Этот город похож на старинный резной ларец. Сколько прекрасных преданий сокрыто в нём! Пленительные загадки Коломенской земли, потаённые сокровища, клады, реликвии церковной древности и воинской славы... Словно драгоценные камни, мерцают они в заветном ларце! Город настолько древен, что буквально зачарован столетиями: он, словно сказочный дракон, дремлет и грезит о своих богатствах.
Но насколько верны старинные повести? Есть ли историческая подоплёка, документальные свидетельства под бесчисленными сказаниями? Давайте же вместе откроем резные кипарисные створы и всмотримся в самоцветные отблески прошлого.
ТАЙНА ИМЕНИ
Загадочное слово КОЛОМНА... В самом этом названии скрывается секрет, связанный с дославянской историей нашей земли. Когда-то здесь жили финно-угорские племена. Они-то и дали местным рекам свои прозвища (Москва, Коломна, Ока...) А тысячу лет назад сюда пришли славяне. Они не изгнали здешних жителей, а смешались с ними.
Так тёмноволосые и тёмноглазые славяне-арийцы приобрели балто-финно-угорские черты, их глаза приняли цвет северного неба, а волосы сделались русыми, но язык и культура остались прежними, славянскими. Лишь названия рек и озёр говорили о прошлом. На одном из местных языков корень «кол» означал «рыба». Для рыбной реки – логичное слово. Хотя существует и множество других гипотез; вряд ли учёные придут в этом вопросе к единому мнению.
Зато надёжные свидетельства: археологические находки, повествующие о незатейливом быте финно-угров – охотников и рыболовов, часто попадались археологам 30-х годов на сквере «Блюдечко».
Думали, что и славянская крепость была основана здесь же. Но во время раскопок конца ХХ в. следов древней крепости не нашли.
Памятниками долетописной истории остались лишь языческие курганы в окрестностях города. В них находили серебряные украшения древних вятичей: гривны, подвески, браслеты и кольца...
Но где же находился кремль XII века?
ТАЙНА ЛЕТОПИСЕЙ
В северо-восточном углу кремля сохранилось пространство, ещё не исследованное археологами. Здесь-то, как полагают, и выстроили когда-то небольшой коломенский детинец. Стоящие тут же Пятницкие ворота издавна почитались главными, парадными. Отчего так? Были ворота и покрасивее и поближе к Москве.
А дело в том, что в начале своего пути Коломна была рязанской крепостью. И главное укрепление – надвратная башня – возвышалась над самым опасным местом: Владимирской дорогой и «живым» наплавным мостом через Москву-реку. А смотрели главные ворота в сторону столицы – Рязани.
Было отчего защищаться от Владимира. В 1170-х годах, после гибели Андрея Боголюбского, рязанцы вмешались во владимирские дела. Дошло до того, что в Рязань увезли главные русские святыни: Владимирскую икону Божией Матери, меч святого Бориса, дорогую церковную утварь. Правда, в 1176 г. реликвии пришлось возвращать. А потом начались распри в самой Рязани. В 1177 г. (первое летописное упоминание города) великий князь Всеволод Большое гнездо подошёл к стенам Коломны. Войско рязанцев было разбито, князь Глеб попал в плен. А Коломна стала удельным княжеством, формально – в составе Великого княжества Рязанского, а фактически – под протекторатом Владимира.
КОЛОМЕНСКИЙ КИТЕЖ
1 января 1238 г. к стенам города подошла монгольская армия во главе с Батыем. Ей противостало союзное русское войско: дружины из Владимира, Суздаля, Коломны, Москвы, Пронска, Новгорода Нижнего, остатки рязанский отрядов... В ожесточённом сражении русичи были разбиты.
Когда же монголы стали всходить на стены беззащитной крепости, то коломенцы, ища спасения в храме, взмолились, чтобы церковь избегла поругания. И на глазах изумлённых захватчиков храм погрузился под землю. С тех пор, говорят, длится там, в глубине, невидимая Литургия, а старики святой жизни могли раньше, приложив ухо к земле, слышать звон подземного колокола.
Это место близ Пятницких ворот действительно глубоко. Здесь когда-то был водоём; и деревянные вещи XIII в., законсервированные влагой, попадали в руки археологов.
И не только в кремле показывают места подземных святынь. Есть такие «китежи» и в пригороде – в Городищах, и в Коломенском крае...
