Эмиль Золя - один из самых значительных представителей реализма второй
половины XIX века - вождь и теоретик так называемого натуралистического
движения. Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего
тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени.
Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м гг. - "Сказки к
Нинон" (Contes a Ninon, 1864), "Исповедь Клода" (La confession
de Claude, 1865), "Завет умершей" (Le vu d’une morte, 1866),
"Марсельские тайны". Стремительно молодой Золя подходит к своим
основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности -
двадцатитомной серии "Ругон-Маккары" (Les Rougon-Macquarts). Уже
роман "Тереза Ракен" (Therese Raquin, 1867) заключал в себе основные
элементы содержания грандиозной "Естественной и социальной истории одного
семейства в эпоху Второй империи". Золя тратит очень много усилий,
чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах
семьи Ругон-Маккаров. Вся огромная эпопея связана тщательно разработанным
планом, опирающимся на принцип наследственности - во всех романах серии
выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её
проникают как в самые высокие слои Франции, так и в глубочайшие её низы.
Последний роман серии включает родословное древо Ругон-Маккаров, которое
должно служить путеводителем по крайне запутанному лабиринту родственных
отношений, положенных в основу системы грандиозной эпопеи. Действительным и
подлинно-глубоким содержанием произведения является конечно не эта сторона,
связанная с проблемами физиологии и наследственности, а те социальные
изображения, которые даны в "Ругон-Маккарах". С той же
сосредоточенностью, с какой автор систематизировал "естественное"
(физиологическое) содержание серии, мы должны систематизировать и понять её
социальное содержание, интерес которого исключителен. Стиль Золя
противоречив в своей сущности. Прежде всего - это стиль мелкобуржуазный в
чрезвычайно ярком, последовательном и завершенном выражении. -
"Ругон-Маккары" не случайно являются "семейным романом",
- Золя даёт здесь очень полное, непосредственное, очень органическое, во всех
своих элементах жизненное раскрытие бытия мелкой буржуазии. Видение художника
отличается исключительной целостностью, ёмкостью, но именно мещанское
содержание интерпретируется им с глубочайшим проникновением.