Трудовой стаж у Виктора Васильевича Смыслова – более шестидесяти лет. И все эти годы занимался делом, которое очень любил и любит. Он и сейчас, несмотря на солидный возраст – 29 ноября исполнилось 85 лет, не расстаётся с фотоаппаратом. А о сделанных им снимках земляки узнают на выставках его работ, которые периодически устраиваются в различных городских залах.
Познакомился я с Виктором Васильевичем Смысловым в середине 1950-х годов: он бывал в нашем доме. А близко сошёлся в 1957 году, когда поступил работать ретушёром в фотографию № 4 бытовой артели «Спартак» (фотография долгое время располагалась в доме № 209 по улице Октябрьской революции). Виктор в ней работал после увольнения из армии, с 1953 по 1955 год, и до службы тут трудился.
Высокий (185 сантиметров), худощавый, с вечной сумкой для фотокамер на плече, он, чуть пригнувшись, входил в небольшую комнату ретушёров и негромко, с застенчивой улыбкой на широкоскулом лице здоровался.
В фотографии в то время работали интересные люди, один заведующий Исаак Борисович Сигал чего стоил! Начнут вспоминать – заслушаешься. Нет-нет, да встревал в разговор-воспоминания и Виктор Смыслов: «А вот в бортняевской фотографии…».
Так я узнал, что отец Виктора тоже был фотографом. Он поступил работать в бортняевскую фотографию ещё до революции 1917 года – ретушёром, а потом стал фотографом. Располагалась фотография в кремле в одноэтажном деревянном доме, который стоял на углу улиц Брусенской и Дворянской, переименованных в 1921 году соответственно в Советскую и Пролетарскую, а ныне называющихся Лажечникова и Казакова. К сожалению, здание несколько лет назад снесли. Работал в этой фотографии Василий Лазаревич Смыслов с сыном владелицы фотозаведения Иваном Ивановичем Бортняевым – профессиональным фотографом, оригинальным человеком…
Семья у Василия Лазаревича и Анны Ивановны Смысловых была немалая – восемь детей. Жили на улице Гражданской в доме № 84. Достатка не было, и пришлось Виктору после шестого класса поступить работать учеником фотографа. К тому времени он уже умел снимать: отец подарил ему старенький «Фотокор». Работал Виктор и в бортняевской фотографии, и у Дворца культуры машиностроителей, и в центральной на улице Октябрьской революции. И павильонными съёмками занимался, и выездным был.
На всю жизнь запомнил Виктор Васильевич Смыслов дату отправки на службу в армию. Это произошло 21 апреля 1950 года. В тот день шестерых парней Коломенский военкомат направил на сборный пункт в город Ковров Владимирской области. А оттуда в товарном вагоне покатили ребята на восток.
Привезли новобранцев в Семипалатинск. Отсюда на автомашинах доставили в отдалённый гарнизон, где Виктор Смыслов прошёл курс молодого бойца. Спустя некоторое время солдат отправили по частям и подразделениям. Так шестеро коломенцев расстались – рядового Виктора Смыслова определили в фотоотделение (учли его гражданскую профессию). В распоряжении солдат были специальные машины – походные фотолаборатории.
Однажды узнал солдат Смыслов, что придётся ему все тяготы и лишения военной службы переносить на Семипалатинском полигоне. На том самом, где 29 августа 1949 года ослепительная вспышка от взрыва атомной бомбы стала доказательством тому, что и чем занимались.
На полигоне, на месте первого взрыва атомной бомбы, расчистив территорию, построили целый город из кирпичных многоэтажных зданий, на улицах расставили танки, орудия, самолёты, цистерны с нефтью и многое другое, в том числе разместили живность. Всё это зафиксировали фотографы.
В 1951 году был произведён очередной взрыв атомной бомбы. Виктор Смыслов с товарищами находился километрах в восьмидесяти от эпицентра. Офицеры предупредили, чтобы во время взрыва все лежали на земле и не смотрели в ту сторону. Когда гриб от взрыва атомной бомбы стал разрастаться по небу, Смыслов сделал несколько снимков. А затем прозвучала команда: «По машинам!» И двинулись к городу, подвергнувшемуся удару невиданного по мощи оружия.
