Дмитрий Плынов

Победа старой ведьмы: анализ статьи Сергея Калабухина

 

Материал опубликован в литературно-публицистическом просветительском журнале "Клаузура", март 2025 г.

 

"В мартовском номере нашего журнала была опубликована статья Сергея Владимировича Калабухина "Победа старой ведьмы", представляющая собой глубокий анализ причин краха социалистической системы в СССР через призму литературного произведения советского писателя Евгения Пермяка. Автор обращается к роману "Старая ведьма" (1961 г.), используя его как отправную точку для размышлений о фундаментальных противоречиях, которые, по его мнению, привели к разрушению советского строя.

Сергей Владимирович строит свой анализ на интересной метафоре: "старая ведьма" частной собственности, которая, несмотря на все попытки ее искоренения, продолжала существовать в советском обществе и в конечном итоге "победила" социалистическую систему. Автор прослеживает, как эта метафора раскрывается в романе Пермяка через историю сталевара Василия Киреева и партийного функционера Аркадия Баранова.

Центральный конфликт статьи разворачивается вокруг противоречия между декларируемыми коммунистическими идеалами и реальной практикой их воплощения. Как отмечает автор:

«Когда правая рука не знает, что делает левая, иного итога ожидать не приходится. А партийные "руки" не просто не знали, они часто мешали друг другу».

С.В.Калабухин мастерски использует сюжет романа для иллюстрации более широких общественных процессов. История Василия Киреева, талантливого сталевара, построившего собственный дом и создавшего хозяйство, а затем подвергшегося осуждению со стороны партийного руководства, становится микромоделью противоречий всей системы. Автор показывает, как стремление к личному благополучию, естественное для любого человека, вступало в конфликт с официальной идеологией.

Особенно ярко это противоречие раскрывается в образе партийного функционера Аркадия Баранова, который, по словам автора, "не чувствует за собой никакой вины" в разрушении семьи Киреева. Калабухин приводит показательный диалог:

«Я и сам не всем доволен в своей жизни... Дайте мне стать на ноги. Избавьте меня, понимаете, от угля и дров, от домашних хлопот и дыр, которые надо затыкать чуть не каждую неделю, — и я завтра же ликвидирую своё свиное и куриное поголовье... А сейчас я не имею прав делать глупостей. У меня семья. Я их глава. Я отвечаю за них».

Этот фрагмент наглядно демонстрирует внутренний конфликт человека, разрывающегося между идеологическими установками и практическими потребностями повседневной жизни.

Автор статьи убедительно показывает, как подобные противоречия пронизывали все уровни советского общества. Он отмечает, что теоретики коммунизма расходились во мнениях о путях построения нового общества, в то время как практики "наломали кучу дров". С.В.Калабухин пишет:

«Теоретики до сих пор спорят, а вот практики в массе своей были уверены, что в новом справедливом обществе не должно быть старой ведьмы — частной собственности».

Анализируя роман Пермяка, автор статьи приходит к выводу, что именно непоследовательность в отношении к частной собственности и личной инициативе стала одной из ключевых причин краха социалистической системы. Партийная верхушка, декларируя одни принципы, на практике часто действовала вопреки им, что приводило к разочарованию народа и утрате веры в провозглашаемые идеалы.

Статья Сергея Калабухина представляет собой глубокий и многослойный анализ, в котором литературное произведение становится инструментом для осмысления исторических процессов. Автор демонстрирует прекрасное знание как литературного материала, так и исторического контекста, что позволяет ему делать обоснованные выводы.

В качестве пожелания, любопытно было бы увидеть более детальный анализ художественных приемов, которые использовал Пермяк для раскрытия центрального конфликта своего произведения.

В целом, статья "Победа старой ведьмы" представляет собой ценный вклад в осмысление сложных взаимоотношений между литературой и историей, между художественным вымыслом и социальной реальностью".

 

Главный редактор журнала "Клаузура", член Русского географического общества Дмитрий Геннадьевич Плынов