Петроний Арбитр (лат. Gaius Petronius Arbiter; род. ок. 14 - ум. 66)
- римский писатель I в. нашей эры, автор лишь частично сохранившегося
(отрывки из XIV-XVI книг) комико-реалистического романа "Сатуры"
(или "Сатирикон"); повидимому тождествен с тем П., который
согласно Тациту (Анналы XVI 18), в 66 н.э. был "арбитром
изящества" и законодателем вкусов и развлечений при дворе Нерона и вскрыл
себе жилы, будучи заподозрен в заговоре против императора.
В своём труде Тацит даёт замечательный портрет Петрония. Здесь рассказывается,
как Нерон вынудил писателя покончить с собой, принеся Петрония в жертву
ревности Тигеллина, наиболее беспринципного и властного из своих советников.
Кроме того, Тацит сообщает, что Петроний составил себе репутацию праздностью и
потаканием своим прихотям, что воспринималось окружающими не как развращенность, а
как особая изысканность. Поэтому самые вольные высказывания и поступки
Петрония воспринимались как должное, и в качестве личного друга Нерона он
сделался его главным экспертом в вопросах вкуса и этикета (arbiter elegantiae).
В то же время на посту проконсула Вифинии и римского консула Петроний доказал
свои способности и в области общественных дел. Смерть Петрония, как и вся его
жизнь, была свидетельством полной внутренней независимости: в качестве
завещания он составил подробный перечень бесчинств Нерона, указав также имена
участников его оргий.
Как лит-ое явление роман П. стоит в античной лит-ре изолированно. Автор -
законченный представитель аристократического эстетства - с презрительно-
небрежной иронией обнажает перед читателем изнанку римского быта, жестоко
высмеивая при этом подымающиеся средние классы - вольноотпущенников,
муниципальных землевладельцев и торговцев - и афишируя беспощадную
откровенность своих зачастую порнографических описаний. По сюжетной схеме
роман П. может рассматриваться как пародия на эротический роман: главные
герои "Сатирикона" - скитающийся искатель сомнительных приключений,
преследуемый "гневом Приапа", бога половой силы, и его возлюбленный,
мальчик (в античном эротическом романе влюбленную пару преследует
"гнев" Афродиты). Герои эти попадают во всевозможные переделки, в
к-рых фигурируют лупанары, оргии тайных культов, колдуньи, дамы, жаждущие
приключений, искатели наследств, бродячие поэты-неудачники - пестрый
калейдоскоп персонажей и ситуаций, являвшихся обычным уделом "низших"
жанров античной лит-ры - новеллы и мима. Центральный эпизод сохранившейся
части романа, "Пир Тримальхиона", содержит блестящие зарисовки
новобогачей-вольноотпущенников и их быта. По внешней форме "Сатирикон"
представляет собой "мениппову сатиру" - чередование прозы со стихами -
и содержит многочисленные вставные новеллы и стихотворения, но от обычной
менипповой сатиры отличается как объемом и широтой захвата, так и отсутствием
каких бы то ни было обличительных или морализующих установок. Петроний
проповедует "откровенность", и художественные достоинства романа не
могут скрыть идеологического разложения той верхушки правящего класса,
к которой принадлежит утонченный эстет-автор. Роман откликается и на
злободневные литературные споры: вкрапленная поэма "О гражданской
войне" пародирует Лукана; много места занимает полемика против модного
риторического стиля. Реалистической установке "Сатирикона" соответствует
и чуждый всякой вычурности яз., приближающийся к обыденной речи; П. иногда
прибегает и к языковой характеристике персонажей, уснащая их речь
диалектизмами. Благодаря своеобразной литературной позиции П. роман
исключительно ценен как источник для знакомства с римским бытом и живым
латинским яз. Объём романа в целом неизвестен: много читавшийся в древности,
он пострадал в средние века от ряда последовательных сокращений. Даже в
дошедшей до нас части только эпизод "Пира Тримальхиона" сохранён
полностью: от прочих эпизодов остались лишь извлечения, позволяющие в
общих чертах судить о ходе действия. В XVII в. Нодо (Nodot) попытался
заполнить пробелы романа якобы на основании новонайденной рукописи, и
хотя фальсификация была немедленно обнаружена, "дополнения" Нодо
продолжают фигурировать во многих, в том числе и русских переводах
"Сатирикона".
Сатирикон