Так уж получилось, что о некоторых наших земляках, удостоенных за подвиги высшей награды страны - звания Героя Советского Союза - становилось известно коломенцам сразу же после того, как они становились кавалерами Золотой Звезды. А о других в родных местах узнавали лишь спустя много лет, на что были различные причины. Сегодняшний рассказ о таком человеке.
Работа по выявлению сведений о земляках - Героях Советского Союза активизировалась в Коломне и районе в 1965 году, когда по всей стране широко отметили 20-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В то время территория нынешнего соседнего Озерского района входила в состав Коломенского района. Кстати сказать, эти земли с давних пор числились за Коломенским уездом, который просуществовал до 1929 года, когда было проведено районирование.
В середине 1960-х годов посетил я озерский краеведческий музей, созданный энтузиастами-общественниками, и на одном из стендов в перечне фамилий земляков Героев Советского Союза увидел незнакомую: Макаров А.С. Сведений о нем в музее было немного. От краеведа Анны Павловны Дорониной узнал, что жил он с родителями на центральной улице Озер - улице Ленина, занимался в Коломенском аэроклубе. Спросил, нет ли в музее домашнего адреса Героя. "К сожалению, нет, - сказала Анна Павловна, - но слышала, что вроде бы продолжает службу в авиации".
Я заинтересовался личностью Героя и, бывая в Москве, пытался наводить о нем справки в библиотеках, музеях, архивах. Используя собранный материал, написал небольшой очерк, который был опубликован в газете "Коломенская правда" 29 декабря 1967 года под заголовком "Озерский сокол" (рубрика стояла "К 50-летию Вооруженных Сил СССР").
Когда родилась идея создать книгу "Золотое созвездие коломенцев", через Главное управление кадрами Министерства обороны СССР выяснил, что после увольнения в запас Аркадий Сергеевич Макаров поселился в Москве. Через паспортный стол узнал его домашний адрес, написал письмо с просьбой ответить на ряд вопросов. Герой пригласил приехать. И 1 февраля 1975 года я встретился с А.С. Макаровым в его квартире дома № 58 на Ново-Хорошовском шоссе. Тогда-то и услышал любопытные рассказы о боевых и иных эпизодах его жизни, сумел разрешить некоторые возникшие у меня вопросы, касающиеся замеченных в публикациях о нем неточностей, нестыковок.
- Аркадий Сергеевич, в газете "Московский большевик" 26 ноября 1943 года на второй странице был помещен ваш фотоснимок с такой подписью: "Гвардии старший лейтенант А. Макаров, летчик-истребитель, сбил лично 13 самолетов противника, из них 3 в последних боях за Белоруссию. Тов. Макаров - уроженец города Озеры". Но я слышал в Озерах, что якобы вы родились в городе Куйбышеве.
Аркадий Сергеевич улыбнулся:
- Неточностей встречается много. Вот и с местом моего рождения путаница идет. Да, родился я 6 марта 1917 года в городе Куйбышеве, там родители мои были проездом. Вот и появился на свет Божий в городе на Волге. Но уже через несколько дней пополнившая ряды семья очутилась в Коломенском уезде, в большом селе Озеры, где жили родственники отца. Тут я с раннего возраста и жил и по праву считаю себя озерчанином, а по большому счету коломенцем, ведь это исторически коломенская земля. Однако в важном официальном документе - в свидетельстве о рождении место, где я родился, зафиксировано так: город Самара. Так что писать, что я родился в городе Куйбышеве, тоже неверно: такое название бывшая Самара получила, если память не изменяет, в 1935 году после смерти советского партийного и государственного деятеля Валериана Владимировича Куйбышева.
В Озерах я пошел учиться, окончил 7 классов школы № 2. А потом два года учился на рабфаке. Учебу совмещал с занятиями в Коломенском аэроклубе, его филиал действовал в Озерах. Здесь у нас было два планера, мы с резинки летали. А потом, освоив это дело, продолжили обучение в Коломне. Три раза в неделю туда ездили. Довольно сложно это было. Но закончил аэроклуб и уехал в Крым, поступил в Севастополе в Качинскую военную авиационную школу летчиков.
