Александр Сахаров

"ПРИ СВЕТЕ ТРЕПЕТНОМ ЛАМПАДЫ ОБРАЗНОЙ..."

Лермонтовская   икона

С Вячеславом Александровичем Северионовым я познакомился в июле 1991 года,  когда отмечалось 150-летие гибели Михаила Юрьевича Лермонтова. Вячеслав Александрович – потомок последних жителей Тарханского барского дома,  воспитанников последней владелицы Тархан М.В. Катковой.    

Как известно, после смерти Е.А.Арсеньевой – бабушки М.Ю.Лермонтова усадьбу Тарханы унаследовал ее брат Афанасий Алексеевич Столыпин (Саратовский предводитель дворянства, участник Бородинской битвы, чей рассказ  о сражении лег  в основу известного  стихотворения Лермонтова), который часть жителей перевез в Саратовскую губернию, основав село Тарханы.  После него имением владел  его сын А.А. Столыпин,  затем его дочь М.А. Щербатова, а затем ее дочь М.В. Каткова.  Последние владельцы не жили сами в Тарханах,  а лишь изредка приезжали туда, а хозяйство вели управляющие.  В Тарханах жил и воспитанник Катковой – Саша Беликов, сначала в доме ключницы, а затем во флигеле барского дома. Одним из последних управляющих Тархан был Казьмин, по прозвищу «Нехай». При нем усадьба  приходила в запустение,  любопытствующих он  на двор не пускал:  «Не было тут никакого Лермонтова и нет» – таков был его ответ посетителям усадьбы, приезжавшим поклониться могиле Поэта. Да и крестьяне были им недовольны, вот и уговорили они  Сашу написать письмо помещице  с просьбой  убрать из села Казьмина.  М.В. Каткова прислушалась к мнению  своего воспитанника, так как полностью ему доверяла и вскоре был назначен новый управляющий – Григорий Алексеевич Игнатьев, интеллигентный человек,  который начал благоустраивать усадьбу,  поднимать хозяйство.  Александр Николаевич Беликов подружился с новым управляющим,  пользовался его библиотекой.

По предположению В.А. Севирионова, именно Г.А. Игнатьев  и А.Н. Беликов замуровали вход в склеп  в фамильной усыпальнице Арсеньевых и Лермонтовых  когда началась  гражданская война  и возникла угроза ограбления усадьбы и осквернения гробницы М.Ю. Лермонтова. Позже, в 1920-е гг., когда возникла угроза ареста Г.А. Игнатьева (как дворянина), он, предупрежденный Беликовым, уехал вместе с семьей А.Н.Беликова в Саратовскую губернию, а затем в Алушту.  Беликовы остались жить в Саратовской губернии, Александр Николаевич  стал ветеринаром и был арестован  в 1937 году по ложному обвинению в организации падежа скота.

В семье Севирионовых – потомков  А.Н. Беликова  хранилась икона Божией Матери «Споручница грешных». Этой иконой М.В. Каткова в один из своих приездов в Тарханы благословила А.Н.Беликова и другую свою воспитанницу Дашу на их свадьбе.  По семейному преданию она вынесла икону из комнаты на втором этаже,  куда никто  из крестьян и служещих усадьбы не допускался, т.к. там хранились вещи, оставшиеся после Е.А. Арсеньевой и  М.Ю. Лермонтова, следовательно, эта икона могла быть в доме и при жизни Лермонтова. Проведенная в Москве экспертиза показала, что икона  была написана в  1815-1820 годы.  Проводивший фиксацию  живописного слоя иконы  художник-реставратор заповедника Г.В. Сальков подтвердил,  что икона была написана  в первой четверти XIX века, скорее всего, крепостным художником.  Мы предполагаем,  что эта икона была заказана Е.А. Арсеньевой в память о дочери – рано умершей матери поэта Марии Михайловне Лермонтовой и висела в комнате Лермонтова.  Известно описание этой комнаты, сделанное Н. Рыбкиным, правда,  уже после гибели М.Ю. Лермонтова и смерти Е.А. Арсеньевой в 1881 г.: «… В детской спальне поэта красовалась изразцовая лежанка,  близ нее стояла кроватка  и  детский стулик на высоких ножках, о б р а з о к   в   у г л у (выделено мною – А.С.), диванчик и кресла. Мебель обита шелковой материей с узорами.  К нашему счастью,  дом и усадьба  сохранились почти в натуральном виде».  Мы считаем,  что этим образом,  упомянутым в описании,  могла быть икона «Споручница грешных».