Смыслов работал в паре с подполковником. Офицер командовал: «Сфотографируй это… А теперь вот это…» А что снимать-то? От зданий одна щебёнка осталась, под ногами пепел. Военная техника оплавилась…
Поездки в тот мёртвый город следовали каждый день. Офицер торопил: «Быстрей! Быстрей!» Выпрыгивал из машины на землю, ставил табличку с номером и указывал: «Вот это сними!» Смыслов сбрасывал на землю ящик с аппаратурой, открывал крышку, доставал всё необходимое. Как всегда, без суеты устанавливал штатив-треногу, укреплял на ней большой фотоаппарат и делал снимок на плёнку размером 13 на 18 сантиметров. Потом убирал аппаратуру в ящик, забрасывал его на ремне на бок через правое плечо и шёл дальше к тому месту, которое уже обозначил номерной табличкой офицер.
В противогазе было душно и неудобно работать. Хотя и предупреждали о невидимой опасности, которая таится на заражённой местности, но её никто не чувствовал и не видел. Пот залил глаза, и Виктор машинально схватился за гофрированную трубку и оторвал от лица резиновую маску противогаза. Платком смахнул пот со лба, щёк, протёр стёкла…
Когда приезжали в расположение военного городка, у Смыслова, да и у других, поработавших на полигоне, брали маленькие коробочки с заложенными в них специальными фотоплёнками. Их исследовали. В зависимости от почернения плёнки врач принимал соответствующие меры: отстранял от работы на 2–3 дня, брал кровь на анализ. А затем солдаты вновь шли выполнять опасную работу.
Машины и костюмы проходили дезактивацию. Но так в первые дни поступали, а позже легкомысленнее стали к этому относиться.
Когда всё, что нужно было, отсняли, солдаты-стройбатовцы принялись за возведение новых зданий на месте убранных развалин. И вновь гремел взрыв, и в голубое небо вздымался зловещий гриб. И опять отправлялся к руинам фотограф рядовой Виктор Смыслов. Солдат должен был выполнять приказ: фотографировать состояние объектов после взрыва.
Приходилось В. Смыслову и печатать снимки. Инструкция была чрезвычайно строгой: ни одного листа фотобумаги не должно было пропасть, всё сдавалось офицеру.
Службу армейскую Виктор Васильевич Смыслов закончил осенью 1953 года в звании ефрейтора. И с тех пор безвыездно живёт в родной Коломне. Он – ветеран подразделений особого риска.
Почти полвека, с 1955 года и по декабрь 2003-го, каждый рабочий день, а иной раз и в выходные, и в праздничные дни Виктор Васильевич Смыслов приходил на Коломзавод, где работал фотографом. Фиксировал все важнейшие события, которые происходили на предприятии, в многотысячном коллективе, всю выпускавшуюся продукцию и запечатлевал для истории не только эти важные моменты, он фотографировал и людей, тех, кто эту историю делал своими руками, умом, интеллектом.
Сколько тысяч метров фотоплёнки отснял В.В. Смыслов, не подсчитать. И не только отснял, но и проявил, и напечатал с негативов снимки.
В.В. Смыслов был фотолетописцем предприятия, его славной истории, его трудовых будней – радостных, а порою и горестных.
Снимки, сделанные В.В. Смысловым, были востребованы многими. К нему обращались из редакций газет – заводской, городской, областной, центральных, – из различных журналов и издательств, просили предоставить снимки в качестве иллюстраций авторы статей, очерков, книг. И он никому никогда не отказывал. Добрый по натуре, Виктор Васильевич хорошо понимал, что его фотографии послужат важному делу воспитания, делу пропаганды того, чем занимается коллектив тепловозостроителей, и, в конечном счёте, это необходимо для истории.
Все издания, где в качестве иллюстраций использовались снимки В.В. Смыслова, трудно перечислить. Назову несколько, хорошо знакомых коломенцам: труд Г.П. Ефремцева «История Коломенского завода», альбом «Коломенскому тепловозостроительному заводу 100 лет», брошюру К.В. Ростовского «Памятка молодому рабочему» и изданную к 800-летнему юбилею города книгу Г.П. Ефремцева и Д.Д. Кузнецова «Коломна».
Мне, как и другим краеведам, тоже не единожды приходилось обращаться к Виктору Васильевичу за советом и помощью. И никогда он не отказывал: «Посмотрю, по-моему, на эту тему что-то было». И в своём богатейшем архиве находил нужный снимок или же шёл и фотографировал.
Заведующая музеем истории ОАО «Коломенский завод» С.А. Блинова добрые слова говорит в адрес В.В. Смыслова: «Очень помогал музею. Тут многие фотографии сделаны Виктором Васильевичем». И, действительно, знакомишься с экспозицией музея и радуешься тому, что для изучения истории предприятия остались бесценные снимки, выполненные В.В. Смысловым – летописцем Коломзавода.