Вышла новая книга рассказов коломенского писателя Виктора Мельникова «Жизнь сквозь прозу». Читая её, погружаясь в мир мельниковских героев, невольно чувствуешь, что ты прикоснулся к каким-то сокровенным глубинам русской жизни.
Да, во многих рассказах узнаются черты Коломны, города, ставшего для писателя родным домом. Где-то город угадывается по своим приметам, например, в рассказе «Сын родился», герои «стояли у высокой крепостной стены древнего кремля. Слева щурилась пыльными бойницами на перекрёсток Астраханского тракта и Владимирской дороги Грановитая башня. Справа устремился ввысь шатёр Маринкиной башни…», а в «Операции средней тяжести» город прямо назван по имени: «В Коломне бесплатно лечат. Есть ещё в России такие места». Впрочем, география рассказов гораздо шире, вся Россия, до Сибири. Такова была и география жизни писателя, и потому всё описано правдиво, всё знакомо автору, он пишет не понаслышке.
Что объединяет собранные в книге самые разные рассказы? Мне кажется, что сквозь все рассказы, а может и шире, сквозь всю прозу Виктора Мельникова проходит тема нравственного выбора. Вот, например, «Операция средней тяжести». В этом рассказе автор вновь поднимает вечные вопросы. Его герои постоянно стоят перед выбором: Баталов должен решить, останется ли он в семье или уйдёт к другой; позже он и его коллеги стоят перед выбором: оперировать ли тяжёлого больного или вместе со всей больницей эвакуироваться, так как она заминирована. Подающий надежды молодой врач, которого Баталов прочит себе в преемники, уходит при первом известии об опасности, а другой, прежде везде ищущий выгоду, остаётся исполнять свой долг. Никого нельзя осудить, ведь приказ об эвакуации отдан, решается вопрос жизни и смерти многих людей, а на другой чаше весов - только одна, но уже висящая на волоске. Любовь к двум женщинам, спасение жизни своей или больного, и опять выбор. Читатель тоже может решить, что будет с героями дальше. Всё это совершенно в традициях русской литературы.
В рассказе «Лава» героя преследует мысль о том, что он в молодости бросил в шахте заваленного бригадира, хотя, вероятно, ничем и не мог ему помочь… Жизнь у Ильи не сложилась, жена его оставила. Но вот появилась надежда на лучшее, он встретил свою первую любовь, которую жизнь также не баловала, и они готовы начать всё сначала… Но, возвращаясь от Ларисы знакомой с детства дорогой, Илья попадает ногой в «капкан» автоматической железнодорожной стрелки. Поезд приближается, людей поблизости нет. О многом успевает передумать Илья, многое осознать в своей жизни. Он понимает, что это кара за брошенного бригадира. И вот, рельс освобождает ногу, к нему бегут люди, поезд замедляет ход – он спасён.
Рассказ «Последний урок» об учителе Василии Ивановиче Сыченникове, высокообразованном интеллигентном человеке, волею обстоятельств – смерть жены и дочери, последовавшая за этим типичная болезнь русского человека в горе, продажа квартиры мошенникам, оставившим его без денег и документов – ставшего бомжом, или, как он предпочитает называть себя, бичом – бывшим интеллигентным человеком. Случайная встреча с бывшим учеником, ныне преуспевающим бизнесменом, может повернуть его жизнь. Ему выправляют документы, предлагают работу, он готов полюбить…, но он вновь выбирает «свободу» и уходит из гостеприимного дома, чтобы стать Сычом - бездомным рабом, собирающим милостыню не для себя, а для «хозяина». Интересно, что ученик Сыченникова Виталий Мартынов со своей женой Верой, также его ученицей, современные «новые русские» выписаны автором с любовью, они и их друзья выделяются из привычного нам ряда: Василия Ивановича поражает вежливость хозяев по отношению к прислуге, они готовы пожертвовать своим бизнесом, но не допустить перекапывания солдатского кладбища, оставшегося с Великой Отечественной, их действительно заботят судьбы близких людей, своего города, своей страны.
А вот ещё рассказ «Грешные деньги». Его персонаж (трудно назвать его героем) также делает свой выбор – убивает друга детства, чтобы завладеть валютой, которую тот перевозит. Жизнь с этого момента пошла наперекосяк: умирает мать, затем сын, жена, которой он открылся, продолжает нести свой крест и жить с ним, но он каждый день видит её осуждающие глаза. В конце рассказа он принимает мучительную смерть от своих «батраков», нанятых на «грешные деньги», так и не принёсшие ему счастья.
В рамках газетной рецензии нет смысла перечислять все рассказы. Следует заметить, что в основе всех произведений Виктора Мельникова лежит большой жизненный опыт (а он жил и трудился в Сибири, Башкирии, Таджикистане, Узбекистане, Латвии, Подмосковье, работал плотником, слесарем КИП, шахтёром, геологом, осмотрщиком вагонов, корреспондентом), несомненный талант, прекрасный язык, умение поднимать важнейшие проблемы. Ну и, вероятно, традиции русской классической литературы и русский дух древней, но вечно молодой Коломны.