Окопы -- совсем не там в Литве, в Полесьи: в дождливую
ночь на Виндаво-Рыбинском, в поезде, как окоп, -- окопы в самой
Москве. Рядом , в соседнем купе говорят:
-- А вы какой части? -- "Да-да, как же! Помните, там еще
овраг, весь в валунах, и озеро внизу, много в этом озере народу
уплыло в царствие небесное". -- "Командир третьей дивизии,
позвольте представиться".
-- Братушка, дай закурить, пожалуйста. Из побывки мы.
Поезду итти в ночь на Ржев, на Великие Луки, на Полоцк.
Вон, братва забилась под скамью, пьет чай, очень довольна. За
окном газовые фонари, в дожде -- Виндаво-Рыбинского, и глаза у
женщин под дождем под окнами, -- как фонари в дожде. Пахнет
нафталином. -- "Где вагон коменданта?" -- Женщинам в вагон --
нельзя, -- тут на войне -- одни мужчины, и пахнет уже кожей,
дегтем и портянками, мужской запах.
-- Да-да-да-да, хо-хи! Врет -- вре-от. Нет-с, красавица,
такого человека, который шел бы в атаку не сумасшедшим! --
хохочет и говорит басом, очень довольно.
Третий звонок -- "Где вагон коменданта?!" -- "Что же,
прощай!" "Хо-хо-хо-хо! Вре-от, врее-от-с, сударыня". -- "Мозоль
я себе натер, буцы новые выдали, вот и натер обратно", -- это
из-под лавки и на лесенке, по которой взбираются на верхнюю
полку, повесили новые портянки, со свежими казенными ярлыками и
все же пропахнувшие уже потом. -- Сдвинулись лакфиолевые фонари
по дебаркадеру в ночь, сползли женщины и носильщики, козырнул
дежурный, дождь стал косым, в смене стрелок ночь стала такой.
Ночью в дожде во Ржеве через окно лазили за чаем, в окно
налезли отставшие с винтовками, поезд гремел манерками. Дождь
хлещет, как веник в бане. В коридоре братва недовольна поверкой
документов. Под лавкой беседуют, военные пустяки.
А утро -- в розовых облаках, -- с деревьев капают капли,
дождь прошел, светло, благоуханно. Великие Луки, Ловать, на
станции кофе и солдаты, нет женщин. Поезд обходит
контр-разведка. Солдаты, солдаты, солдаты, -- винтовки,
винтовки, -- манерки: братва. И это уже не Великороссия, кругом
еловые леса, холмы, озера и всюду на земле навалены круглые
точеные камни, валуны, -- а на станцийках из-под елей выползают
молчаливые люди, летом в овчинных тулупах и шапках, и босиком:
литва. Контр-разведка -- как развлечение, длинный-длинный,
пустой день, как праздник и все уже знаемо: какой части,
сколько ранен, в каких боях. В Великих Луках многие сошли --
нет новых. Весь день тихо и празднично.
А к ночи Полоцк, белые стены монастыря ушли назад, Двина,
прогремели по мосту. Здесь ездят уже только ночью, без
расписания, без огней, и опять мелкий дождичек. Без свистков
останавливается поезд, без свистков идет, и кругом тихо, как в
октябре, -- над землей же ночь. С Полоцка на каждой остановке
только слезают, никто не садится вновь, от каждой остановки по
декавыльке до окопов тридцать верст. Такая усталость -- после
Москвы, слов, проводов, после бесконечного дня! Едва-едва
светает, небо как бутыль из зеленого стекла, там сзади, на
востоке.
-- Вставайте, приехали.
Станция Будслав, крыша у станции съедена бомбой с
аэроплана. На асфальте перрона, под кротегусами, в садике спят
вповалку солдаты, книжная лавка к приезду поезда открыта, стоит
заспанный еврей: Чириков, фон-Визин, Вербицкая. И где-то в
отдаленьи, почему-то, так четко слышно, как хлопают руками в
рукавицах. -- "Что такое?" -- "Это долбит тяжелая артиллерия".
-- "Где комендант, где тут комендант?" -- "Спит комендант"...
II.
Неделя проходит в окопах, идет другая.
Надо было бы записать все в первый день: теперь все
сгладилось, вот это, что там на луговине на проволоке висит
человек и у него постепенно отваливается голова. Впрочем, я
мало вижу. Днем мы спим. Почти нет ночей -- июнь, о вечере я
узнаю вот почему. Я живу в землянке и когда приходит семь
часов, минута в минуту, -- оттуда из-за болота начинают
обстреливать землянку: через каждую минуту шлют пулю -- чик.
Еще минута и опять -- чик. Выстрела не слышно за гулом
остальных выстрелов, слышно как пуля втирается в землю и бревна
на крыше. И это всю ночь, до семи часов утра, минута в минуту.
