёлковою шпалерой:

"Тише! Уста сомкните!
Слушайте шелест нитей..."

О неземное пенье! -
эхо пустых покоев! -
Это идут виденья
тропкою колдовскою...

3

По Городу струит волшебный газ
азийское дыхание сирени;
лиловых облаков живые сени
сквозь готику оград ласкают глаз

и в их благоуханно-зыбкой тени
чужие сказки шепчутся о нас;
и тысячеединый их рассказ
шуршит шелками пепельных видений.

Вершины мавританских минаретов
и грохот калиостровой кареты
смешались на магическом стекле

с латынью лат и трепетом плюмажей.
...О чём ещё в вечерний час расскажет
сирени цвет в алеющем Кремле?

4

Призрачной плотью видений пестрит ковёр;
тени барокко с тяжёлого гобелена
смотрят лукаво, точнее - скрывают взор,
точно им нравится тьма шерстяного плена.

Будто бы им важны: эта немая сцена,
этот ночной бальзам - золотой раствор
смутных свечей, когда луна заливает стены,
башни, аркады, и камнем мощёный двор.

Ложная готика! Лживых гербов манерность,
пряность предательства, призраки пышной скверны,
словно укравший власть венценосный вор.

Кто там идёт вдоль стен, тихо, стопой неспешной?!
Иль это снова тень - бархатная насмешка,
злая геральдика праха - цветной ковёр?

5. Из Ронсара

CLXXIII сонет "Любовных стихотворений"

О стрелы, что разят до сути самой,
о бред души, о дум круговорот,
о юности бессмысленный уход,
о желчь, о мёд - дары желанной Дамы!

О вспышки тщетной страсти - злая драма! -
о жар, что леденит, о хлад, что жжёт,
о грёзы, о шагов напрасный счёт,
о скалы, что к мольбам не так упрямы!

О твердь, о море, хаос, небо, рок,
о ночь, о день, о призраков чертог,
о гордый пыл, о бурной страсти жажда,

о демоны, о ангелы светил! -
коль вас Амор когда-нибудь томил -
взгляните - ради Бога! - как я стражду...

6. Маринкина башня

Белорученька моя, чернокнижница...
Марина Цветаева

То кричишь из Маринкиной башни...
Анна Ахматова


Башня! Прялка серой паутины...
Дымная кудель с её корон
ватою веков, как вязкий сон,
зыбится и льётся нитью длинной.

И горит ковровою картиной,
чёрной парчою похорон -
скроенный из плит острог и трон.
...Анна, Марианна и Марина! -

три судьбы сошлись тропой неторной,
словно роз сцепившиеся корни

иль во тьме зерцал - мерцанье глаз.
С криком у бойницы вьётся галка;
и в ночи парчовой - башня-прялка
связывает свой заклятый сказ...

7

В груди моей горчайшею печалью
отточенное стонет остриё;
я знаю стрел воздушное шитьё
и знаю тот невидимый колчан я!

О девушки! - напрасны увещанья, -
она пришла - цветное забытьё, -
но имя я не выскажу её,
увы! - мою любовь зовут - Молчанье.

Какое горе - тонкие покровы:
ни стона, ни движения, ни слова -
когда душа дотла обожжена!

Отравленный настой земного зноя...
Везде она. Везде она со мною -
чьё имя - ложь, чьё имя - тишина.

8. ГРАНОВИТАЯ БАШНЯ

Спираль ступеней: шёлковый извив,
тугая тяжесть сотканного пуха...
снаружи - август; стройка и разруха,
покраска, пыль... И чад висит, застыв.

А тут: гул тишины и тьмы наплыв
и Парка - тугоухая старуха
о прежней жизни сплетничает глухо,
зловещей нитью выступы укрыв.

И как же после - радостно и сладко
подняться на зубчатую площадку,
внизу оставя теней тёмный пух!

Коломна - точно брошенная барка
без палубы... И солнце бродит жарко.
И воздух - словно лён - шумяще-сух.

9. ПАМЯТИ ПЕТРАРКИ

"Рухнула высь Колонны и Лавр зелёный
лёг у долины!.." Пой же, горькое слово,
птицей лети - и снова, снова и снова
мчи сквозь века, сквозь космос - долгие стоны.