БАТЫЕВА ПЕЧАТЬ
На северной стене храма Иоанна Предтечи-в-Городищах – древнейшем каменном здании Подмосковья, есть камень с изображением фантастического зверя, похожего и на барса и на единорога. В народе этот рельеф называют «Батыевой печатью».
Бугристые, грубо сложенные стены из огромных белокаменных глыб, узкие окна, похожие на бойницы крепости, вызывают ощущение бесконечной древности. Исследователи позапрошлого столетия даже считали городищенскую церковь памятником домонгольской эпохи. Предполагали, что тут была загородная резиденция коломенского князя, а некоторые даже считали, что первоначально Коломна находилась именно здесь, а после Батыева нашествия её перенесли на другой берег Коломенки
Рассказывали, что после Коломенской битвы на поле брани нашли тело князя Романа Коломенского. В знак уважения к мужеству своего врага Бату-хан приказал похоронить его по русскому обычаю с особыми почестями – в храме Божием. А чтобы никто не осмелился нарушить покой воина, велел царь Батый поставить на стене знак охраны – единорога.
Всё это – легенды. Не водружал здесь Бату-хан свою печать, поскольку храм построен во второй половине XIV в., через полтора столетия после Коломенской битвы. И всё же реальная основа под этим сказанием есть. Действительно, был князь Роман Коломенский, погибший в январе 1238-го у стен города. Что мешало похоронить его в Городищах, в тогдашнем деревянном храме?
С именем князя Романа связана некая загадка. Он канонизован Церковью, но житие святого не кажется достоверным. Оно почти дословно списано с жития зарайских мучеников. Якобы князь Роман Рязанский пришёл к Батыю на переговоры и пал жертвой мучителей.
В реальности не было никаких переговоров, ни в Рязани, ни в Коломне. Князь Роман («Урман» арабского летописца Рашид ад Дина) действительно погиб у стен Коломны. Здесь его похоронили. Возможно, позднее у могилы стали совершаться чудеса. Его стали почитать как местного святого, а потом полководец был прославлен в лике русских святых. Но к тому времени события золотоордынского нашествия уже забылись, и агиографы составили ему «типовое» житие по зарайскому образцу. Думается, что коломенцам стоит лучше исследовать судьбу князя-воина и воздать ему должное почитание. Но вернёмся к истории храма.
После учреждения в 1353 г. Коломенской епархии Городищи стали загородной резиденцией епископа. Тогда и выстроили здешнюю церковь, соединив её деревянным переходом с домом владыки. Но откуда явился единорог на домовой владычной церкви? Вероятнее всего, это часть внешнего убранства храма. В древнерусской символике подобные изображения означали животный мир, подчинённый воле Творца.
Не исключено, что единорог стал геральдическим символом города. В XV в. у нас чеканили монету и на «денге коломской» изображён похожий зверёк.
Позднейшие предположения о том, что у храма находится «клад Ивана Грозного» (единорог изображался на личной печати царя) следует признать уж совсем фантастическими.
В 1930-е годы загадочный рельеф перенесли в Краеведческий музей. А в Городищах находится его копия.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ К МОСКВЕ
Св. благоверный князь Даниил Московский, младший сын Александра Невского, имел крошечный удел, но характером и воинскими талантами пошёл в отца. Поэтому, когда князь Константин Рязанский решил устроить против Москвы маленькую победоносную войну, он очень просчитался. Даниил не только разбил рязанское войско, но и самого Константина взял в плен. Так, в 1300 г. Коломна вместе с огромным уездом (от берегов Оки до Бронниц) включается в состав молодого Московского княжества.
Недолго Коломна управлялась святым князем. В 1303 г. Даниил скончался. Но таинственная связь его с нашим городом сохранилась. В XV в., когда погребение благоверного князя в московском Данилове монастыре затерялось, именно жителю Коломны выпало счастье обрести забытую могилу. Частица мощей св. Даниила хранится в нашей церкви Богоявления-в-Гончарах.
ТАЙНЫ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ
Почему летописцы называют Коломну «любимым градом» Димитрия Донского? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к загадкам Коломны, связанным с его именем.
