Аппулей Сатурнин, Луций [Lucius Apuleius (Appuleius) Saturninus] -
поэт, римский политический деятель, популяр, оратор, народный
трибун (103 г. и 100 г. до н. э.) родился около 124 г. на границе Нумидии и Гетулии
в состоятельной семье видного африканского чиновника в городе Мадавра, в
Северной Африке. Получил прекрасное образование в Карфагенском
университете. Писал на греческом и латинском языках. Окончив университет,
Апулей уехал в Афины, где изучал математику и философию, одновременно пробуя
свои силы в музыке и поэзии. Здесь он стал ярым поклонником Платона.
Рукописи именуют Апулея философом-платоником из Мадавры - Apuleius Madaurensis
Platonicus, так же называет себя и он сам, и позднейшие писатели.
Изучал оккультизм в Малой Азии, на острове Самос,
в Египте и Сирии. Смесь платонизма с мистицизмом - главная черта его
мировоззрения. Попутешествовав по миру, отправился в Рим, где занялся (правда
неудачно) адвокатской практикой.
В 100 г. до н. э., преодолев сопротивление сената, провёл
через народное собрание законы о наделении землёй ветеранов Гая Мария и о
выведении колоний в провинции. Но принятие предложенного А. С. законопроекта
о снижении цен на хлеб было сорвано сенатом. Огорчённый, Апулей уехал из Рима.
На пути в Александрию Апулей задержался в городе Эе по причине болезни и,
воспользовавшись гостеприимством случайно встреченного соученика, знакомого
ему по Афинам, остановился у него. Мать этого товарища Апулея, богатая вдова
Пудентилла, четырнадцать лет отказывавшаяся, несмотря на настояния семьи,
выйти замуж, влюбилась в него и неожиданно дала согласие на брак. Родственники
покойного мужа Пудентиллы обвинили Апулея в том, что он колдовством склонил
Пудентиллу стать его женой, а сына её, своего приятеля Понтиана, отправил на
тот свет. Колдовство каралось смертной казнью, но он публично защищал себя в
суде и был оправдан, его "Apologia" ("Апология, или Речь в защиту
самого себя от обвинения в магии") существует и теперь.
После этого Апулей переселился в Карфаген, где стал верховным жрецом
провинции и дважды удостаивался статуй. Он был приверженцем исидической
религии, нетерпимым к другим верованиям (саркастически изображал
в "Метаморфозах" жрецов Сирийской богини и христиан). "Это был
пылкий, неутомимо деятельный и остроумный человек, но решительная наклонность
к мистицизму, даже к магии и чересчур высокое о себе мнение помешали ему
развить вполне свои дарования и побороть те недостатки, которые принадлежали
его времени и родине".
Августин Блаженный не раз упоминает Апулея в своих сочинениях, называя его
"африканец, наиболее известный из наших африканцев"
(qui nobis Afris Afer est notior). Для Августина он маг, чьи чудеса в глазах
противников христианства превосходили сотворённые Христом, а его
"Метаморфозы" - повествование о действительно пережитом их автором
превращении.
Апулей является автором сборника судебных речей и риторических декламаций,
которые дошли до нас в отрывках.
Сказку об Амуре и Психее из романа "Золотой осел" в России перелагали
И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков и другие писатели. Различные сюжеты романа
заимствованы европейскими писателями Боккаччо, Сервантесом, Филдингом и
Смоллеттом. Дата смерти неизвестна.
Метаморфозы или Золотой осёл