Анатолий  Кузовкин

Его отличали и украшали скромность и мужество

В пятницу, 5 октября, исполнится сорок дней, как умер Герой Советского Союза гвардии майор в отставке Сергей Иванович Захаров – отважный летчик-бомбардировщик периода Великой Отечественной войны, талантливый инженер-конструктор в мирное время, необыкновенно скромный и застенчивый человек.

 

 

Герой Советского Союза Сергей Иванович Захаров.

 

Коломна достойно проводила в последний путь своего славного сына. Прощание с кавалером Золотой Звезды прошло со всеми полагающимися воинскими почестями. Похоронили С.И. Захарова на городском кладбище №1.

 

Более сорока лет я был знаком с Сергеем Ивановичем. Много раз пришлось выступать вместе с ним перед школьниками, студентами, курсантами, военнослужащими, рабочими, интеллигентами. И постоянно отмечал: Сергей Иванович так умел выстроить свою речь, что аудиторию держал в напряжении и внимании. Хотя говорил он тихо, мягко, но очень четко. Просто и доступно излагал свои мысли. Чаще всего рассказывал о товарищах-однополчанах, о своем родном 10-м гвардейском авиационном полке АДД (авиации дальнего действия) и очень скупо о себе. Приходилось включаться в разговор и сообщать аудитории о боевых заслугах летчика-героя.

Я многое узнал о Сергее Ивановиче Захарове, когда собирал материалы о нем для очерка в книгу “Золотое созвездие коломенцев” и особенно когда работал над документальной повестью “Под крылом – цель”. Она вышла в издательстве “Московский рабочий” в 1985 году. Подолгу беседовал с Сергеем Ивановичем, с его боевым штурманом Александром Федоровичем Петровым, тоже Героем Советского Союза, переписывался с однополчанами Захарова, поднимал материалы в архивах и музеях, знакомился с публикациями военных лет во фронтовых и центральных газетах, которые хранятся в московских библиотеках, и в городской газете “Коломенский рабочий” времен Великой Отечественной войны. И передо мной раскрылся образ человека беззаветно преданного делу, которое избрал для себя в жизни, – авиации.

 

 

Семья Захаровых. Слева направо: Сергей, Владимир, мама Татьяна Васильевна, Александра и Павел.

 

В 1930-е годы многие мальчишки бредили небом, самолетами. Мечтал об этом и Сережа Захаров. Ведь в Коломне работал аэроклуб, и в небе над городом часто можно было видеть самолет. Получить среднее образование Сергей не смог. Он учился в восьмом классе, когда умер отец. Маме нужно было воспитывать троих сыновей и дочь. И пришлось Сергею поступать в школу фабрично-заводского ученичества при Коломенском машиностроительном заводе. Окончив ФЗУ, работал токарем-инструментальщиком на Коломзаводе и одновременно учился в аэроклубе.

 

В апреле 1938 года поступил в Борисоглебскую военную школу летчиков. В следующем году в звании младшего лейтенанта прибыл в летную часть города Орла.

С.И. Захаров шесть боевых вылетов совершил во время советско-финляндской войны, участвовал в событиях по воссоединению Бессарабии с Молдавией и с мая 1942 года по апрель 1944 года выполнил 251 боевой вылет по целям ближним и дальним, нанося бомбовые удары по немецко-фашистским военно-промышленным объектам. Каждый такой вылет мог для Захарова оказаться последним, но победили мастерство и мужество.

 

 

В декабре 1939 года младший лейтенант Сергей Захаров приехал в Коломну в отпуск и сфотографировался с друзьями. Кто они, к сожалению, на снимке не написано.