ГДЕ РОДИЛСЯ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ? В самом деле: сведения о начале его жизни крайне скудны. Никто ведь не рассчитывал, что он сядет на московский трон. В столице правил великий князь Симеон Гордый, у него подрастали наследники... Но страшная чума скосила и князя и его семью, и право наследования перешло к брату – Ивану Красному. Он был женат на Александре Вельяминовой, дочери московского главнокомандующего (тысяцкого) Василия Вельяминова. Вельяминовым в Коломенском уезде принадлежало село Никульское. А Димитрий, по местному преданию, появился на свет в соседнем Черкизове.
ВЕНЧАНИЕ. Коломенцы традиционно называют местом венчания Димитрия Московского и Евдокии Суздальской храм Воскресения Словущего на Соборной площади. На самом деле этот каменный дворцовый княжеский храм построен на рубеже XV-XVI вв. Но свадьба святых Димитрия и Евдокии – реальный факт, она состоялась в Коломне в январе 1366 г. Где же совершилось венчание? Вероятно – в деревянной церкви-предшественнице. То, что храм существовал в эпоху Димитрия – бесспорно. В Третьяковке хранится икона Воскресения, изъятая из нашей церкви; образ датируется XIV веком.
Но почему таинство произошло именно в Коломне? А дело в том, что тогда это был стратегический центр, ничем не уступающий Москве, что называется – «соцарственный град». К тому же столица была опустошена чумой и страшным пожаром. А резиденция в Коломне оставалось нетронутой.
ТАЙНА КНЯЖЕСКОГО ПОЯСА
Во время свадьбы произошло роковое событие. Дядя великого князя – тысяцкий Василий Вельяминов, подменил княжеский пояс своим, менее богатым. Это заметил московский боярин Пётр, но делу не стали давать ход, чтобы не поднимать распрю. А ведь похищенная драгоценность обладала мистической силой. Как думали наши книжники, она была как-то связана с властью над Коломной и могла сама карать своих похитителей. Зловещий отблеск этого пояса ещё сверкнёт в нашей истории.
ТАЙНЫ УСПЕНСКОГО СОБОРА
Нынешний кафедральный храм Московской епархии, торжественный, пятиглавый, стал в XVII в. подлинным украшением не только нашего кремля, но и всей Московии. Однако эта святыня скрывает в себе остатки по крайней мере двух гораздо более древних построек... Первая из них была заложена в 1353 г., вместе с основанием Коломенской епархии – первой в Московском государстве. К тому же наша кафедра была викарной; коломенские владыки, как правило, занимались делами Русской Церкви в отсутствие Митрополита всея Руси.
Как назывался тот храм, как выглядел? Загадка... Пожалуй, коломенская соборная церковь напоминала московский храм Спаса-на-Бору. Приземистый, с мощными стенами, окнами-бойницами. Возможно, что и посвящался он, подобно московскому, Христу Спасителю. Единственное, что сохранилось от этого здания – несколько резных белокаменных блоков с геометрическим и растительным орнаментом.
Зато второй собор мы можем представить гораздо ярче. «Как бы парящий» над арочным гульбищем и лестницей, он венчался переплетением закомар и тремя главами. Заложили храм после победы над золотоордынцами на реке Воже в 1378 г., а закончили уже после Куликовской битвы, в 1382-м.
Так же как и во Владимире, и в Москве, главный престол здесь был освящён в честь Успения Богородицы, а придел – в память Димитрия Солунского. Долгое время тут хранился памятник Куликовской битвы – Донская икона Божией Матери с Успением на обороте. Как полагают, образ написан для коломенского собора самим Феофаном Греком. Возможно, что он и расписывал собор в 1392 г.
Не зря храм считается памятником Донской победы. Ведь в 1380 г. именно на Успеньев день собралось под Коломной союзное русское войско. Почему именно здесь? Именно тут проходил самый короткий путь из Орды в Москву. Характерная деталь: летом центральная глава практически готового храма рухнула. Но это не помешало св. Димитрию посетить храм и присутствовать на молебне перед походом.
Здесь, на Соборной площади, в княжеском дворце св. Димитрий с воеводами планировал путь русского войска на Дон.
Тут служил митрополит Михаил (Митяй Тешилов), духовник и великого князя и хранитель княжеской печати. Человек необыкновенных дарований, с противоречивой и яркой натурой, он был по настоянию св. Димитрия избран главой Русской Церкви. Но по дороге в Константинополь умер загадочной смертью, может быть, отравленный в Орде.
