Лермонтовская икона
С Вячеславом Александровичем Северионовым я познакомился в июле 1991 года, когда отмечалось 150-летие гибели Михаила Юрьевича Лермонтова. Вячеслав Александрович – потомок последних жителей Тарханского барского дома, воспитанников последней владелицы Тархан М.В. Катковой.
Как известно, после смерти Е.А.Арсеньевой – бабушки М.Ю.Лермонтова усадьбу Тарханы унаследовал ее брат Афанасий Алексеевич Столыпин (Саратовский предводитель дворянства, участник Бородинской битвы, чей рассказ о сражении лег в основу известного стихотворения Лермонтова), который часть жителей перевез в Саратовскую губернию, основав село Тарханы. После него имением владел его сын А.А. Столыпин, затем его дочь М.А. Щербатова, а затем ее дочь М.В. Каткова. Последние владельцы не жили сами в Тарханах, а лишь изредка приезжали туда, а хозяйство вели управляющие. В Тарханах жил и воспитанник Катковой – Саша Беликов, сначала в доме ключницы, а затем во флигеле барского дома. Одним из последних управляющих Тархан был Казьмин, по прозвищу «Нехай». При нем усадьба приходила в запустение, любопытствующих он на двор не пускал: «Не было тут никакого Лермонтова и нет» – таков был его ответ посетителям усадьбы, приезжавшим поклониться могиле Поэта. Да и крестьяне были им недовольны, вот и уговорили они Сашу написать письмо помещице с просьбой убрать из села Казьмина. М.В. Каткова прислушалась к мнению своего воспитанника, так как полностью ему доверяла и вскоре был назначен новый управляющий – Григорий Алексеевич Игнатьев, интеллигентный человек, который начал благоустраивать усадьбу, поднимать хозяйство. Александр Николаевич Беликов подружился с новым управляющим, пользовался его библиотекой.
По предположению В.А. Севирионова, именно Г.А. Игнатьев и А.Н. Беликов замуровали вход в склеп в фамильной усыпальнице Арсеньевых и Лермонтовых когда началась гражданская война и возникла угроза ограбления усадьбы и осквернения гробницы М.Ю. Лермонтова. Позже, в 1920-е гг., когда возникла угроза ареста Г.А. Игнатьева (как дворянина), он, предупрежденный Беликовым, уехал вместе с семьей А.Н.Беликова в Саратовскую губернию, а затем в Алушту. Беликовы остались жить в Саратовской губернии, Александр Николаевич стал ветеринаром и был арестован в 1937 году по ложному обвинению в организации падежа скота.
В семье Севирионовых – потомков А.Н. Беликова хранилась икона Божией Матери «Споручница грешных». Этой иконой М.В. Каткова в один из своих приездов в Тарханы благословила А.Н.Беликова и другую свою воспитанницу Дашу на их свадьбе. По семейному преданию она вынесла икону из комнаты на втором этаже, куда никто из крестьян и служещих усадьбы не допускался, т.к. там хранились вещи, оставшиеся после Е.А. Арсеньевой и М.Ю. Лермонтова, следовательно, эта икона могла быть в доме и при жизни Лермонтова. Проведенная в Москве экспертиза показала, что икона была написана в 1815-1820 годы. Проводивший фиксацию живописного слоя иконы художник-реставратор заповедника Г.В. Сальков подтвердил, что икона была написана в первой четверти XIX века, скорее всего, крепостным художником. Мы предполагаем, что эта икона была заказана Е.А. Арсеньевой в память о дочери – рано умершей матери поэта Марии Михайловне Лермонтовой и висела в комнате Лермонтова. Известно описание этой комнаты, сделанное Н. Рыбкиным, правда, уже после гибели М.Ю. Лермонтова и смерти Е.А. Арсеньевой в 1881 г.: «… В детской спальне поэта красовалась изразцовая лежанка, близ нее стояла кроватка и детский стулик на высоких ножках, о б р а з о к в у г л у (выделено мною – А.С.), диванчик и кресла. Мебель обита шелковой материей с узорами. К нашему счастью, дом и усадьба сохранились почти в натуральном виде». Мы считаем, что этим образом, упомянутым в описании, могла быть икона «Споручница грешных».
