А.А. Сахаров, Н.В. Сухова

 

ЗАГАДКИ РЯЗАНСКИХ ГОЛИЦЫНских портретов

 

Портреты представителей княжеского рода Голицыных можно встретить практически во всех музеях страны. Вероятно, это одно из следствий разветвлённости и многочисленности этого рода. Здесь же, как и следует из названия, речь пойдёт о портретах Голицыных  из коллекции Рязанского областного художественного музея им. И.П. Пожалостина.  Интересно, что, несмотря на разные источники поступления этих портретов, все Голицыны, изображённые на них, имеют отношение к Рязанской земле. В этой статье мы не будем описывать все голицынские портреты Рязанского музея1, а рассмотрим лишь некоторые из них, связанные с новой атрибуцией лиц, изображённых на них.

 

А.Н. ГОЛИЦЫН, ИЛИ НЕИЗВЕСТНЫЙ КАВАЛЕР ВЫСШЕГО ОРДЕНА?

Первый из этих портретов принадлежит кисти неизвестного художника второй половины XVIII века из круга Ф.С. Рокотова. Об этом можно судить по форме холста, характерной для работ Ф.С. Рокотова и его окружения в 80-е гг. XVIII века, типичной постановке фигуры модели (низкий погрудный срез, трёхчетвертной поворот корпуса, лицо изображено анфас), особенностям живописной проработки изображения. На картине изображён мужчина со звездой ордена Андрея Первозванного. Как свидетельствует табличка на раме, на портрете изображён князь А.Н. Голицын.

Желая уточнить личность портретируемого, мы просмотрели в родословной князей Голицыных всех, кто в указанный период имел этот высший орден Российской империи.  Среди них не оказалось никого с инициалами «А.Н.». Тогда мы обратились к сведениям о тех, кто имел сходные инициалы: «А.И.», «А.М.» и т.д. Оказалось, что в это время было два Голицыных – оба Александра Михайловича (вице-канцлер и фельдмаршал)2, бывшие кавалерами ордена Святого Андрея Первозванного.

Фельдмаршал Александр Михайлович Голицын (1718-1873) был третьим из семи сыновей Михаила Михайловича Старшего (1765-1730). Он получил образование в Австрийской армии, был в составе дипломатической миссии в Турции, а затем послом в Саксонии. В чине генерал-поручика отличился в Семилетней войне (1756-1763), а затем в Турецкой кампании при Хотине и Яссах (1769). Был генерал-губернатором Санкт-Петербурга (1769). Состоял в браке с княжной Дарьей Алексеевной Гагариной (1718-1773), но потомства не оставил.

Посол во Франции (1749-1755) и Англии (1755-1762), вице-канцлер (1762-1775), действительный тайный советник (1764), сенатор и обер-камергер (1775) князь Александр Михайлович Голицын (1723-1807) был старшим из пяти сыновей Михаила Михайловича Младшего (1685-1764), генерал-адмирала и президента адмиралтейств-коллегии и его второй жены Татьяны Кирилловны, урождённой Нарышкиной. Таким образом, он приходился двоюродным братом фельдмаршалу А.М. Голицыну. Известный дипломат и государственный деятель, он славился не только своими деловыми качествами, но и своей красотой, считался одним из привлекательнейших мужчин своего времени. Официально женат не был, но от связи с венгерской графиней Кнюпфель имел сына Александра и дочерей  Каролину-Катерину и Ингрид-Дарью, которые официально именовались его воспитанниками и проживали вместе с матерью в его доме. Дети получили австрийское дворянство и фамилию де Лицыны. Князь Александр Михайлович, видимо, хотел добиться официального признания своих детей с передачей им титула и фамилии, но сохранить эту ветвь рода Голицыных не удалось. А.А. де Лицын, женатый на светлейшей княжне Анне Александровне Грузинской (во втором браке – за князем Б.А. Голицыным), погиб под Очаковом.