Супруга Донского, св. Евдокия Московская, также оставила в Коломне свой след. После кончины Димитрия в 1389 г. она не ушла в монастырь, а твёрдой рукою продолжала править государством. Не её ли стараниями украшен Успенский собор в 1392 г.? С именем благоверной Евдокии связаны две коломенские вотчины: Бабышево и Репенское.
РЕЛИКВИИ
Тайной окутана судьба драгоценных святынь Коломны. В Успенском соборе хранились святые мощи, среди которых особо почитались зуб Иоанна Предтечи и ребро Стефана Саваита. В ризнице сохраняли драгоценную утварь, шитые ризы и пелены, иконы и дорогие оклады, большую библиотеку. В Голутвине Богоявленском монастыре почитали ризы преподобного Сергия, его посох, икону в рост, написанную на гробовой доске.
Куда исчезли эти реликвии? Были они разграблены в смутные времена? Или коломенцы успели укрыть их в потаённых местах и наши святыни до сих пор скрываются в коломенской земле?
ЯВЛЕНИЕ ПОЯСА
В 1433 г. княжеский пояс вновь сыграл свою роковую роль. Похищенный тысяцким Вельяминовым, он, как приданое, попал в семью князя Юрия Звенигородского, сына Димитрия Донского и дяди великого князя Василия II. Во время свадьбы сына Юрия – Василия Косого, боярин Пётр увидел на женихе украденный пояс и сообщил о том великой княгине Софье Витовтовне. Гордая Софья возмутилась и прилюдно сорвала с Косого драгоценный пояс.
Юрий вступился за сына: явился в Москву и сверг с престола юношу-племянника. В удел ему он дал Коломну. Тот поселился в здешней резиденции. Но москвичи не захотели служить узурпатору. Все столичные жители переехали в Коломну.
Юрий вынужден был оставить столицу. И сам он вскоре умер и сыновья его: Василий Косой и Дмитрий Шемяка потерпели поражение в борьбе за власть. Так пояс коломенский вернулся в княжеский дом.
ТАЙНЫ ИВАНА ВЕЛИКОГО
У Ивана III долгое время не было детей. Он вынужден был развестись с первой женой, и стал свататься к греческой царевне Софии Палеолог, которая тогда жила в Риме. Посредником выступил художник, ювелир и хитрый дипломат Джан-Баттиста Вольпе (Иван Фрязин). Вольпе своего добился. Софию привезли в Россию, но самого Фрязина за какие-то тайные вины отправили в коломенскую тюрьму. Впрочем, скоро выпустили.
Меж тем и у Софии тоже не было детей... Иван с женою паломничал и в Троице-Сергиев, и в Коломну, которая в то время была выдающимся церковным центром. Приносили обеты. Наконец у них родился наследник, Василий. София в благодарность вышила пелену в Успенский собор, а в своей коломенской вотчине, Бабышеве, построила церковь Зачатия св. и праведной Анны.
ГОСУДАРЕВА БИБЛИОТЕКА
От эпохи Ивана Великого сохранились предания о Государевой библиотеке. Некоторые, по незнанию, называют её «Библиотекой Ивана Грозного». Это неверно. Грозный ничего не привозил в Коломну, только забирал. А вот при Иване III город становится выдающимся центром русской культуры и книжности. Здешние монастыри и церкви славились большими, в сотни томов, библиотеками. Тут существовало несколько мастерских, где переписывались не только богослужебные книги, но и рукописи энциклопедического характера.
Профессором А.Б.Мазуровым в государственных хранилищах обнаружены несколько манускриптов, сделанных в Коломне. Одним из центров книгописания была дворцовая церковь Воскресения Словущего, что стоит на месте деревянного храма, в котором венчался св. Димитрий.
Здешний священник, Феодот, создал немало произведений книжного искусства; два из них дошли до нашего времени.
Рассказывали, что в подклете Воскресенского храма скрывались книги, которые не следовало читать простым коломенцам, ибо тут встречались сочинения оккультные и даже еретические. Иоанн Васильевич после покорения Новгорода переселил в Коломну несколько бояр; вместе с ними якобы и явилось у нас иноземное вольнодумство.
А кстати – когда построили каменную Воскресенскую домовую церковь? Многие учёные датируют её началом XVI в., нам же более вероятным кажется XV в. Именно концом столетия датируется антиминс храма, его литургический плат. И возведение церкви имеет свою логику. Ведь в 1480 г. было свергнуто золотоордынское иго. Так может быть Словущенский храм стал таким же памятником победы, каким за столетие до того был соседний Успенский собор?