Это наше предположение поддержала Людмила Николаевна Шаталова (художник, исследователь графики поэта), которая высказала гипотезу о том, что на иконе в образе Божией Матери изображена Мария Михайловна. Художник-реставратор Г.В. Сальков согласился с тем, что в лике Богородицы проступают характерные столыпинские черты. Да и другие эксперты отмечали, что лица Божией Матери и Младенца «слишком живописны», что не характерно для иконы. Хотя по православным канонам и запрещено изображать на иконах действительно существовавших людей (кроме причисленных к лику святых), эта гипотеза не представляется неправдоподобной, ведь на одной из икон в домовой церкви Марии Египетской в Тарханах есть надпись «Обличие Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова работы Будкина». Известно, что Архангел Михаил считался покровителем Михаила Юрьевича. Портрет Лермонтова работы Ф.О.Будкина был написан в 1834 году, Лермонтов изображен на нем в мундире корнета лейб-гвардии Гусарского полка, куда был выпущен из юнкерской школы (по другой версии автором портрета является художник П.З. Захаров). Бабушка связывала с военной службой внука большие надежды и могла заказать крепостному художнику образ покровительствующего ему Архистратига Михаила, списанный с его портрета. (О том, что такие случаи были вполне возможны в то время, говорит и предположение художника-реставратора Н. Алехиной о том, что лица двух ангелов в росписи плафона церкви Большого Вознесения списаны с макаровского портрета Н.Н. Пушкиной) Также и после смерти Марии Михайловны могла Елизавета Алексеевна заказать икону с ее портрета крепостному художнику (местный художник мог писать портрет и по памяти, ведь он мог знать Марию Михайловну лично) и повесить ее в комнате внука. Не исключено, что в этом случае в образе Младенца изображен сам Миша Лермонтов.
“Первая любовь»
С этой иконой, как мы считаем, связано и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Первая любовь»:
В ребячестве моем тоску любови знойной
Уж стал я понимать душою беспокойной;
На мягком ложе сна не раз во тьме ночной,
При свете трепетном лампады образной,
Воображением, предчувствием томимый,
Я предавал свой ум мечте непобедимой.
Я видел женский лик, он хладен был как лед,
И очи – этот взор в груди моей живет;
Как совесть душу он хранит от преступлений;
Он след единственный младенческих видений …
И деву чудную любил я, как любить
Не мог еще с тех пор, не стану, может быть.
Когда же улетел мой призрак драгоценный,
Я в одиночестве кидал свой взгляд смущенный
На стены желтые, и мнилось, тени с них
Сходили медленно до самых ног моих.
И мрачно, как они, воспоминанье было
О том, что лишь мечта и между тем так мило.
Комментаторы этого стихотворения связывали его с записью в дневнике Лермонтова: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей… Это была страсть, сильная, хотя ребяческая; это была истинная любовь; с тех пор я еще не любил так…» Основанием для такой связи являются близость обоих текстов по времени (и стихотворение и дневниковая запись относятся к 1830 году) и почти полная идентичность некоторых строк. Сравним: “ И деву чудную любил я, как л юбить// Не мог еще с тех пор, не стану – может быть!” («Первая любовь») и «…это была истинная любовь; с тех пор я еще не любил так…» (Дневник).
И, все же, трудно отнести строки:
Я видел женский лик – он хладен был как лед,
И очи… этот взор в груди моей живет;
Как совесть душу он хранит от преступлений;
Он след единственный младенческих видений …
к голубоглазой белокурой девочке 9 лет. Вероятнее всего – это портрет зрелой женщины.
Многие исследователи сходятся во мнении, что стихотворение «Первая любовь» – воспоминание юноши-поэта о детстве, о жизни в Тарханах, ведь даже стены комнаты Лермонтова в Тарханском доме выкрашены в желтый цвет, как описано в стихотворении.
Теперь самое время задать себе вопрос: что же мог увидеть Лермонтов вечером «при свете трепетном лампады образной» в своей комнате? Может быть портрет, или, скорее всего, образ – икону, а раз женский лик – то, вероятно, речь идет об иконе Божьей матери. Тогда становится понятным и то, почему «женский лик» «хладен был как лед», ведь русские иконы традиционно отличались аскетизмом. Да и слово “лик” ассоциируется с иконой.