Сравнивая известные изображения двоюродных братьев с портретом из Рязанского музея, мы обнаружили близкое сходство изображённого на портрете из музея с вице-канцлером А.М. Голицыным. Поэтому мы считаем, что на описываемом портрете изображён именно вице-канцлер Российской империи князь Александр Михайлович Голицын. В каталоге музея3 нет упоминания об этом портрете.

Князь А.М. Голицын владел землями и на Рязанской земле. В частности, ему принадлежало село Константиново, ныне широко известное как родина Сергея Есенина. По заказу князя архитектор И.Е. Старов построил в Константинове церковь Казанской иконы Божией Матери, в которой впоследствии и был крещён будущий поэт4. В настоящее время церковь восстанавливается. Герб князей Голицыных, наряду с гербами других владельцев села, выставлен в экспозиции в доме помещицы Л.И. Кашиной (музее «Анны Снегиной»), входящем в состав музея-заповедника С.А. Есенина.

 

ГОЛИЦЫНСКИЕ  ПОРТРЕТЫ  ИЗ  ДУБРОВКИ

Несколько голицынских портретов и другие картины поступили в музей из собрания Голицыных, хранившегося в  имении Дубровка Касимовского уезда. Часть их была передана в музей в 1919 г., другая первоначально была передана в краеведческий музей г. Касимова и лишь в 1925 г. поступила из него в Рязанский музей. Эта коллекция, насколько можно судить по каталогу Рязанского художественного музея, была одним из крупнейших усадебных собраний, уступавшим лишь, возможно, собранию Гагариных и сравнимым с коллекцией Барятинских.  Имение Дубровка принадлежало представителям 3-й ветви рода Голицыных – Алексеевичей, потомков старшего сына Ивана Алексеевича Ивана, получившим прозвище «Кулики»5.

Среди поступлений из коллекции Дубровских Голицыных наиболее интересны портреты Сергея Ивановича Голицына (1767, по другим данным 1766 -1831) и неизвестной дамы из рода Голицыных, выполненные неизвестным художником в 1790-е гг. (инв. №№ 439-ж, 440-ж).

Сравнительный анализ фасона платья, чепца и причёски женщины позволяет, на наш взгляд уточнить время написания портрета и ограничить его 1790-1793 гг.6  Сходство размера (29х24), формы холста (овал, ранее, как указано в каталоге3 – шестиугольник), близкое стилевое решение позволяют распространить датировку и на мужской портрет, а также предположить, что портреты парные или выполнялись в рамках одного большого заказа.

Князь Сергей Иванович Голицын – отец известного военного историка и теоретика Н.С. Голицына, был младшим сыном полковника Ивана Алексеевича Голицына (1729-1767) и Прасковьи Степановны Лопухиной (1734-?) – двоюродной племянницы первой жены Петра I, царицы Евдокии Фёдоровны. Ещё младенцем он был записан в лейб-гвардии Измайловский полк и к 20 годам получил уже чин поручика. Участвовал в походах в Финляндию и Швецию в 1788-1790 гг., но 1 января 1791 г. вышел в отставку в чине капитана и был определён в интендантскую службу. Однако в 1799 г. он снова в армии, но уже в чине бригадира. Затем снова отставка до 1823 г. После возвращения на службу он числится по придворному ведомству в чине действительного статского советника, был членом гоф-интендантской конторы. Умер С.И. Голицын 20 июня 1831 г., став одной из первых жертв эпидемии холеры в Санкт-Петербурге, и похоронен на одном из холерных кладбищ.

Князь Сергей Иванович был женат на Елизавете Васильевне Приклонской (?-1847), дочери Василия Приклонского и его жены Мавры Васильевны, урождённой Булгаковой (сестры Я. Булгакова, посланника при Порте). У Сергея Ивановича и Елизаветы Васильевны было пять сыновей и четыре дочери. По свидетельству современников, Сергей Иванович увлекался литературой. Он и его жена дали детям блестящее образование: три их сына  - Сергей, Александр и Николай были выпускниками Царскосельского благородного лицейского пансиона и впоследствии достигли генеральских чинов (см. примечание 5).