НИКОЛА ЗАРАЗСКИЙ
В 1512 г. сберегая от возможного набега крымцев Корсунскую икону святителя Николая, чудотворный образ перенесли из Зарайска в хорошо укреплённую Коломну. Здесь один святотатец, серебряник Козлок, похитил у святыни драгоценный оклад. Тогда сам святитель Никола явился одному «расслабленному» коломенцу, Созонту Киселёву, и указал место, где скрыто украденное. Парализованный поднялся и своими ногами пришёл к епископу. Потрясённый владыка повелел крестным ходом идти в Запруды, И там действительно обрели сокровище. А на возврате глухонемой нищий, Климент, узрев икону святителя, стал слышать и говорить.
В память об этих чудесах великий князь Василий III приказал выстроить в Коломне церковь Николы Заразского и поставить в нём образ, а копию отправить в Зарайск. Но святитель Никола рассудил иначе: список остался в Коломне, а подлинник непостижимо оказался в Зарайске.
Скептики могут сколько угодно сомневаться, но этот случай подробно записан в «Повестях о Николе Заразском». Сохранялась в Коломне и помянутая церковь. Когда же Заразский храм разрушился от времени, его престол перенесли во второй ярус Крестовоздвиженской церкви, что у Пятницких врат. Оттуда чтимый список Николы Заразского попал в Коломенский музей, а сейчас он хранится в московском музее им. Андрея Рублёва.
ТАЙНЫ КОЛОМЕНСКОГО КРЕМЛЯ
Каменный Коломенский кремль выстроен в 1525-1531 гг. по указу Василия III. Ходили легенды, что эта крепость имела не только военный, но и духовный смысл, и государь создавал кремль в память о своём чудесном рождении. Закладку и освящение строительства совершал владыка Вассиан (Топорков), духовник и друг Василия Ивановича. Конечно, символический смысл имелся; всё русское средневековое сознание было религиозным и символичным. Не случайно на Ивановских воротах находилась резная белокаменная икона Богоматери с Богомладенцем и предстоящим Иоанном Богословом; рядом в кремле находилась церковь во имя апостола Иоанна.
Также и Пятницкие ворота не случайно поставлены на своём месте. Здесь некогда находились деревянные ворота, в которые в 1380 г. въезжал в крепость Димитрий Донской. Посему именно отсюда началось строительство цитадели.
Но помимо духовной символики существовали ещё и народные предания, особенно – о поземных ходах. Рассказывали, что такой ход вёл из Брусенского монастыря к Успенскому собору, а от Собора – к Пятницким воротам. Говорили также, что из подземелий Воскресенской церкви можно добраться к Пятницким воротам, а оттуда – на Посад. Говорили, что существует таинственный ход, проложенный от Бобренева монастыря под Москвой-рекой – в кремль. А внутри башен тоже есть подземные галереи, в которых таятся несметные сокровища.
Конечно, это фантастические легенды. Но любопытно, что под ними скрывается реальное основание. В частности, недалеко от княжеского дворца находился Тайник – мощный выступ из крепостной стены, внутри которого шли галереи к Москве-реке. Осада была не страшна: крепость имела прямой доступ к воде.
Кроме того, каждая крупная башня имела отводные галереи, так называемые «слухи». Во время осады в них сидели специальные люди, чтобы слушать – не идёт ли подкоп. В этом случае можно было заложить контрмину и взорвать врагов. Любопытно, что и в Маринкиной и в Грановитой башне остались заложенные проходы в эти подземелья. Скрываются ли там под обрушенными толщами земли какие-то сокровища? Вряд ли. Но мысли о них до сих пор бередят сердце отважных кладоискателей.
ГРОЗНЕНСКИЕ ТАЙНЫ
Иван Грозный – самая противоречивая фигура коломенского средневековья. Если в начале своего царствования он совершил полезные деяния: собрал русское войско на Девичьем поле, подобно своему предку, Димитрию Донскому и деду – Ивану Великому, если отсюда отправился на покорение Казани и в память о победе поставил шатровую Успенскую церковь в Брусенском монастыре, то позднее мы видели от него только злое.
