Рассказать о нашем земляке Михаиле Васильевиче ЛЕВИНЕ меня подвигли три повода. 9 января уроженцу деревни Елино Коломенского района Герою Советского Союза гвардии полковнику в отставке М.В. Левину исполнилось 90 лет. 65 лет назад, в январе 1944 года, была окончательно прорвана блокада Ленинграда, а за участие в боях за город на Неве М.В. Левин удостоен медали «За оборону Ленинграда». И праздник – День защитника Отечества, к которому Герой имеет самое прямое отношение.
Недавно наш земляк журналист Владимир Мирошниченко, который работает в Киеве, по моей просьбе выяснил, что Михаил Васильевич Левин живёт в столице Украины и по тому же адресу, по которому я много лет назад посылал ему письма. Мирошниченко дозвонился до Героя, передал ему от меня привет и добрые пожелания. На что Михаил Васильевич живо откликнулся: «Помню, помню коломенских журналистов Кузовкина и Макарова. Я всю жизнь не очень-то любил писать письма, а они проявили завидную настойчивость, выпытывали у меня всё, что им необходимо для работы над очерком, который был помещен в их книге «Золотое созвездие коломенцев».
Книга, которую я написал вместе с участником Великой Отечественной войны, авиатором, подполковником запаса Александром Ивановичем Макаровым, увидела свет в конце 1976 года. С той поры много воды утекло. Увы, нет уже в живых моего соавтора. Но я продолжаю дело, которому посвятил не один десяток лет: собираю материалы о коломенцах – кавалерах Золотой Звезды. Иногда встречаю публикации, в которых имеются неточности, ошибки. И не только в газетных публикациях, но и в солидных изданиях, что, конечно, досадно. К примеру, в кратком биографическом словаре «Герои Советского Союза», (том 1, Военное издательство, Москва, 1987 год) на странице 857-й приводится его биография, и в первом же предложении имеется неточность. Говорится, что он родился «в с. Енино ныне Луховицкого р-на Моск. обл.». В конце делается ссылка на литературу и называется лишь один источник – наша книга «Золотое созвездие коломенцев» с указанием страниц 110-114. Но каждый, кто откроет книгу на 110-й странице, прочитает: «родился 9 января 1919 г. в деревне Елино Коломенского района Московской области». Как могла появиться такая ошибка в названии места рождения Героя, остаётся только гадать… А ведь над словарём работали Главное управление кадров, Институт военной истории и Центральный архив Министерства Обороны СССР.
Герой Советского Союза гвардии полковник Михаил Васильевич Левин.
В одном из писем М.В.Левин писал: «Здравствуйте, уважаемый тов. Кузовкин! Извините, что не смог быстро ответить на Ваше письмо, причина вполне уважительная – командировка. Отвечаю по порядку поставленных вопросов. В Черкизовской школе не учился. Окончил четыре класса школы в дер. Елино, а затем девятилетку в городе Коломне, школа имени А.С.Пушкина. В Красную Армию призван Коломенским городским военкоматом».
Бывший рабочий Коломенского машиностроительного завода, выпускник Коломенского аэроклуба М.В.Левин поступил учиться в Оренбургское авиационное училище лётчиков. Окончил его в мае 1941 года.
С первого дня Великой Отечественной войны М.В.Левин участвовал в боевых операциях. С 22 июня летал на выполнение заданий в составе 39-й отдельной бомбардировочной авиаэскадрильи, а с января 1942 года – в составе 1-го гвардейского Брянского Краснознамённого бомбардировочного авиаполка. За четыре года М.В.Левин совершил 318 боевых вылетов и днём, и ночью. Какие только задания не приходилось выполнять отважному лётчику! Он бомбил важные военные объекты фашистов, летал на освещение целей, сделал 32 вылета со специальным заданием в расположение партизан, выбрасывал в тыл врага советских разведчиков-десантников. И все задания выполнял уверенно, смело, с высоким мастерством.
В ночь на 11 мая 1943 года экипаж М.В.Левина получил задание нанести удар по железнодорожному узлу Брянск-1. Командир полка предупредил, что, по данным разведки, гитлеровцы усиленно охраняют объект. В этом Левин убедился, подлетая к Брянску. Город ощетинился лучами прожекторов, в небе появились султаны взрывов зенитных снарядов.
Михаил вёл самолёт на высоте 3600 метров, ловко маневрируя среди лучей прожекторов. На цель заходил бесшумно, с выключенным газом. Экипаж прицельно отбомбился. Бомбы попали в один из эшелонов. Сильный взрыв разметал несколько вагонов, возник пожар.