Там, где когда-то являла его мадонна
узкий свой след на лоне ковра лесного, -
бродит лишь Эхо, и стонут её оковы
там, где стволы - колонны, лужайки - троны.

Что мне до этого? Что бесконечно вторить
отзвук чужой тоски и чужого горя?
Варварской речью - сонету не стать богаче.

Но почему-то связали святые узы
рощи Коломны и зелень ветвей Воклюза
тонким звеном: озаренья, любви и плача.

10. ШПАЛЕРА

...Шелковой нитью и златою...
"Песни полотна". Сборник XIV века


Чистейшими, звучащими цветами
я тку настенный звёздчатый ковёр
и, точно груды роз на платье Даме,
ложится на основу мой узор.

Завязывают нити резвый спор
упругими и жёсткими прядами;
а ход иглы стремителен и скор, -
но долог труд - и тянется годами.

И так - моей фантазии игла
ведёт шитьё - и розы вьётся мгла,
и призраки в узорах и девизах -

прочней резной брони, прозрачней рос...
Смотри: сквозь них виднеется откос
той крепости, что строят Алевизы.

11. СИЛЕН И НИМФА

...Косматый фавн бежит за ясною наядой
Ян Каспрович


К богине сгоряча прильнул Силен, -
в кольце из грубых рук его подруга;
над юной грудью, выгнутой упруго,
он тщетно распаляет страсти тлен.

А нимфа, разлюбив силений плен,
вдруг вырвалась из рук крутого круга,
и прочь летит, сминая травы луга,
дразня мельканьем бёдер и колен.

И вот уже в ручье меж берегами,
девчонка мчится, шлёпает ногами
и скрылася, смеясь, в лесной поток.

А бедный бог, кряхтя, идёт сторонкой,
и нежный смех летит над лесом звонко.
Девичий смех: Как он, подчас, жесток!

12. ШПАЛЕРА В САМБОРЕ. ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА

...Что я другая ипостась Тристана
Джеффри Чосер


Весною сад полуночный объят
узорной мглой цветочного тумана,
где птичье оперенье - жар чеканный
и травы ткут извилистый наряд.

Как сушит кровь любви текучий яд!
Какой тоской теснит два гибких стана!
О взор Изольды! О глаза Тристана! -
вам нет, увы, решёток и оград.

И страшная судьба от них укрыта:
сюда идёт король, крадётся свита,
и мчится впереди с мечом Мелот...

...Не в том ли замке та была шпалера,
где отрешил Отрепьева от веры
лица Марины лёгкий поворот?

13. КВАРТЕТ

...когда их лёгкие персты
Тебя тревожат сладостным напевом.
Понтюс де Тиар


Сокровища мелодий в руки взяв,
сошлись они компанией весёлой,
где юный луг шуршит узором трав,
где птицы гомонят и блещут пчёлы.

И вот уже их слаженный состав
подхватывает вместе тему соло;
и вторят блеску глаз, наклону глав -
то клавиши, то плавный стон виолы.

Что - словно лёгкой жаждой - жжёт уста?
В певучих голосах звенит, чиста,
любовной клятвы жаркая услада.

Так - в этот миг и выткал мастер их.
Вздыхает шёлк безмолвный. Вьётся стих
в резной тени коломенского сада.

14. СОКОЛИНАЯ ОХОТА

Иль убийцею Дорианом...
Анна Ахматова


Король и королева за столом
и шахмат перед ними рать резная,
а рядом - бродит сумрачная стая
сокольничих в обличии лесном, -

перчатка там у каждого стальная,
и сокол быстроглазый бьёт крылом.
Всё спит... И лишь Фортуны метроном
незримо числит ритм, века считая!

Лишь он расскажет, как тут годы шли,
среди поблеклой мебели, в пыли,
средь школьных карт и книжного развала;

как падал на покров - багровый свет,
пятная страшный старческий портрет
и зеркало холодного кинжала...

15. ДЕВУШКА С ЕДИНОРОГОМ

Вечерний свет ласкает гобелены...
Эллис


Быть может - сад, а может - вешний лес
раздвинул крон тяжёлые объятья.
Но кто застыл там? Как могу понятья?
Ужели некий дух спорхнул с небес?

Лицом бела, как тонкий цвет завес.
А к лёгким складкам девичьего платья
лесное диво - странное занятье! -
главу склонило в шорохе древес.

