Именно с таким заглавием вышла книга стихов коломенского поэта Михаила МЕЩЕРЯКОВА. Уже несколько лет литературно-художественный ежегодник «Коломенский альманах» издаёт приложение «Коломенский книгочей». В нынешнем году в этой серии появился новый поэтический сборник.
Всегда с трепетом беру книги Мещерякова, пожалуй, самого тонкого и лиричного стихотворца Коломны. Образы в его строфах создаются изящными мазками: один смысловой слой накладывается на другой, затем ещё и ещё... Словно искусный художник, он подбирает прозрачные звуковые краски, и это создаёт удивительную глубину образа, придаёт стиху особую прозрачность и свет.
На запахе твёрдом, сосновом,
был воздух настоян, как мёд.
И, может быть, жизни основа
отсюда начало берёт?
...И это простое блаженство –
ручьями бежать по лесам –
быть может, и есть совершенство,
пока неизвестное нам?
И, может, в сравнении с летом,
прощание с долгой зимой –
борьба между Солнцем и светом.
а не между светом и тьмой.
Удивителен по своей живости и осязаемости этот образ предвесеннего леса! Здесь и запах оттаявшей хвои, и хруст снега, и первые ручьи, и мерцающий свет меж деревьев, побеждаемый потоками Солнца. И во всём этом, даже в том, что Солнце написано с большой буквы, чувствуется не только весенняя радость, но и некий таинственный символ, один из тех, которыми так богата природа.
Мещерякову подвластны самые таинственные эмоциональные оттенки. С какой любовью он передаёт великую охранительную силу женщины, которая с бесконечным терпением способна понять и поддержать падшую душу! И как трогательно и благодарно лирический герой сдерживает свой творческий порыв, свои эмоции, чтобы не нарушить покой подруги:
Когда я дрожал и падал,
то ты, совладав с тоской,
несла меня как лампаду,
от ветра прикрыв рукой.
Ладонью твоей согретый,
тот тлеющий фитилёк
вдруг в пламя такого света
во тьме превратиться смог.
Убавив его, скучаю.
Не дабы сберечь огонь,
но чтоб не обжечь случайно
спасительную ладонь.
Замечательная особенность Михаила Мещерякова – это его многогранность, обилие сложных и очень серьёзных тем. Необыкновенная любовь к Старому городу, трогательная память об ушедших людях, о прекрасном мире старых домов, которые давно разрушены, но остались в душе поэта, трагизм и хрупкость человеческих отношений, чудесная пейзажная лирика – всему этому нашлось место на страницах книги.
А каким смирением и мудростью пронизаны его стихи о смерти! И здесь же встречаются иронические строки, не желчные и злые, как у некоторых коломенских пародистов, а очень добрые и человечные. Например – тот же «Старик».
О христианских стихах Мещерякова говорить не решаюсь, и цитировать их не буду. У меня к ним слишком личное отношение. Поэту удалось сказать что-то очень сокровенное, то, о чём я сам тысячу раз думал, но не решался выразить на бумаге. Да и, положа руку на сердце, трудно выделить в этой подборке «отдельную» православную тему. Тут все вещи – духовные, пропитанные светом добра и человеческого сочувствия...
К числу недостатков ранних книг Мещерякова можно отнести некоторую неряшливость в отборе. Наряду с отличными стихами автором публиковались вещи случайные и недоработанные. То же «Пустынное бесшумье» можно было бы спокойно сократить наполовину, и от этого сборник только выиграл бы.
С «Возможностью творчества» дела обстоят совершенно иначе. Тут стихи выстроены, что называется, один к одному. И здесь особую благодарность надо, наверное, высказать редактору – Г.К.Горчаковой. С большим трудом можно отыскать одно-два стихотворения, без которых можно было бы обойтись. Но даже и с ними не хочется расставаться. Ибо и в них, как в золотоносной породе, скрываются сверкающие самородки ярких метафор и неожиданных рифм.
Нам остаётся только поздравить себя с выходом в свет такой книги. В стихотворную летопись Коломны включена ещё одна прекрасная страница.