В землянке нас трое, они двое играют в шахматы, я все
перечитал, мне надоело и лежать, и ходить, и спать. Жизнь
человека чрезвычайно скудна, потому, что в три дня -- троим --
можно все рассказать. Вчера прибежал солдат, ему в разведке
оторвало кисть, он мотал огрызком руки и молил бестолково:
-- Приколи, приколи-и, касатик!..
Иногда ночью мы выходим полюбоваться фейерверками. В
землянку -- это стреляют в нас или, чтобы нас нервировать --
втираются пули: чик! чик! -- чик! Мы стоим и любуемся. Вдалеке
тявкают орудия, и вот весь горизонт дрожит зеленым светом.
Ракеты поднимаются непрерывно. Здесь были такие, какие пускали
мы на Оке, были разрывающиеся на два медленные шара, были
огромные диски, состоящие из сотни огней. Но ракеты исчезают,
из-за леса ползут три световых пальца. Сначала они протянулись
в небо, судорожно сжались и падают лихорадочно на нас, на
окопы, вправо, влево. Наши гимнастерки в их свете кажутся
белыми. В Полесьи на могилах ставят огромные деревянные кресты,
большие как у Гоголя в "Страшной мести": сзади на холме стоят
два креста, один скренился, повис на другом.
Все солдаты, солдаты, солдаты. Ни одного старика, ни одной
женщины, ни одного ребенка. Ни одной женщины я не вижу уже
третью неделю. -- Вот о чем я хочу рассказать -- о том, что
значит -- женщина.
На пункте, вне зоны обстрела, мы обедали, -- и за фанерной
стеной засмеялась сестра: я никогда не слышал лучшей музыки.
Других слов я не нахожу: лучшей музыки. Это сестра пробиралась
к госпиталю, ее платье, ее прическа -- какая радость! Она
что-то говорила заведующему пунктом, -- я не знаю лучшей
поэзии, чем ее слова. Все прекрасное, все красивое, все
целомудренное, что есть во мне, что дала жизнь -- женщина,
женщина. Вот и все.
Вечером я пошел в штабный кинематограф, я сидел в ложе.
Когда потушили электричество, я написал на барьере синим
карандашем:
"Я блондинка 22-х лет, с голубыми глазами. Но -- кто же
ты? Я жду?"
Я сделал жестокую вещь.
Это написал я, но у меня защемило сердце, я не мог сидеть
в кинематографе. Я стал бродить меж скамеек, ушел на поселок,
ходил вокруг костела, у которого не уцелело ни одного окна, и
собрал букетик незабудок в канавке у кладбища. Когда я вернулся
в кинематограф, я увидел, что в набитом кинематографе ложа была
пуста: при мне вошел офицер, сел беззаботно, чтобы
наслаждаться, прочел написанное мною -- и стал другим
человеком, я влил в него страшный яд, и он ушел из ложи. Я
вышел за ним -- он пошел к костелу. Я сделал жестокую вещь.
Это я написал о блондинке с голубыми глазами, -- я шел и
видел ее, и ждал ее, я, написавший. Во мне играли сотни
оркестров, но сердце было сщемлено, точно его взяли в руки.
Больше всего -- больше всего во всем мире -- я любил и ждал
несуществующую блондинку, которой я отдал бы все мое
прекрасное.
Я не остался в кинематографе и поплелся в окопы. На холме
стояли два громадных креста, я сел под ними и шептал, сжимая
руки:
-- Милая, милая, милая. Любимая, нежная. Я жду.
Там вдалеке взлетали зеленые ракеты, такие же, какие мы
пускали над Окой. Потом забегали пальцы прожектора, моя
гимнастерка стала белой, -- и сейчас же около крестов упал
снаряд: это заметили меня и стреляли по мне.
В землянку чикали пули: чик! -- чик! -- чик! Я лег на
нары, зарылся головой в подушку. Мне было очень одиноко и я
шептал, вкладывая в слова всю нежность, какую имел:
-- Милая, милая, милая...
III.
Любовь!
Верить ли романтике, -- что вот, через моря и горы, и годы
есть такая, необыкновенная, одна любовь, -- всепобеждающая,
всепокоряющая, всеобновляющая -- любовь.
В штабном поезде, что стоял у Будслава и где жили штабные
офицеры, знали, что такая любовь у поручика Агренева, одна, на
всю жизнь. Жене, женщине, девушке, любящей один раз, когда
любовь прекраснейшее и одно в жизни, -- принять героические
меры, пройти все штабы, все контр-разведки, чтобы пробраться к
любимому, чтобы увидеть любимого, ибо -- одно сердце, огромное,
в мире и больше ничего.
Купе поручика Агренева было в дальнем вагоне N 30-05.