То резвый молодой единорог.
Он к людям развращённым очень строг,
но ластится покорно к деве скромной.

И так, в плену веков, они сидят...
И замок вдалеке стоит, зубчат,
точь-в-точь похож на старый кром Коломны.

16. ФЛОРЕНТИЙСКИЕ ПРИЗРАКИ

Задумчиво идёте, пилигримы...
Данте Алигьери


И странников давно на свете нет,
и Данте - в нетях ласковой Равенны;
безвестен Беатриче прах забвенный,
ведь место погребенья - без отмет.

Пути людей - движение комет.
Кипят на небе звёзды, точно пена,
и россыпь зодиака - равноценна
зыбям песка, где твой прелестный след.

И розовый цветок девичьей плоти
исчезнет в ветровом водовороте;
пыльцой цветочной станет лёгкий тлен.

И мускус губ взовьётся горсткой пыли,
мешая шёпот рощ, где мы бродили,
да звонкий мрамор строк с высоких стен.

17. ОБРАЗЫ

Весёлый бог струит своё вино,
сердитый бог стремит свои перуны;
Омир гремит в послушливые струны;
Ясон крадёт златистое руно.

Руины Трои бросивший давно,
кряхтит Эней под лапою Фортуны;
монах строчит узорчатые руны;
Изольда смотрит в узкое окно.

Дразнящий пыльный антиквариат...
Узорным плотным шёлком цепко сжат
лукавый дух цветного гобелена.

Все эти драгоценные миры -
всего лишь пряность призрачной игры,
пустой театр... Нарядная измена.

18

Узорный виноград обвил забор,
осенний воздух прян, как чёрный кофе,
и трещины, рассекшие собор,
ахматовский вычерчивают профиль.

Провинция? Но воздух сентября
заставит вспомнить даже о Леванте:
напротив, на стене монастыря,
сквозит полусожжённый облик Данте.

И воздух бродит рифмой. Отчего
поёт он непонятные терцины?
Откуда - в полотне плаща его
полощется парча речей старинных?

О Город мой! Мохнатый, древний шмель,
осыпанный пыльцой иных земель!

19. ПОЛЬША

Бывает, нимфа, заплутавшись в тёмном лесе,
Ждёт, чтобы Пан её позвал игрой на флейте...
Ярослав Ивашкевич
Эхо, бессонная нимфа...
Александр Пушкин

Песня-море выбрасывает на берег
воспоминаний янтарь, что принесло с собою;
и эхо дум бесконечных о радостях и потерях
звучит, как в славянском Поморье - голос прибоя.

Песня-ручей проносит в воде звучащей
кислород, соринки, лучей блескучие свечи,
и эхо разносит журчанье в зелёной чаще -
долгий отзвук стремительной польской речи.

В зубчатых стенах Коломны - гулкое эхо
заплелось в незримую пряжу слезы и смеха...
Голос польского леса в листве родимого края!

Море! Белый песок! Ветер и лес в хороводе!
И Эхо, бессонная нимфа, плутая, бродит
и поёт, поёт, поёт, поёт не смолкая...

20. MARIA MNISZOWNA. 1609

Картины холст - неясная граница,
стекло, где совместились тьма и свет,
зеркальное теченье смертных лет:
лицо Марины зыбится и мнится.

Гранёной рамы тесная темница,
вечерней мглой овеянный портрет, -
глухого подземелья древний бред,
где золото с землёй соединится.

Венец: десяток царственных жемчужин;
роскошный ворот инеем остужен,
сребрится платья жёсткое шитьё.

И цепи драгоценной злые звенья
свились в одно змеиное мгновенье
с холодным блеском карих глаз её.

21. ПЯТНИЦКИЕ ВОРОТА

Так - беглою иглой над плотною основой
фламандских мастеров колдует редкий рой,
чтоб краски чтили глаз роскошною игрой,
чтоб стал картон картин суровостью ковровой.

Так - своды этих врат июньскою порой
теряют жёсткость черт... Как странно то и ново!..
Клубится дымный день, бесплотный, словно слово,
сливая и мягча зубцов багряный строй.

И кажется стена седого Арсенала
изысканным ковром, колеблющимся ало.
Не камень там, а ткань! Не пепел там, а взгляд!