 

 

 

Это наше предположение поддержала Людмила Николаевна Шаталова (художник, исследователь графики поэта), которая высказала гипотезу о том,  что на иконе в образе Божией Матери изображена Мария Михайловна. Художник-реставратор Г.В. Сальков согласился с тем, что в лике Богородицы проступают характерные столыпинские черты. Да и другие  эксперты отмечали, что лица Божией Матери и Младенца «слишком живописны», что не характерно для иконы.  Хотя по православным канонам и запрещено изображать на иконах действительно  существовавших людей  (кроме причисленных к лику святых), эта гипотеза не представляется неправдоподобной,  ведь на одной из икон  в домовой церкви Марии Египетской в Тарханах есть надпись  «Обличие Архангела Михаила  списано  с портрета Лермонтова работы Будкина». Известно, что Архангел Михаил считался покровителем Михаила Юрьевича. Портрет Лермонтова работы Ф.О.Будкина был написан в 1834 году,  Лермонтов изображен на нем  в мундире корнета лейб-гвардии Гусарского полка, куда был выпущен из юнкерской школы (по другой версии автором портрета является художник П.З. Захаров). Бабушка связывала  с военной службой внука  большие надежды и могла заказать крепостному художнику образ покровительствующего ему Архистратига Михаила, списанный с его портрета.  (О том, что такие случаи были вполне возможны в то время, говорит и предположение художника-реставратора  Н. Алехиной о том,  что лица двух ангелов в росписи плафона церкви Большого Вознесения списаны с макаровского портрета  Н.Н. Пушкиной)  Также  и после смерти  Марии Михайловны могла Елизавета Алексеевна заказать икону с ее портрета крепостному художнику (местный художник мог писать портрет и по памяти, ведь он мог знать Марию Михайловну лично) и повесить ее в комнате внука. Не исключено,  что в этом случае  в образе Младенца изображен сам Миша Лермонтов.

  “Первая любовь»

С этой иконой, как мы считаем, связано и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Первая любовь»:

            В ребячестве моем тоску любови знойной

            Уж стал я понимать душою беспокойной;

            На мягком ложе сна не раз во тьме ночной,

            При свете трепетном лампады образной,

            Воображением, предчувствием томимый,

            Я предавал свой ум мечте непобедимой.

            Я видел женский лик, он хладен был как лед,

            И очи – этот взор в груди моей живет;

            Как совесть душу он хранит от преступлений;

            Он след единственный младенческих видений …

            И деву чудную любил я, как любить

            Не мог еще с тех пор, не стану, может быть.

            Когда же улетел мой призрак драгоценный,

            Я в одиночестве кидал свой взгляд смущенный

            На стены желтые, и мнилось, тени с них

            Сходили медленно до самых ног моих.

            И мрачно, как они, воспоминанье было

            О том, что лишь мечта и между тем так мило.

Комментаторы этого стихотворения связывали его  с записью в дневнике Лермонтова: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины.  К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я ее видел там.  Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей… Это была страсть, сильная, хотя ребяческая; это была истинная любовь; с тех пор я еще не любил так…»  Основанием для такой связи являются близость обоих текстов по времени (и стихотворение и дневниковая запись относятся к 1830 году)  и почти полная  идентичность некоторых строк. Сравним: “  И деву чудную любил я, как л юбить// Не мог еще с тех пор, не стану – может быть!”  («Первая любовь») и «…это была истинная любовь; с тех пор я еще не любил так…»                                          (Дневник).

И, все же, трудно отнести строки:

            Я видел женский лик – он хладен был как лед,

            И очи… этот взор в груди моей живет;

            Как совесть душу он хранит от преступлений;

            Он след единственный младенческих видений …

к голубоглазой белокурой девочке 9 лет. Вероятнее всего – это портрет зрелой женщины.

Многие исследователи сходятся во мнении, что стихотворение «Первая любовь» – воспоминание юноши-поэта о детстве, о жизни в Тарханах, ведь даже стены комнаты Лермонтова в Тарханском доме выкрашены в желтый цвет, как описано в стихотворении.

Теперь самое время задать себе вопрос:  что же мог увидеть Лермонтов вечером «при свете трепетном лампады образной»  в своей комнате?  Может быть портрет,  или, скорее всего, образ – икону, а раз женский лик – то, вероятно, речь идет об иконе Божьей матери. Тогда становится понятным и то, почему «женский лик» «хладен был как лед», ведь русские иконы традиционно отличались аскетизмом. Да и слово “лик” ассоциируется с иконой.

