Апулей

Аппулей Сатурнин, Луций [Lucius Apuleius (Appuleius) Saturninus] - поэт, римский политический деятель, популяр, оратор, народный трибун (103 г. и 100 г. до н. э.) родился около 124 г. на границе Нумидии и Гетулии в состоятельной семье видного африканского чиновника в городе Мадавра, в Северной Африке. Получил прекрасное образование в Карфагенском университете. Писал на греческом и латинском языках. Окончив университет, Апулей уехал в Афины, где изучал математику и философию, одновременно пробуя свои силы в музыке и поэзии. Здесь он стал ярым поклонником Платона. Рукописи именуют Апулея философом-платоником из Мадавры - Apuleius Madaurensis Platonicus, так же называет себя и он сам, и позднейшие писатели. Изучал оккультизм в Малой Азии, на острове Самос, в Египте и Сирии. Смесь платонизма с мистицизмом - главная черта его мировоззрения. Попутешествовав по миру, отправился в Рим, где занялся (правда неудачно) адвокатской практикой.
В 100 г. до н. э., преодолев сопротивление сената, провёл через народное собрание законы о наделении землёй ветеранов Гая Мария и о выведении колоний в провинции. Но принятие предложенного А. С. законопроекта о снижении цен на хлеб было сорвано сенатом. Огорчённый, Апулей уехал из Рима.
На пути в Александрию Апулей задержался в городе Эе по причине болезни и, воспользовавшись гостеприимством случайно встреченного соученика, знакомого ему по Афинам, остановился у него. Мать этого товарища Апулея, богатая вдова Пудентилла, четырнадцать лет отказывавшаяся, несмотря на настояния семьи, выйти замуж, влюбилась в него и неожиданно дала согласие на брак. Родственники покойного мужа Пудентиллы обвинили Апулея в том, что он колдовством склонил Пудентиллу стать его женой, а сына её, своего приятеля Понтиана, отправил на тот свет. Колдовство каралось смертной казнью, но он публично защищал себя в суде и был оправдан, его "Apologia" ("Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии") существует и теперь.
После этого Апулей переселился в Карфаген, где стал верховным жрецом провинции и дважды удостаивался статуй. Он был приверженцем исидической религии, нетерпимым к другим верованиям (саркастически изображал в "Метаморфозах" жрецов Сирийской богини и христиан). "Это был пылкий, неутомимо деятельный и остроумный человек, но решительная наклонность к мистицизму, даже к магии и чересчур высокое о себе мнение помешали ему развить вполне свои дарования и побороть те недостатки, которые принадлежали его времени и родине".
Августин Блаженный не раз упоминает Апулея в своих сочинениях, называя его "африканец, наиболее известный из наших африканцев" (qui nobis Afris Afer est notior). Для Августина он маг, чьи чудеса в глазах противников христианства превосходили сотворённые Христом, а его "Метаморфозы" - повествование о действительно пережитом их автором превращении.
Апулей является автором сборника судебных речей и риторических декламаций, которые дошли до нас в отрывках.
Сказку об Амуре и Психее из романа "Золотой осел" в России перелагали И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков и другие писатели. Различные сюжеты романа заимствованы европейскими писателями Боккаччо, Сервантесом, Филдингом и Смоллеттом. Дата смерти неизвестна.


Метаморфозы или Золотой осёл

 


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz