Виктор Мельников

ПЕРВЫЕ  ЧУВСТВА  ХУДОЖНИКА

 

Живопись рязанского художника Виктора Минкина необыкновенно лирична. В ней его первые впечатления, первые чувства. Простые мотивы не ошеломляют, а радуют глаз, негромко нашёптывают милые слова и напевают приятные мелодии. Если цвет, то серый. Если время года, то весна. Если время суток, то утро или вечер. Если атмосферные осадки, то дождь. Ни тебе аллегорий, ни тебе психоделики.

«Живопись Минкина внешне проста, «тиха» и лишена эффектов. Он пишет землю и небо, в натюрмортах — один-два предмета, но изысканно, сопричастно гармонии, с особой светоносной силой. Вдумчивая работа художника с натуры, его поиски хорошо видны в этюдах. В них в простом мотиве переданы тонкие состояния природы и души», — так говорит о его работах народный художник России Валентин Сидоров.

Пейзажи Минкина — это не просто уголки природы. Как художник лирического склада, он остро ощущает и передаёт чувство величия и бесконечности своего родного края. В них есть какое-то настроение — удивительно доброе и щедрое, как живопись коломенского Сергея Циркина. Не столько, может быть, в манере, сколько в желании проникнуть внутрь сущности. Художник пытается создать свой образ, свою мечту, своё поэтическое творение.

Виктор Минкин родился в 1947 году в деревне Малиновке Рязанской области в крестьянской семье. В 1958 году семья переехала в село Унгор Путятинского района. Здесь окончил семилетнюю школу. С 1961 по 1966 годы учился в Рязанском художественном училище. Преподаватели Б.П. Кузнецов, А.Н. Молчанов, П.И. Будкин. В 1967 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина — «Репинку», «Академию» в студенческом просторечии. Среди здешних учителей наиболее заметны А.А. Мыльников, В.М. Орешников (тогда ректор), Б.С. Угаров (недавно скончавшийся последний президент Академии художеств СССР). В 1973-м после окончания института вернулся в Рязань, где год преподавал в родном училище. На крупнейших выставках в стране художника увидели в середине 1970-х годов, и с тех пор он их постоянный участник.   

— Я впервые познакомился с его творчеством лет тринадцать назад, — рассказывает коломенский художник Сергей Циркин. — Он сразу запомнился мне. Особенно поразили его портреты — задумчивые, неотражательные. Хотя внешне он совсем не похож на свои работы. В жизни он другой — ершистый. А вот душа его очень хорошо ложится на те мотивы, которые он пишет…

Заслуженный художник России Виктор Минкин родом из рязанской деревни. Может быть, потому и просторны его картины. Они совершенно лишены признаков формального экспериментаторства. В них нет намёков на философскую глубину и прочую манящую неоднозначность. Они эмоциональны, традиционны, бесхитростны и нисколько не претендуют на стилистическую новизну. А что касается внутреннего содержания живописи, то её можно определить одним словом: одухотворённость. Об этом сказал и присутствующий на выставке искусствовед Станислав Урбанов:

— Это, пожалуй, главная черта его живописи. Можно говорить, конечно, что это очень реалистично или что это очень русская живопись, но если вглядеться внимательно в то, каким цветом он разрабатывает свои этюды, увидим, что его занимает не материя. Даже в его натюрмортах вещи живут какой-то своей тайной жизнью, и кажется, что у этих вещей есть душа. И ещё больше этой души в его пейзажах, и ещё больше у людей, которых он изображает. Вот это — его самое ценнейшее качество. Этим он делает свою фигуру непотерявшейся и заметной особенно в тех условиях, когда вокруг много ожило, вылезло из андеграунда, перестраиваясь в новые художественные направления. Он не изменил своей традиционной манере и остался близким для многих душ. И не только для любителей, которые привыкли, допустим, к определённой форме искусства, но и для профессионалов, к которым я отношу и себя… 

Виктор Минкин стал «заслуженным» десять лет назад. Недавно состоялась его большая выставка в Академии художеств, после которой шесть работ перекочевали в Третьяковку. Это значит, что человек живёт не ради сегодняшнего дня, уже сделал кое-что для бессмертия. В следующем году ему исполняется 60 лет. Это та жизненная вершина, с которой отчётливо видны не только победы, но и отступления. И человек, достигший его, сам в силах хладнокровно дать содеянному и прожитому единственно верную оценку. А художник — тем более.

 

 


Hosted by uCoz