Я знал, что способного, мастерски владевшего приемами высшего пилотажа летчика оставили после окончания школы инструктором в Каче. За время работы там Макаров подготовил 70 молодых летчиков, которые вскоре приняли участие в Великой Отечественной войне.
- Аркадий Сергеевич, слышал, что вы рвались на фронт, но вас не отпускали. В наградном листе на присвоение вам звания Героя Советского Союза записано: "В Отечественной войне участвует с августа 1941 г.".
Макаров широко улыбнулся:
- Вот видите, еще одна неточность. Участвовать в боевых вылетах инструкторы Качинской школы и самые подготовленные курсанты стали, можно сказать, с самого начала войны, ведь первый налет на Севастополь немецкая авиация совершила утром 22 июня 1941 года. И я много раз вылетал, пока Качинскую школу не перевели в поселок Красный Кут Саратовской области. И уже там добился, чтобы меня отправили на фронт.
На книжной полке я увидел макет самолета-истребителя "Як". На его фюзеляже насчитал 17 красных звездочек. Знал, в войну на борту истребителей рисовали столько рубиновых звездочек, сколько летчик сбил вражеских самолетов.
- Макет вашего самолета? - уточняю у Макарова.
- Да, на таком истребителе конструкции Яковлева я летал до 1944 года. А потом до конца войны воевал на именном самолете "Московский киноработник". Замечательная была машина конструкции Лавочкина - "Ла-7"!
И я услышал любопытнейшую историю. В Великую Отечественную войну на средства советских людей строили именные самолеты и вручали их отличившимся в боях летчикам. В 1944 году по просьбе работников московского кинотеатра "Орион" на собранные ими деньги построили самолет "Ла-7", на фюзеляже которого белой краской написали "Московский киноработник". По согласованию с командованием, самолет передали летчику-асу Герою Советского Союза Аркадию Сергеевичу Макарову. Передача проходила в торжественной обстановке. Директор кинотеатра Николай Александрович Калашников пожелал летчику новых успехов в боях с фашистскими захватчиками, а известный киноартист Михаил Иванович Жаров закрыл над пилотом фонарь кабины, произнеся: "Ждем возвращения с победой!"
Спустя несколько месяцев Н.А. Калашников получил от героя-летчика письмо:
"Привет с фронта! Дорогой Николай Александрович, извини, что долго не писал, ждал, когда начнется работа... Ваш самолет пролетел через Восточную Пруссию, под самый Берлин...
Еще раз благодарю Вас за такой самолет, он себя показал на деле, это прекрасная машина. Летаю на ней я и мои товарищи, уже под Берлином сбили четыре ФВ-190, из которых я сбил два.
Работы сейчас у нас много и работа жаркая, Вы, конечно, знаете, что мы в самом логове фашистского зверья, и это логово скоро будет взято нашими войсками.
Передайте привет работникам кинотеатра, большое спасибо им от меня. Желаю Вам успеха в работе. Пишите мне.
С приветом. А. Макаров".
И вот, наконец, наступил долгожданный День Победы. Но Аркадий Сергеевич Макаров еще много лет не расставался с авиацией. Довелось ему выполнять и интернациональный долг во время войны в Корее. Находился в Китайской Народной Республике, обучал летному искусству китайских летчиков. Вернулся из спецкомандировки кавалером трех китайских орденов.
Ратный труд гвардии полковника Аркадия Сергеевича Макарова был отмечен Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Александра Невского и Красной Звезды, многими медалями.
Расставшись с небом, с авиацией, А.С. Макаров много лет занимался с молодежью: работал заведующим учебной частью по производственному обучению в 144-й московской школе.
Прославленный летчик-герой умер в 1996 году. По завещанию Аркадия Сергеевича Макарова урна с его прахом захоронена на озерском кладбище.
На центральной улице города Озеры - улице Ленина у Вечного огня, зажженного у памятника землякам, погибшим в Великую Отечественную войну, два года назад открыта Аллея славы, на которой установлены стелы с фамилиями кавалеров Золотой Звезды. На одной из них золотом на черном мраморе написано: Герой Советского Союза Макаров Аркадий Сергеевич.