Анатолий  Кузовкин

От курсанта до главкома

К 105-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича ГОРШКОВА (26.02.1910–13.05.1988). «Я никогда ни перед кем не заискивал и не искал протекций. Всё, чего я добился в своей жизни, – это заслужено честным и упорным трудом во имя блага и процветания России…» Из завещания Сергея Георгиевича Горшкова детям и внукам.

 

 

Большой и славный путь во флотском строю прошёл Сергей Георгиевич Горшков. Он родился 26 февраля 1910 года в городе Каменец-Подольский Хмельницкой области Украины. Но уже в следующем году переехал с родителями в Коломну, где прошло его детство, где окончил среднюю школу-девятилетку. Из изучаемых предметов особенно любил математику и физику. И в семье не удивились, когда Сергей после окончания школы уехал в 1926 году в Ленинград и поступил в университет. Но, проучившись год, подал документы в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и никогда не жалел об этом шаге, прослужив в ВМФ 60 лет.

По многим ступеням служебной лестницы пришлось подниматься С.Г. Горшкову за эти годы. И одна черта всегда отличала его, на каком бы посту он ни находился: чуждый всякого расчёта, всего себя отдавал самоотверженной службе народу, Родине.

После окончания военно-морского училища С.Г. Горшков служил на кораблях Черноморского и Тихоокеанского флотов.

С.Г. Горшкову едва исполнилось 30 лет, а его назначили командиром бригады крейсеров Черноморского флота…

 

Успешно завершив боевые учения, 19 июня 1941 года на главную базу Черноморского флота, в город-порт Севастополь вернулась бригада крейсеров под командованием капитана 1 ранга С.Г. Горшкова. Встали на бочки крейсера «Красный Кавказ», «Красный Крым» и «Червона Украина», на которой держал флаг комбриг. Корабли этого класса имеют многоцелевое назначение. Они обладают большой скоростью, маневренностью и мощным огнём. Могут надолго покидать базу. Им не страшны шторма. Все эти качества давали возможность крейсерам выполнять разнообразные боевые задачи.

 

По существующему флотскому порядку, не обращая внимания на усталость, моряки обязаны подготовиться к новому выходу в море, а уж после этого можно отдохнуть. Два дня крейсера загружались топливом, боеприпасами, водой, продовольствием. Вечером, в субботу 21 июня, несмотря на то, что оставалась повышенная оперативная готовность номер два, было разрешено части краснофлотцам, старшинам, офицерам сойти на берег.

Убедившись, что на крейсерах бригады полный порядок, с наступлением сумерек убыл на Графскую пристань комбриг.

Домашний уют, ужин в тёплом семейном кругу, словно волшебная палочка, сняли усталость напряжённых походных дней.

Ждала Сергея Георгиевича и приятная весточка из Коломны от отца. Он писал, что готовится (в который-то раз!) к выпускным экзаменам и, как бывало и раньше, волнуется. Сразу же вспомнилась старинная зелёная Коломна, где прошли детство, юность. И с нетерпимым желанием съездить в отпуск на родину, повидать родителей С.Г. Горшков после полуночи заснул.

Отдохнуть не удалось. Во втором часу ночи Горшкова поднял на ноги запыхавшийся посыльный:

– Товарищ капитан первого ранга, по флоту объявлена готовность номер один, – доложил он и вручил пакет экстренного вызова.

Минута-вторая на сборы и бегом к пристани. На катере добрался до «Червоной Украины», поднялся на мостик.

– Товарищ комбриг! Оперативный дежурный флота в 1 час 05 минут объявил кораблям готовность номер один. На крейсере к зенитным орудиям боеприпасы уже поданы. – Голос командира корабля капитана 2 ранга Н.Е. Басистого звучал спокойно.

О переходе на готовность номер один доложили командиры крейсеров «Красный Кавказ» и «Красный Крым».

Ночь. Тишина. Моряки на кораблях замерли в напряжённом ожидании. Стрелки часов бесстрастно отсчитывали время.

Со стороны моря послышался завывающий, надрывный звук приближающегося тяжёлого самолёта. Горшков глянул на светящийся циферблат часов: они показывали десять минут четвёртого.

Самолёт прошёл мимо. Чей он? Что с собой несёт? Ответа не было.

И вновь потекли минуты тягостного, томительного ожидания в неведении, что произойдёт.

Вновь послышался гул самолётных моторов. К Севастополю летела группа. И полчетвёртого тёмное небо прорезали лучи мощных прожекторов.

Сигнальщики на крейсере «Червона Украина» заметили летящий курсом на корабль неизвестный самолёт. Через некоторое время последовал их доклад:

– Иностранный самолёт.

Вахтенный офицер просит уточнить, какой марки.

Самолёт всё ближе и ближе. По нему скользнул луч прожектора.

– Фашист! – крикнул краснофлотец.

Горшков стоял на мостике рядом с командиром крейсера, не вмешиваясь в действия команды. Комбрига поразило, что сигнальщик не доложил ни марку, ни систему самолёта, ни его национальную принадлежность. Из груди молодого моряка вырвался возглас ненависти к врагу: «Фашист!»

Оставаясь внешне спокойным, Горшков лихорадочно думал, что предпринять, как действовать в сложившейся обстановке. Никаких конкретных указаний он, как командир бригады крейсеров, не имел. А ситуация складывалась так, что необходимо было действовать, принять верное решение. Ведь вражеские самолёты могли засечь стоянку наших кораблей и приступить к прицельному бомбометанию.