-- -- -- -- -- -- -- --
Штабный поезд стоял за прикрытием. Огня зажигать не
позволялось. По вечерам, занавешивая окна одеялами, собирались
в вагоне командующего XX корпусом играть в железку и пить
коньяк. Кто-то сострил, что между фронтом и мужским монастырем
много сходства, и тут и там говорят только о женщинах, поэтому
нет причин не посылать монахов на фронт для поста и молитвы.
Банк купил и держал ротмистр Кремнев. Вошел проводник пан
Понятский и позвал ротмистра. Остальные остались за картами.
Пан сказал ротмистру, что есть женщина, очень дорого. У
ротмистра задрожали колени, он сел беспомощно на подножку и
достал папиросу. Пан Понятский предостерег: нельзя зажигать
огня. Пушки вдалеке гудели, точно приближалась ночная гроза.
Ротмистр Кремнев никогда не испытывал большей радости, чем в
эти минуты, когда сидел на подножке, -- физической радости
бытия, физиологической. Пан Понятский повторил, что это очень
дорого, что она -- ждет, медлить нельзя. Пан Понятский вел его
вагонными коридорами, во мраке. В вагонах пахло мужчинами и
кожей, за дверками громко смеялись, должно быть за картами. Так
прошли пол-поезда. Когда переходили из вагона в вагон, вдалеке
вспыхнула ракета, и в зеленой мути блеснул желтый номер вагона
30-05. Пан Понятский отпер своим ключом дверь купе и сказал:
-- Здесь. Только, пожалуйста, тише.
Пан же замкнул ключ за ротмистром Кремневым. Это было
офицерское купе, пахло духами, на скамейке внизу, кто-то дышал.
Ротмистр Кремнев скинул тужурку и сел рядом. На диване спала
женщина. У ротмистра закружилась, онемела голова, сердце и купе
покатилось, -- ротмистр взял онемевшей рукой колено женщины. И
тогда женщина потянулась, просыпаясь.
-- Это ты, родной? -- спросила женщина. -- Вернулся.
-- Да -- я, -- ответил ротмистр.
И вдруг женщина вдвинулась в угол дивана, беспомощно
раздетая, протянула вперед руки, обороняясь.
-- Кто тут? Уйдите! Уйдите, ради бога!
-- Что-о? Не ломай дурака!
Дверь приотворилась, в дверь втиснулась голова пана
Понятского, прошептала:
-- Не стесняйтесь, ваше-ст-во, она так... Только потише,
-- и исчезла.
Больше не было слов, потому что в ротмистре, как во всех,
сидел еще тот человек, который выходил у станций из лесов, в
овчине и босиком и который -- "любил" женщину, глуша ее
дубиной. Тогда, в купе, женщина бессильно сопротивлялась, и
потому, что сопротивлялась, ему хотелось придушить ее, вдавить
в подушки, еще больше насиловать, пока не постучал пан. Уходя,
ротмистр засунул в чулок женщины две двадцатипятирублевки.
-- -- -- -- -- -- -- --
Любовь! Любовь через моря и горы, и годы.
У пана был ключ одинаковый для всех купе. Проводники
проследили, что к поручику Агреневу пробралась женщина. Поручик
на сутки был откомандирован в дивизию. Кто в темноте разберет,
какой проводник отпер дверь и какой офицер насиловал? Да и
посмеет ли кричать женщина, раз она там, где нельзя ей быть,
откуда ее просто выгонят, -- и скажет -- и скажет ли она об
этом мужу -- или любовнику? -- разве знал Понятский о любви
через моря и горы? -- скажет ли она об этом мужу, другому
мужчине?! -- рассчитает, поди, обдумает, вымоется, -- и
никогда, никому, не расскажет... женщина... Почему не содрать
лишнюю полсотни пану Понятскому?
IV.
Третьего дня, вчера, сегодня, -- бой, отступление. Штаб
армии уехал в поезде, но штабные офицеры идут пешком. В каше
человеческих тел, повозок, лошадей, пушек, ординарцев,
извещений, приказов -- ничего не разберешь. Пулеметного и
винтовочного огня не слышно. Хлещет дождь. К вечеру кто-то
сказал -- проорал, что остановили. Застряли в лесной сторожке.
Ротмистр Кремнев в погребе нашел молоко и творог, -- он,
Агренев, с женой, командующий дивизией, фендрики -- пьют
молоко. Братва разыскала в лесу корову, зарезала, жарит и ест,
притащили каких-то двух местных девок, их насилуют в очередь,
они очень покойны. Все говорили, что надо лечь отдохнуть, -- и
не заметили, как пришел рассвет, -- заметили же потому, что
через сторожку загудели снаряды, завопила поблизости русская
батарея. Дали приказ итти в контр-атаку. Потащились обратно, в
дожде, неизвестно почему -- Агренев, Кремнев, три женщины,
братва.