И чудится очам: то быстрый бег звериный,
то грохот кавалькад и гордый лик Марины,
в безмолвии шпалер, на мраморе палат.

22. ГАМЛЕТ

Там, за ковром, где тьма покровы клонит
и вьётся позолоченная моль -
таится труп кровавый. Не король,
а впопыхах заколотый Полоний.

...Я тщетно страсть искал на чёрном троне;
а видел лишь заигранную роль.
Я ждал любви, но только злобный тролль
являлся, как в подделанном дублоне.

Тяжёлых драпировок духота,
расшитый призрак, дымная мечта,
смертельный яд игрушечного мира.

Тугое зло ковра... И служат злу:
пропитанный отравой поцелуй
и смертью напоённая рапира.

23. ВИДЕНИЕ РОЗЫ

Мощное "маэстозо" -
отзвук цветного бала.
Алым виденьем - роза
на пол в ночи упала;

и ароматным газом
пламя цветка струится,
и озаряет разум
дивною грёзой принца.

Розою казанлыкской -
воздух пронзил - Нижинский!..

...Из-за ночной портьеры
прихоти взор неверный -
царский цветок Венеры...
Тёмный ковёр модерна.

24

За шелестом завес мелькнуло платье -
знакомая узорная мечта,
но тщетно я раскрыл свои объятья -
из мёртвой тьмы смотрела пустота:

безглазый взор венецианской маски,
бездушный бархат, вышитый и вязкий.

Так вои исход загадочной дороги,
куда меня желанье привело! -
готические тканые чертоги,
глухое позолоченное зло.

Покоев потаённых вереницы,
фантомы златотканой пустоты...
Немые нарисованные птицы;
стальной иглой заклятые цветы!

25. КОЛЛЕКЦИЯ

Красный ампир шкафов, барокко тёмных буфетов:
розы Ронсара, лаванда, сирень и мята,
серая амбра, мускус, египетские ароматы,
корки лимона, кофе, эллинские монеты,

бабочки, мёд и марки, жемчуг и самоцветы,
вина в пыльных бутылках, обломки античных статуй,
лак на амфорах, книги, линзы, булат и латы,
шорох гадальных карт и шёпот моих сонетов:

всюду всё тот же облик - след на резном алмазе -
женский, влекущий, скрытный, - точно клубок фантазий,
тот, что уводит в космос тропкою муравьиной.

...О если б можно было из потаённых стонов
вырваться - сбросить плоти призрачные хитоны -
с жаждой о Бесконечном, с верою о Едином!..

26. ИЗ ОСКАРА УАЙЛДА. TEDIUM VIT?

Клинком покончить с юностью моею,
в век пошлости - таскать его наряд,
позволить каждой лапе красть мой клад
и в женский локон впутаться, немея?

Быть у Фортуны конюхом, лакеем?
Всё это не ценней, чем пены спад,
да летний пух колючек, что летят
по ветру, дать потомства не умея.

Я оставляю сборища глупцов:
нелепой клеветы пути кривые!
Достойней нищим быть, склонив лицо,

скитаться, жить под кровлей пастуха -
чем в тот вертеп вернуться, где впервые
мой белый дух узнал уста Греха!

27

Я оставляю сумерки шпалер,
их вышитые шёлковые рощи,
где охраняет яды вечной ночи
в миланских латах чёрный кавалер.

Я покидаю шелесты портьер
и лживые пленительные очи,
цветенье зла, что смертоносной мощью
таит между страницами Бодлер.

Я проклинаю кров моих подруг,
где каждый взгляд отравлен, каждый звук
надломлен, как поддельная монета.

Прощай, шелками шитая страна!
Я ухожу. Из тёмного окна
уже струятся отблески рассвета.

28. ОСВОБОЖДЕНИЕ

Прощайте, проклятые стены -
прошитый шёлком вечный труд,
и эти пряные измены,
и терпкий, утончённый блуд,

и заколдованная крепость,
и призраков пьянящий газ!
Какая тщетная нелепость -
искать забвения у вас!

Как это больно, и как просто!
Так - вражий наконечник острый

рывком из раны извлечён.
Так - ночи морок ядовитый
рассветным рассечён мечом
и падает - ковром расшитым.

 


Hosted by uCoz