Тарханы.  1995 год.

 Понимая ценность иконы, которую, возможно, видел в детстве М.Ю. Лермонтов,  В.А. Севирионов считал,  что икона  должна принадлежать музею-заповеднику поэта в Тарханах.  Нам удалось связаться с директором Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова «Тарханы», заслуженным работником культуры России Т.М. Мельниковой  и заведующей фондами музея В.П. Ульяновой.  Они очень заинтересовались историей иконы, в Саратов для осмотра и фиксации живописного слоя иконы приехали  В.П. Ульянова  и художник-реставратор музея Г.В. Сальков.  Было решено,  что Вячеслав Александрович передаст икону в дар музею в день памяти поэта – 27 июля 1995 года.    

И вот этот день настал…  Накануне вечером  над лермонтовскими Тарханами ровной голубой дугой  сверкнула молния  и тут же раздался единственный удар грома, как бы напоминая о той грозе, что бушевала 154 года назад над Пятигорском: «15 июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря  с молниею и громом; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов». Все дни нашего пребывания в Тарханах была дождливая погода, казалось, что само Небо оплакивает поэта.

    Утром прояснилось, и к 10 часам жители села и гости собрались у  сельской  церкви  Михаила Архангела, построенной еще при жизни М.Ю. Лермонтова (в 1840 г.)  и освященной в честь его небесного покровителя. Панихиду по Лермонтову в церкви Михаила Архангела и в часовне над могилами М.Ю. Лермонтова, его матери Марии Михайловны, Елизаветы Алексеевны  и Михаила Васильевича Арсеньевых отслужил настоятель Пензенского Успенского собора отец Сергий. Множество цветов легло к подножию памятника на могиле Поэта. Над часовней возвышается старый дуб, посаженный во исполнеие желания Поэта:

            Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея

            Про любовь мне сладкий голос пел,

            Надо мной чтоб, вечно зеленея

            Темный дуб склонялся и шумел.

Затем все участники Дня Памяти Лермонтова пришли в усадьбу Е.А. Арсеньевой, где провел свои детские годы (до поступления в Московский университетский благородный пансион) будущий поэт. Именно в Тарханах познал он красоту русской природы, познакомился с жизнью народа,  здесь прошли первые годы учения, здесь он потерял мать и пережил семейную драму между отцом и бабушкой,  сюда же приезжал он к бабушке  и в 1836 году блестящим кавалерийским офицером.

Несмотря на вновь начавшийся дождь, у памятника М.Ю. Лермонтову работы скульптора О. Комова  состоялся небольшой митинг,  на котором выступили представители администрации области, поэты, деятели культуры.  Открывая митинг,  директор музея-заповедника Т.М. Мельникова поблагодарила всех друзей Лермонтова,  кто,  несмотря  на сложности жизни,  нашел возможность приехать  в Тарханы, чтобы почтить память Поэта. И конечно же, на митинге звучали стихи Лермонтова.

Здесь же, перед памятником Поэту, В.А. Севирионов передал в дар музею-заповеднику  семейную реликвию – икону Божией Матери «Споручница грешных». От имени всех сотрудников музея Т.М. Мельникова тепло поблагодарила В.А. Севирионова за его дар.  В прошлом году Г.В. Сальковым  была завершена реставрация иконы, проявившая живые краски оригинала.

Икона вновь обрела свое место в комнате Лермонтова на втором этаже усадебного дома. Кроме иконы, Вячеслав Александрович передал в дар музею и другие вещи, хранившиеся в семье Беликовых со времени их жизни в Тарханском доме: серебряный рожок для кормления младенцев,  бисерную нитку, пепельницу.  Рожок также находится в экспозиции – в комнате бабушки поэта.

 

 

 

Лермонтовские Тарханы. Здесь все дышит любовью к Поэту, бережно сохраняют сотрудники музея-заповедника вещи поэта,  привезенные его преданным слугой Андреем Соколовым (тарханским крестьянином) из Пятигорска после дуэли, другие мемориальные вещи, воссоздают в усадьбе картину  быта сельских дворян  и усадебного хозяйства  XIX века, ведут исследовательскую работу. Хотелось бы сказать большое спасибо сотрудникам музея, бережно сохраняющим в наше трудное время усадьбу, в которой  прошло детство  великого Поэта.

 

 


Hosted by uCoz