Горшков понял: нужно принимать самостоятельное решение, чтобы не случилось большой беды. И комбриг отдаёт приказ открыть огонь по фашистскому самолёту.

Заработали все шесть зениток «Червоны Украины», открыли огонь другие корабли.

Вечером 22 июня С.Г. Горшков, находясь на флагманском крейсере, вывел в море корабли бригады для постановки мин заграждения. Началась трудная военная страда. С именем С.Г. Горшкова связаны многие её события. Он организовал высадку первого на Чёрном море морского десанта в районе Григорьевки под Одессой. Умело руководил боевыми действиями Азовской военной флотилии.

Обстановка в 1942 году на Азовском море сложилась трудная. Гитлеровцы вышли на северное побережье, захватили Ростов, Таганрог, Мариуполь. А от азовцев требовалось не ослаблять боевых усилий в борьбе на море, оказывать надёжное содействие приморскому флангу войск Южного фронта на северных берегах и войскам 51-й отдельной армии на юго-западном побережье. За два месяца С.Г. Горшков сумел сделать многое. Несмотря на невероятно сложные условия, флотилия в целом справилась со своей задачей. Силы её были невелики, но командующий умело маневрировал ими на тех участках, где обозначался успех. Это и склоняло чашу весов в нашу пользу.

20 августа 1942 года контр-адмирал Горшков был назначен заместителем командующего 47-й армией и только что созданного Новороссийского оборонительного района. 2 сентября на него было возложено непосредственное руководство обороной Новороссийска. Свой командный пункт Сергей Георгиевич развернул в самом городе в подвале школьного здания. Через три дня начались уличные бои – за вокзал, за холодильник…

Тёмной августовской ночью 1944 года одесскую гавань покидали небольшие юркие корабли: бронекатера, тральщики, охотники за подводными лодками. На борту малого охотника № 26 шёл командующий Дунайской военной флотилией контр-адмирал С.Г. Горшков.

Находившийся в оперативном подчинении командующего 3-м Украинским фронтом контр-адмирал С.Г. Горшков возглавил морскую часть Ясско-Кишинёвской стратегической операции. По его замыслу формирование Днестровского лимана строилось на внезапных и решительных действиях, на активном использовании авиации, на хорошо налаженном взаимодействии с армейскими частями. И успех был достигнут полный.

Поддержанные кораблями и авиацией Черноморского флота катера ворвались в гирло. В 9 часов утра завязался бой за Вилково – первый речной порт на пути дунайцев. Десант, сформированный из экипажей катеров, высадился на берег и захватил город, уничтожил переправу, которую навёл отступавший с восточного берега противник. Так началось победное шествие моряков вверх по реке, имя которой носила флотилия.

Шествие это было отнюдь не парадным. Временами каждый километр приходилось преодолевать с боем. Громя вражеские переправы, обеспечивая переправу своих войск, помогая огнём с реки частям 3-го Украинского фронта, высаживая многочисленные тактические десанты, флотилия под командованием С.Г. Горшкова в октябре подошла к столице Югославии Белграду.

В разгар боёв за Будапешт вице-адмирал С.Г. Горшков получил приказ прибыть в Севастополь и принять под командование эскадру. В январе 1945 года он приступил к исполнению новых обязанностей. Затем назначается начальником штаба Черноморского флота, а в августе 1951 года вступает в должность командующего флотом.

В январе 1956 года Сергей Георгиевич Горшков был назначен главнокомандующим Военно-морским флотом – заместителем Министра обороны СССР. И на этом ответственном государственном посту находился почти 30 лет. До него никто столько лет не был главкомом. Все эти годы свои знания и опыт настойчиво направлял на решение задач по дальнейшему развитию Военно-морского флота.

Главком внёс большой вклад в развитие и строительство Военно-морского флота, оснащение его современными кораблями, военной техникой и обеспечение высокой боевой готовности, во взаимодействие флотов с объединениями других видов Вооружённых сил. Советский военный флот под командованием С.Г. Горшкова стал ракетно-ядерным и вышел в Мировой океан. Научно-техническая революция в военном деле внесла много нового в военно-морское искусство, в развитие форм и способов применения сил флота. Этим вопросам С.Г. Горшков уделял неослабное внимание. Этому посвятил и свои учёные труды: «Морская мощь государства», «Развитие военно-морского искусства», «Военно-морские флоты в войнах и в мирное время».

С.Г. Горшков активно участвовал в общественно-политической жизни страны, был тесно связан с воинскими и трудовыми коллективами. Его избирали депутатом Верховного Совета СССР ряда созывов, на XX–XXVII съездах партии был избран кандидатом и членом ЦК КПСС.

Передав 9 декабря 1985 года обязанности главнокомандующего ВМФ Адмиралу Флота В.Н. Чернавину, с флотом С.Г. Горшков не расстался. Он до последнего дня работал в группе генеральных инспекторов Министерства обороны. И сумел написать интереснейшую книгу воспоминаний «Во флотском строю», которая увидела свет уже после смерти автора. Умер Сергей Георгиевич 13 мая 1988 года. С воинскими почестями его похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Заслуги Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова были высоко оценены. Он был дважды удостоен звания Героя Советского Союза, награждён 7 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова, орденами Кутузова, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III степени, многими медалями, а также орденами и медалями других государства. Ему были присвоены звания лауреата Ленинской и Государственной премий.

Сергей Георгиевич не забывал родного города. Он часто приезжал в Коломну, встречался с тружениками, с молодёжью. Эти встречи являлись хорошей школой мужества, патриотизма.

В Коломне, на площади Советской, установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова. Его имя присвоено коломенской гимназии № 9.