Тарханы. 1995 год.
Понимая ценность иконы, которую, возможно, видел в детстве М.Ю. Лермонтов, В.А. Севирионов считал, что икона должна принадлежать музею-заповеднику поэта в Тарханах. Нам удалось связаться с директором Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова «Тарханы», заслуженным работником культуры России Т.М. Мельниковой и заведующей фондами музея В.П. Ульяновой. Они очень заинтересовались историей иконы, в Саратов для осмотра и фиксации живописного слоя иконы приехали В.П. Ульянова и художник-реставратор музея Г.В. Сальков. Было решено, что Вячеслав Александрович передаст икону в дар музею в день памяти поэта – 27 июля 1995 года.
И вот этот день настал… Накануне вечером над лермонтовскими Тарханами ровной голубой дугой сверкнула молния и тут же раздался единственный удар грома, как бы напоминая о той грозе, что бушевала 154 года назад над Пятигорском: «15 июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с молниею и громом; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов». Все дни нашего пребывания в Тарханах была дождливая погода, казалось, что само Небо оплакивает поэта.
Утром прояснилось, и к 10 часам жители села и гости собрались у сельской церкви Михаила Архангела, построенной еще при жизни М.Ю. Лермонтова (в 1840 г.) и освященной в честь его небесного покровителя. Панихиду по Лермонтову в церкви Михаила Архангела и в часовне над могилами М.Ю. Лермонтова, его матери Марии Михайловны, Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича Арсеньевых отслужил настоятель Пензенского Успенского собора отец Сергий. Множество цветов легло к подножию памятника на могиле Поэта. Над часовней возвышается старый дуб, посаженный во исполнеие желания Поэта:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.
Затем все участники Дня Памяти Лермонтова пришли в усадьбу Е.А. Арсеньевой, где провел свои детские годы (до поступления в Московский университетский благородный пансион) будущий поэт. Именно в Тарханах познал он красоту русской природы, познакомился с жизнью народа, здесь прошли первые годы учения, здесь он потерял мать и пережил семейную драму между отцом и бабушкой, сюда же приезжал он к бабушке и в 1836 году блестящим кавалерийским офицером.
Несмотря на вновь начавшийся дождь, у памятника М.Ю. Лермонтову работы скульптора О. Комова состоялся небольшой митинг, на котором выступили представители администрации области, поэты, деятели культуры. Открывая митинг, директор музея-заповедника Т.М. Мельникова поблагодарила всех друзей Лермонтова, кто, несмотря на сложности жизни, нашел возможность приехать в Тарханы, чтобы почтить память Поэта. И конечно же, на митинге звучали стихи Лермонтова.
Здесь же, перед памятником Поэту, В.А. Севирионов передал в дар музею-заповеднику семейную реликвию – икону Божией Матери «Споручница грешных». От имени всех сотрудников музея Т.М. Мельникова тепло поблагодарила В.А. Севирионова за его дар. В прошлом году Г.В. Сальковым была завершена реставрация иконы, проявившая живые краски оригинала.
Икона вновь обрела свое место в комнате Лермонтова на втором этаже усадебного дома. Кроме иконы, Вячеслав Александрович передал в дар музею и другие вещи, хранившиеся в семье Беликовых со времени их жизни в Тарханском доме: серебряный рожок для кормления младенцев, бисерную нитку, пепельницу. Рожок также находится в экспозиции – в комнате бабушки поэта.
Лермонтовские Тарханы. Здесь все дышит любовью к Поэту, бережно сохраняют сотрудники музея-заповедника вещи поэта, привезенные его преданным слугой Андреем Соколовым (тарханским крестьянином) из Пятигорска после дуэли, другие мемориальные вещи, воссоздают в усадьбе картину быта сельских дворян и усадебного хозяйства XIX века, ведут исследовательскую работу. Хотелось бы сказать большое спасибо сотрудникам музея, бережно сохраняющим в наше трудное время усадьбу, в которой прошло детство великого Поэта.