День был хмурый. Шел дождь. Облака низкие, серые скреблись о макушки берез, стряхивали с голых ветвей уцелевшие кое-где желтые листья.
Фомушкин сидел у окна и курил, глядел сквозь чуть запотевшее стекло на раскисшую от дождя дорогу, на темный шифер крыш противоположных домов, на мокрого петуха с опущенным хвостом, на пруд, видневшийся в проулок, похожий издалека на жестяной противень, брошенный среди луга.
Жена Фомушкина Варенька неслышно ходила из комнаты в кухню, из кухни в комнату, что-то перебирала, перекладывала, стирала несуществующую пыль с мебели и зыркала мужу в затылок большими, в поллица, голубыми глазами. С Фомушкиным в последнее время творилось неладное, и Варенька знала, что отвлекать его от раздумий нельзя: иначе вскочит как бешеный, наорет, обзовет занудой, банным листом, запрется в дровяном сарайчике да так и останется там ночевать под верстаком на стружках. Варенька таких вспышек боялась. Ей казалось, что однажды он уйдет не в сарайчик, а куда-нибудь еще и больше не вернется совсем. Она не знала, куда он может уйти конкретно, но что такое возможно - не сомневалась: подросли на деревне соперницы не ей чета, высокие, роскошные телом, боевые.
А Фомушкин думал о том, что в Гусихе в клубе сегодня будут крутить фильм "Женщина, которая поет". Первый раз он увидел его несколько месяцев назад во время поездки в райцентр и с тех пор не пропустил ни одного показа ни в соседних, ни в дальних деревнях. В фильме Фомушкина пленяло все: и музыка, не созвучная жизни, которой он жил, и любовь, большая, серьезная, но вместе с тем хрупкая, пугливая, хрустальная любовь с другой планеты, и героиня-певица, кинувшая покой и достаток, в мгновенном взлете души искавшая счастья. Фомушкин многого не понимал в кинокартине, но у него теплилась мыслишка о том, что вот взять бы, добавить в его ровную жизнь хотя бы каплю того ихнего беспокойства, и жить стало бы интереснее. Всякий раз, когда до него доходили слухи, что где-то будет показываться этот фильм, Фомушкин уговаривал себя не ходить в кино. Он старался чем-нибудь заняться, отвлечься, сосредоточиться на деле насущном, необходимом непосредственно семье. Но каждый раз незаметно для себя срывался. Каждый раз после сеанса он с трудом возвращался домой в благополучный по-своему мир, мир относительного достатка, уравновешенного бытия, мир без неожиданностей, без волнений, раз и навсегда запрограммированный и от этого душный, тесный. Его душа билась о стенки этого мира, старалась разглядеть хотя бы лучик потустороннего света, глотнуть каплю шального воздуха. Но в стенках фомушкинского мира щелей не было.
Петух вылез из подворотни, скособочил голову, осмотрел круглым глазом небо, поднял хвост и зарысил по своим делам.
Фомушкинсунул окурок в цветочный горшок, в прихожей натянул резиновые сапоги, оделся.
- Я пойду пройдусь. Прогуляюсь, - буркнул в приоткрытую дверь и вышел на улицу.
Варенька рыдала. Алевтина гладила Вареньку по голове, пыталась успокоить подругу.
- Солнышко ты мое, ягодка земляничная, - приговаривала Алевтина. - Не убивайся попусту, не изводи себя.
- Да, - отвечала Варенька, всхлипывая. - Тебе хорошо говорить. Ты, как встала, так и легла. Одна живешь. А он мне муж. Он сегодня по артистке вздыхает, а завтра на чужие юбки пялиться будет. Двенадцатый раз на это кино потащился, за десять верст.
Щеки у Вареньки покраснели, пошли пятнами, а голубые глаза стали серыми от пролитых слез.
- Подумаешь, в кино ушел, - убеждала Алевтина. - Как ушел, так и вернется. Никуда не денется. Твой будет. Вон ты какая ягодка-малинка. Все при тебе и все свое. Какая еще там артистка. Выкинь ты это из головы. У них, у артисток, своего ничего. Это только так делается, что всего много, а как в кино снимут, умоется, в свое обрядится - поглядеть не на что. Я-то знаю.
Варенька на минуту утихла, поддавшись уговорам, но потом заревела вновь:
- Ты знаешь, я знаю, а он, оболтус, не знает. Он ведь думает, что все настоящее. Да и что говорить: я и артистка. Смешно. Тут вон Манька Савина, соплисточка, мимо окон проедет - завидки берут. Королева. Я, баба, глаз не отведу, а он мужик, парень видный. Ты думаешь, он в кино спроста один-то ходит? Неспроста. Надоела я ему. Пять лет уж живем. Приелась. Детей нет. Да ты на меня посмотри. Где уж мне с артистками тягаться.
Варенька вскочила с тахты, вытянулась во весь рост, повела плечиком, обтянутым старенькой синенькой кофточкой, бросила взгляд в трельяжное зеркало. Видно в зеркале: стоит девочка-подросток, юбчонка до колен, лопатки из спины торчат, шея длинная, гусячья, а чуть выше живота два бугорочка вздулись, будто насмех ей за пазуху два яблока-антоновки - они и провалились.
Охнула Варенька, медленно села на краешек тахты, руки на колени опустила. Перестали у нее даже слезы течь. И Алевтина решила действовать. Она не знала, к чему приведет ее эксперимент, но вид у подруги был настолько плох, что Алевтина почуствовала: не начни она действовать немедленно - Варенька наложит на себя руки.
- Хватит охать! - гаркнула Алевтина. - Где материал, что прошлое лето купила?