Царь увёз в Москву чудотворную Донскую икону Богородицы. Вразумлённый таинственными знамениями, он, правда, заказал для города два списка. Один поставил в Соборе на прежнем месте, а другой водрузил на Пятницких вратах, изнутри кремля.
А в 1568 г. совершились в Коломне ужасные дела. В поисках «измены» царь с опричниками нагрянул в Коломенский уезд, погубил множество невинных людей. В самом городе опричники встретили сопротивление. И началось ужасное истребление жителей. В Свибловой башне находилась тюрьма, но там собрали только наиболее знатных горожан. Их пытали в соседней Застеночной башне. Потому соседняя кремлёвская слободка называлась Щемиловкой. А вне кремля, на берегу Москвы установили плахи, на которых рубили головы «изменникам». Простых людей топили в реке, сбрасывая их с наплавного Бобреневского моста.
Три дня после этого Москва-река текла кровью. Большинство жителей были убиты или разбежались. Даже спустя почти десять лет после этого погрома город так и не восстановился. Писцовые книги то и дело говорят о «пустых дворовых местах». Опустел и Бобренев монастырь...
Царь разорвал завет между Москвой и Коломной, положенный ещё в 1300 г., и был проклят. Умер он лютой смертью, а род его пресёкся. На Руси наступала Смута...
ЦАРИЦА-КОЛДУНЬЯ И ЕЁ КЛАД
Самые романтические предания о Смутных временах связаны с именем Марины Мнишек. Венчанная царица Московская, она действительно жила в Коломне в 1611-1612 гг. Рядом с кремлём находился польский лагерь. Остатки его прозвали Таборами или Марининым городком. Когда подошли русские ополчения, Марина Юрьевна бежала в Рязань, затем в Астрахань, где и была пленена.
Перед бегством царица погрузила награбленные богатства на возы и приказала снять створы с Пятницких ворот. Под Коломной велела она ископать яму, сложили туда казну и накрыли ямину створами ворот. Марина заколдовала клад и с тех пор всякий, кто пытался его отыскать, сходил с ума.
По преданию, Марину привезли в Коломну и заключили в Коломенскую наугольную башню. Там она умерли с тоски по воле около 1613 г. С тех пор эту башню нарекают Маринкиной. Говорят, душа её могла оборачиваться вороной и ночью вылетала на свободу из бойницы, в то время как тело оставалось в башне. Ночью стрельцы-охранники окропили темницу святой водой. Рвётся ворона в башню – и не может войти; святая вода не пускает. Бездыханное тело схоронили в подземельях, а душа царицы до сих пор мечется в коломенском небе и не может найти упокоения.
Впрочем, монахини Брусенского монастыря рассказывали, что содержали пленницу не в Коломенской башне, а в соседней, Грановитой. Но кто сейчас это проверит?
КОЛОМЕНСКИЙ ГРААЛЬ
В храме Богоявления-в-Гончарах, рядом с главным алтарём, хранится таинственный ковчег... В нём несколько десятков частиц святых мощей, по которым можно изучать всю историю Церкви! Три евангелиста, первомученики, Отцы Церкви, великие избранные святые, русские благоверные князья и подвижники веры. И здесь же – великая драгоценность – частица Крови Господней а в середине ковчега – крест, под которым сокрыт кусочек Животворящего Крестного Древа...
При созерцании этой святыни умственный взор невольно обращается к событиям Страстной седмицы, к неизреченным тайнам Божественного страдания и Крестной жертвы. Во время мучений Спасителя Кровь высыхала на Его Теле. Когда же, во время Воскресения, Христос, подобно ослепительной вспышке, прошёл сквозь гробные пелены, эти россыпи запекшейся Крови остались внутри Плащаницы. Разве могли апостолы, пришедшие ко Гробу Господню, остаться равнодушны к этим частицам? Конечно же нет! Ведь в Израиле всегда считалось, да и доселе считается, что любая кровь посвящена Богу, и её никогда не оставляют в небрежении. Тем более это относилось к Учителю! Несомненно, запекшуюся Кровь бережно собрали, вероятно – в одну из чаш, которыми пользовались на Тайной вечере. Позднее в западном предании эту чашу назвали Граалем и рассказывали, что она сделана из драгоценного камня. Такие предания могут вызвать только улыбку. Не было в обиходе Спасителя драгоценной посуды. И Грааль – это обычная деревянная чаша, выточенная, скорее всего, из кипариса или кедра.