При отходе от цели самолёт попал в перекрестие прожекторных лучей. Со всех сторон стали рваться снаряды, небо в непосредственной близости от самолёта прорезали трассирующие линии пулемётных очередей.
Левин применил маневр по вертикали и направлению и сумел вырваться из цепких щупальцев прожекторов и зенитного огня. Лишь три пробоины получил самолёт. Об этом узнали, когда благополучно приземлились на своём аэродроме.
Михаил Васильевич Левин с боевыми друзьями. Снимок сделан в апреле 1944 года на Ленинградском фронте. Слева направо: в первом ряду Константин Севастьянов, Владислав Панфилов, Иван Тимощенко, в верхнем ряду Иван Косогин, Михаил Левин, Яков Пименов.
А затем – новые сложные задания.
Во время прорыва блокады Ленинграда М.В.Левин делал по 3–4 вылета в ночь на бомбардирование позиций тяжёлой артиллерии гитлеровцев, обстреливающих город на Неве. В ночь на 17 января 1944 года сделал 5 боевых вылетов. Это потребовало от лётчика мобилизации всех его физических и духовных сил.
В феврале 1944 года М.В. Левин четыре раза водил свой тяжелогружёный бомбардировщик к Хельсинки, один раз – к Турку, где нанёс мощные удары по военно-промышленным объектам этих городов.
17 февраля Левин возвращался из района Хельсинки на базу. Стал давать перебои левый мотор. Но лётчик сумел благополучно довести самолёт до своего аэродрома.
Техники доложили, что мотор вышел из строя, ремонт потребует не одного часа. А в эту ночь нужно было сделать ещё один вылет. Левин обратился к командиру полка с просьбой разрешить вылететь на боевое задание на другом самолёте. Получив «добро», в эту же ночь второй раз нанёс бомбовый удар по военным объектам Хельсинки.
Штурман экипажа самолёта М.В. Левина, житель Луховиц Владислав Илларионович Панфилов.
В ночь на 30 июня 1944 года старший лейтенант М.В. Левин вылетел на выполнение очередного боевого задания. Нужно было нанести бомбовый удар по железнодорожному узлу Лунинец. Сплошная облачность затрудняла выполнение задания: никаких ориентиров не видно. Но штурман В.И. Панфилов точно вёл самолёт к цели. Вынырнув на высоте 1700 метров из густых облаков, Левин направил свой воздушный корабль к железнодорожной станции, забитой составами с живой силой и боевой техникой отступающих фашистских войск.
Неожиданно острые лучи прожекторов пронзили черноту ночи и впились в самолёт. Яркий сноп света ослепил Левина, но лётчик не растерялся. Резко развернув машину, ушёл в сторону.
«Нужно изменить заход», – решил он. Машина, послушная рукам пилота, развернулась и через несколько минут устремилась на железнодорожный узел с северо-запада.
Хитрость удалась. Прожекторы не успели нащупать советский самолёт, когда сверху посыпались бомбы. Они попали точно в цель. Сильный взрыв потряс воздух, а затем окрестности озарились ярким светом: горели эшелоны.
Подобных полётов было немало. Но не всегда они кончались так благополучно. Иной раз после прицельного бомбометания с трудом приходилось вырываться из зоны зенитного огня противника.
Однажды Левин, вернувшись на аэродром, насчитал на самолёте шестнадцать больших пробоин. В другой раз, возвращаясь с задания, отказал один из моторов. Лишь благодаря высокому лётному мастерству Левин сумел провести самолёт на одном моторе около 150 километров и благополучно посадить его на своём аэродроме.
О бесстрашном лётчике Михаиле Левине писали газеты, публиковали его портреты. Вся страна знала о его подвигах. Особую гордость испытывали коломенцы, узнавая о боевых заслугах земляка.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 июня 1945 года Михаилу Васильевичу Левину было присвоено звание Героя Советского Союза. Его подвиги были отмечены орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.
После войны М.В. Левин остался в рядах Советской Армии. До мая 1951 года служил в Приморском крае в должности командира авиационной эскадрильи. А затем его перевели в Московский военный округ. Многие годы работал в Центральном аэроклубе СССР имени В.П. Чкалова – был командиром отряда, эскадрильи, начальником лётной части. Летом 1966 года переехал из Москвы в Киев. Здесь трудился в ЦК ДОСААФ Украинской ССР. Вначале в должности заместителя, а с 1973 года – начальника отдела авиационной подготовки и спорта.
И, выйдя в отставку, по-прежнему оставался в строю активных воспитателей молодёжи.