..Часа три в доме Фомушкиных шла работа. Из спальни слышался хруст разрезаемой ткани, стрекот швейной машины. "Здесь не тянет?" - спрашивал голос Алевтины. "Тянет немножко," - отвечал голос Вареньки. И опять стрекотала машина, опять лязгали ножницы. "А лифчик сними. У тебя, что у девчонки, - и так все прекрасно держится," - советовала Алевтина. "Ты думаешь?" - звучал в ответ повеселевший Варенькин голосок.
Фомушкин шагал домой. К ночи облачность ушла, ветер утих, небо вызвездило, и ему было даже приятно идти в ночном осеннем безмолвии. Казалось, что все звуки, какими богата земля в буйную летнюю пору, завалило лесной листвой, и они уснули, одурманенные прелым запахом оранжево-желто-красного лоскутного одеяла.
Обо всем этом думал Фомушкин. Еще он думал о том, что ковш Большой Медведицы, вздыбившийся над лесом, только издали кажется созвездием, а так, если подлететь поближе, все семь звезд ковша никакого отношения друг к другу не имеют: слишком между ними велико расстояние. Все, как в его семье, рассуждал Фомушкин. Издали взглянуть - живут муж с женой, созвездие в государственной галактике, а подойти поближе - два посторонних человека, общее между которыми одна видимость.
Ноги у Фомушкина во время сеанса запрели, и теперь ночной заморозок сквозь резиновые сапоги, влажные портянки принялся пощипывать пальцы. Фомушкин прибавил шаг, потом спохватился. Ему стало жалко себя, жалко за эту нечаянную поспешность. Ведь он спешит не от того, что хочется домой, а потому, что стало холодно и больше некуда идти.
К чему привел бы Фомушкина самоанализ - Бог весть. Но дорога, кривившаяся вдоль опушки, поползла от леса влево, мимо пруда к деревне, втянулась в прогон, и Фомушкин оказался у родного дома. Дорога кончилась, а с ней вместе улетели мысли, беспокоившие его. Осталась опустошенность. Будто просидел он день за рычагами в вибрирующей тракторной кабине, заглушил движок, спрыгнул с гусеницы, а потревоженная лемехами земля дрожит под раскоряченными ногами, издерганное тело не чувствует себя, не чувствует порхающего над полем ветерка, и беззвучен мир после многочасового дизельного грохота. Пройдет четверть часа, навалится усталость, и останется одно неодолимое желание: лечь в постель, уснуть.
Окна родного дома светились. "Опять не спит, - вяло подумал Фомушкин, - опять вздыхать будет. И когда же это все кончится?"
Он вошел на крыльцо, толкнул наружную дверь, протопал темной прихожей и распахнул дверь в комнату.
Что к чему, Фомушкин сообразил не сразу. В комнате под люстрой стоял стол, На столе початая бутылка шампанского, хрустальная ваза с яблоками. Слева за столом сидела Алевтина справа незнакомая женщина.
"Не наша ваза, ваза не наша," - зафиксировал про себя Фомушкин, оторвал взгляд от искрившегося гранями стекла, уставился на Алевтину; скажи, мол, что у вас тут за дела, Варька где?
Молчит Алевтина, яблоко из вазы - хвать, надкусила, жует, и то ли смехом давится, то ли кусок проглотить не может. А незнакомая женщина встала из-за стола, к Фомушкину пошла. Роста женщина небольшого, так себе рост, да не в этом дело. Плечи у женщины узкие, талия еще уже, а бедра широкие, крутые, волнующие, шея длинная, без единой морщинки, груди не как у всех под ключицами, а вершка на два ниже бугрятся. Платье на женщине до пят, малиной отливает, рукавов нет, а от шеи до пояса вырез. Не женщина - сказка.
Екнуло у Фомушкина под ребром, под ложечкой защемило, встал он столбом у порога, шапку в руках теребит, взглядом по женщине шарит: "Лифчика-то на ней нету и комбинации тоже. Мать честная - платье одно!"
- Проходи, Анатолий, не стесняйся, - сказала женщина чуть нараспев. - Мы с подругой немного посидеть решили, поболтать. Составь нам компанию.
Глянула она на Фомушкина огромными в пол-лица голубыми глазами, повернулась, пошла к столу. Во всю спину на платье тоже вырез. Идет, спина белая, как из алебастра, под правой лопаткой родинка с копейку.
Ахнул Фомушкин да так и сел на стул, подставленный Алевтиной, как был, не раздеваясь: в телогрейке, сапогах, с шапкой-ушанкой в руке.
Женщина подошла к столу, налила в фужер вина.
- Выпей, - сказала, - Анатолий, согрейся. С холода будет полезно.
Держит Фомушкин фужер, смотрит на жену, глазам не верит и, небывалое дело, про вино забыл. Говорят женщины о чем-то, обращаются к нему, в чем-то рассудить их просят, мнение его услышать хотят. А он молчит. Страшно ему. Вроде бы не жена его сидит напротив, а фея из волшебной страны. Вот сейчас прокричит петух на дворе, сказочное видение пропадет и выйдет из спальни другая женщина, его жена, Варенька, начнет опять вздыхать, суетиться возле стола, бросать на него тоскующие взгляды.
Фомушкин не помнил, когда ушла Алевтина.
- Иди, Анатолий, ложись, - обратилась к нему женщина-фея. - Ты сегодня очень устал.
Фомушкин разделся в прихожей, босиком на цыпочках проскользнул в спальню, лег на кровать и затаился под тяжелым атласным одеялом. "Сейчас придет. - замирая сердцем, думал он. - Варвара! Варенька!! Богиня!!! Да как же это я? Да как же быть? Да что же я делать буду?!"
В первый раз за долгое время спать Фомушкину не хотелось.