Позднее, когда апостолы отправились на евангельскую проповедь, они, очевидно, брали с собой драгоценные частицы Крови Учителя. Неведомыми путями одна из них попала в Россию.
Поистине чудо, что мы, находясь на границе тогдашнего цивилизованного мира, можем прикоснуться к тайне Воскресения Христова!
Но каким же образом эта святыня попала в Коломну?
Богоявленская церковь не закрывалась даже в пору самых жесточайших гонений. Имелся у неё в середине ХХ века староста – Василий Чурзин. Это был чрезвычайно авторитетный человек в церковном мире. Во время своих паломничеств он обретал частицы святых мощей. Затем все они были собраны в доске от старинной иконы и укреплены на особой подставке наподобие аналоя. Недавно этот ковчег вынесли из бокового придела и поставили в главном храме. Удивительная благодать ощущается в этом месте даже нецерковными людьми! Можно сказать, что само пространство старинного храма изменилось, исполненное непостижимой и таинственной силой.
ПОСАДСКИЕ СОКРОВИЩА
Каждая из церквей Коломенского Посада – историческая жемчужина. И настоящее сокровище среди них – церковь Богоявления-в-Гончарах. Мало того, что она не была разорена в советское время, она ещё и приумножила число своих реликвий. Это не только Коломенский Грааль, о коем речь была выше. Это иконы, связанные с именами престолов, т.е. с событиями XV-XVI вв., произошедшими ещё до каменного строительства. А само строительство? А время Филарета, великого церковного деятеля, который родился в этом приходе в 1783 г.? А росписи той эпохи, обнаруженные совсем недавно? А знаменитая Страстная икона? Её почитали в Ямской слободе, а после закрытия Троицкой церкви перенесли сюда, к Богоявлению.
Никита Мученик: всё дышит здесь воспоминаниями Н.П. Гилярова-Платонова... Здесь хранились реликвии князя Д.М. Пожарского. Чтимая Силуанская икона Божией Матери, сотни частиц святых мощей – где всё это? Бог весть!
Ещё в старину на Посаде пропала церковь Алексия человека Божия, основанная говорят, самим Алексием Митрополитом, исчез и храм Симеона Богоприимца. Последний погиб во время пожара; и недавно археологи сделали потрясающее открытие. Обнаружена часть литургического набора – средневековое копие, которым извлекались частицы из богослужебных просфор.
В Коломне издавна почитали резные иконы: Николу Коломенского (по типу Можайского – с мечом и градом), Параскеву Пятницу, Христа в темнице. Большая часть из них погибла во время гонений, но чудом сохранился до нашего времени каменный рельеф с бывших Ивановских ворот. После разрушения Ивановской башни в 1830-е годы, образ попал в храм апостола Иоанна, что на Житной площади. Сейчас это древнейшая икона Коломны, поистине уникальная. И не только потому, что средневековые каменные изваяния вообще в России наперечёт. Но потому также, что сюжет образа нигде больше в мировом искусстве не встречается. Апостол Иоанн «в духе» созерцает Богородицу с Младенцем и сжимает в руке Книгу – или самое таинственное из четырёх Евангелий, или, скорее всего, Апокалипсис. Рельеф сделан не без влияния итальянцев, но осмыслен через православное умозрение.
Кто строил Вознесенскую церковь? Или сам М.Ф.Казаков, или его ученик по проекту мастера. До сих пор остаются загадкой астральные символы на монастырских оградах Коломны. Словно ожерелье стоят на границах Старого города храмы Троице-на-Репне, где прошло детство Митрополита Филарета (Дроздова), Петра и Павла, около которой непостижимым образом сохранилась могила славного рода Дроздовых, Михаила Архангела, – чудо ампира, Бориса и Глеба, в котором крестили И.И.Лажечникова...
А старинное Щурово? Где-то здесь таится клад боярина Кикина, а рядом – клад разбойника Голбина. Само название интересно: как говорят – от славянского родового божества Щура. И, конечно же, потрясающей красоты неовизантийский храм, так удивительно перекликающийся через Оку с Богоявленским Старо-Голутвиным монастырём. В земле этой обители, по словам старожилов, тоже спрятано немало сокровищ....
Закрываются створы потаённого ларца. Но обаяние его загадок не оставляет нас.
Поистине удивительна древняя Коломна! И многие её тайны ещё ждут своих исследователей.