Исходя из того, что портреты членов семьи Голицыных парные, выполнены явно одним художником в одно время, можно предположить, что на втором портрете изображена, учитывая возраст изображённой, мать князя Сергея Ивановича – Прасковья Степановна Голицына, урождённая Лопухина (отец князя С.И. Голицына полковник Иван Алексеевич Голицын умер в 1767 г.). В пользу этой версии говорит и сравнение лица, изображённого на описываемом портрете, с портретом царицы Евдокии Фёдоровны (двоюродной тётки предполагаемого прототипа). Для сравнения использовался гравированный портрет, опубликованный в книге М.И. Пыляева «Старая Москва»7 (авторы выражают благодарность О.Н. Ождихиной за идею такого сравнения). Анализ этих портретов показал довольно близкое сходство некоторых черт лица (формы бровей, носа, глаз и губ) изображённых женщин, что может объясняться наличием родовых признаков.

Среди картин из Дубровской коллекции – акварельный портрет (1851, инв №7-р, 30,5х23,5) Владимира Васильевича Голицына (1830-1886),  внука Сергея Ивановича от его сына Василия Сергеевича, выполненный известным художником М. Зичи (1827-1906). Однако в каталоге работ Михаила Александровича (Михая) Зичи эта работа не упоминается8.

 

Примечания

1 Более подробно о портретах князей Голицыных в Рязанском областном художественном музее им. И.П. Пожалостина можно познакомиться в работе Сахаров А.А., Сухова Н.В. Рязанская изобразительная голицыниана в сб. «Хозяева и гости усадьбы Вязёмы». Материалы VIII Голицынских чтений,   Б. Вязёмы, 2001

2 Биографические данные членов рода Голицыных приводятся по следующим источникам: История родов русского дворянства (под ред. П.Н. Петрова). Кн. 1 – М., 1991, сс. 338…359; Дворянские роды Российской империи, т. 2 (князья) – СПб, 1995, сс. 34…59; Материалы для полной родословной росписи князей Голицыных, собранные Н.Н. Голицыным - Киев, 1880; Серчевский В. Записки о роде князей Голицыных – СПб, 1853.

3 Рязанский областной художественный музей. Русское искусство XV – начала XX века. Живопись, скульптура, графика. Каталог (сост. Т.П. Щеглова), Л.,1982

4 Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности – М., 1989, с. 162

5 Более подробно о Дубровских Голицыных рассказывалось в докладе директора Петербургской мемориальной библиотеки Г.В. Голицына Е.В. Конюховой (Конюхова Е.В. История семьи князя Г.В. Голицына//«Хозяева и гости усадьбы Вязёмы». Материалы VI Голицынских чтений,  Б. Вязёмы, 1999). Мы также рассказывали о представителях этой ветви в своих работах:  Сахаров А.А., Сухова Н.В. Князь Н.С. Голицын в истории русского спецназа // «Хозяева и гости усадьбы Вязёмы» Материалы V Голицынских чтений, 1998; Голицыны в Царскосельском лицее и лицейском пансионе // «Хозяева и гости усадьбы Вязёмы» Материалы VI Голицынских чтений, Б. Вязёмы, 1999

6 Иллюстрированная энциклопедия моды - Прага, 1988

7 Пыляев М.И. Старая Москва – М., 1996, с. 319

8 Алёшина Л. Михай Зичи – М., 1975, сс. 188…238

 

 

Церковь Казанской Божией Матери в с. Константинове. Арх. И.Е. Старов

(построена по заказу князя А.М. Голицына)

 

 

 

Портрет князя С.И. Голицына

 

Портрет княгини П.С. Голицыной урождённой Лопухиной.

(Ранее «Неизвестная дама из рода Голицыных»)

Атрибуция авторов

 
 

 

 


Hosted by uCoz