 

Первое боевое задание С.И. Захаров выполнил в ночь под 1 мая 1942 года, нанеся удар по железнодорожному узлу Орел, где было сосредоточено много составов с живой силой и техникой гитлеровцев. А летом и осенью того же года, когда фашистские полчища рвались к Сталинграду и Кавказу, экипаж Захарова с подмосковного аэродрома вылетал бомбить военно-промышленные объекты Кенигсберга, Берлина, Данцига, Штеттина, Варшавы, Будапешта и других городов. Эти полеты проходили в сложных метеорологических условиях. Советских бомбардировщиков в пути и над целью обстреливали фашистские истребители, по нашим машинам вели интенсивный огонь вражеские зенитчики, на пути краснозвездных “илов” вставали гитлеровские аэростаты заграждения, летчиков ослепляли десятки, а то и сотни прожекторов, из лучей которых не так-то просто было вырваться. Большую опасность представляли грозы, обледенение, так как приходилось лететь на высоте в несколько километров или в сплошной облачности. Неудобства создавала и кислородная маска, а без нее не обойтись: можно потерять сознание от кислородного голодания.

 

Полеты иногда продолжались по 8, 10, 12 и более часов. В кабине не развернуться и передохнуть нельзя: рук от штурвала не оторвать, поскольку на самолете Ил-4 не было автопилота. Лишь время от времени Захаров, не выпуская штурвала, менял онемевшую руку, ерзал на сиденье, стараясь занять такое положение, чтобы не так остро чувствовать боль в пояснице, чтобы снять напряжение с затекших ног.

 

 

Боевой экипаж (слева направо): штурман Александр Петров, командир летчик Сергей Захаров, стрелок-радист Леонид Трегубенко.

 

Бывали моменты, когда Захаров, посадив самолет и вырулив с полосы на стоянку, напрягал все силы, чтобы спуститься на землю, а она плыла под ногами. И он делал очень неуверенный шаг, другой, словно малыш, обучающийся ходьбе. Еще хуже было с руками. По многу часов он крепко сжимал штурвал. И пальцы застывали в полускрюченном состоянии, и какое-то время даже силой невозможно было их распрямить. Но молодой организм справлялся с нагрузками. Отдых, калорийное питание, занятия физкультурой восстанавливали силы. И вновь С.И. Захаров отправлялся в полет, на выполнение боевого задания.

 

Командир полка, воевавший еще в Испании и Китае и вернувшийся оттуда кавалером двух орденов Красного Знамени и ордена Красной Звезды, подполковник Иван Карпович Бровко отмечал в характеристике С.И. Захарова: “Летает днем и ночью. В полете вынослив, летать любит… Дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным. В бой идет с большим желанием, в бою ведет себя храбро”.

Спустя много лет после войны, в 1983 году я написал письмо генерал-лейтенанту И.К. Бровко и попросил его ответить на несколько вопросов, касающихся С.И. Захарова. “Каким Вам запомнился Захаров, когда он прибыл в полк?” – “С первого взгляда он мне показался слишком молодым, невысокого роста, малоразговорчивым и слишком скромным. В беседе показал хорошее знание летного дела. На следующий день я проверил его технику пилотирования днем и ночью. За полеты получил оценку отлично. После этого он был допущен к полетам на боевые задания”. – “Какие качества Захарова Вы бы отметили в первую очередь?” – “Скромность и высокое летное мастерство”.

 

 

Май 1943 года, Липецк. Полку вручили гвардейское знамя. Справа налево: С.И. Захаров, Д.И. Барашев, И.Т. Гросул.

 

5 апреля 1944 года С.И. Захаров совершил последний боевой вылет. Тяжелая болезнь оторвала его от летной работы. Через два года его демобилизовали по состоянию здоровья, и он расстался с небом, с авиацией. Сергей Иванович вернулся в Коломну. Для себя дал слово жить так же честно, не убегать от трудностей, как жил и до того. И это ему удалось. С.И. Захаров окончил с отличием станкостроительный техникум, а потом институт, работал инженером-конструктором на заводе тяжелого станкостроения. И в учебе, и в работе, и при исполнении множества общественных дел (а он немало лет был председателем совета ветеранов предприятия) проявлял такую же волю, настойчивость, как и в бою, и оставался таким же скромным и мягким человеком. Почти шестьдесят лет в любви и согласии прожил он с женой Антониной Петровной, вырастили четверых дочерей, радовались на внуков и правнуков.

 

Человек не вечен. Но память о таких людях, как Сергей Иванович Захаров, остается навсегда.

 

Hosted by uCoz