Виктор Мельников

ЛИТЕРАТУРНЫЙ  КАЛЕНДАРЬ

 

 

Литературная жизнь Коломны богата и многообразна. Писатели, поэты, художники не перестают любить свою землю, не перестают творить и воспевать её. И эту песнь — доносит до читателя «Коломенский альманах». Альманах стал плотью города, его клеточкой. Горожане привыкли к своему  литературному календарю. Я не оговорился. Дело в том, что слово «альманах» происходит от арабского «аль-манах» и переводится как   «астрономический календарь, новогодний подарок».

Обычно альманах выходил один раз в год, и часто, кроме художественных произведений и научных статей, содержал сведения из различных областей общественной деятельности и знания, приближаясь к типу календарей-справочников. Первоначально это были почти только астрономические календари и таблицы. Попав в Европу после Крестовых походов, альманахи расширились. В них стали помещать астрологические указания, предсказания и разные заметки. Например, французский «Аlmanache royal» (выходил с 1679 в Париже) содержал сведения о дворцовых праздниках и ежегодных парижских ярмарках. С 1699 в нём печатались также сведения по генеалогии французского королевского дома, родовые и послужные списки дворян и высшего духовенства. Такого рода альманахи постепенно стали появляться и в других странах. Некоторые из них стали включать, помимо астрологических и календарных сведений, также анекдоты, стихотворения и короткие рассказы.

Литературные альманахи особенно большое распространение получили в Западной Европе. Первые литературные альманахи появились во Франции в середине ХVIII века («L’almanach des muses», Париж, 1746–1833). Из более поздних известны «Almanach de la littérature, du théâtre et des beaux-arts» (1853–1869), «Аlmanach parisien» (1862–1870). В Германии первым литературным альманахом был «Musenalmanach», выходивший в Гёттингене в 1770–1807, затем «Musen-Almanach» — ежегодный сборник непубликовавшихся стихотворений, издававшийся Ф. Шиллером (1796–1800).

История альманахов в России имеет давние корни. Рождение альманаха в нашем государстве обычно связывают с именем Н.М. Карамзина — зачинателя новой русской журналистики, создаваемой с учётом европейского опыта. Но ещё задолго до его «Аглаи» (1794–1795) и «Аонид» (1796, 1797, 1799), действительно построенных во многом по образцу европейских, прежде всего французских, «календарей муз», в России, как и в других странах, были распространены разного рода (рукописные и печатные) сборники произведений духовного и светского содержания, астрономические таблицы, служившие «настольными книгами», которые можно считать своеобразными «праальманахами».

В 1771 году вышли «Российский Парнас», подготовленный М.М. Херасковым в Петербурге, а также «Распускающийся цветок», составленный в 1787 году из произведений питомцев Благородного пансиона при Московском университете. В конце 1820-х — начале 1830-х годов в России ежегодно выходило около 20 альманахов. А.С. Пушкин в 1827 писал: «Альманахи сделались представителями нашей словесности. По ним со временем станут судить о её движении и успехах». Позднее В.Г. Белинский называл эту эпоху «альманачным периодом» и писал, что в 20–30 годы «русская литература была по преимуществу альманачною». Среди русских альманахов наиболее значимы для развития русской литературы: «Полярная звезда» (1823–1825; 3 книги) — альманах издавался А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым с участием Ф.В. Булгарина, А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, П.А. Вяземского, В.К. Кюхельбекера, Ф.Н. Глинки и др.; «Мнемозина» (1824–1825; 4 книги) — альманах издавался В.Ф. Одоевским и В.К. Кюхельбекером с участием А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Е.А. Баратынского; «Северные цветы» (1825–1831) — издавались А.А. Дельвигом и О.М. Сомовым.

С тем же названием «Северные цветы» выходил альманах символистов четыре года с 1901 по 1904 (четыре выпуска) и ещё один, пятый и последний выпуск 1911 года.

В нашем городе на протяжении восьми веков эта традиция как-то не утвердилась. Поэтому существование «Коломенского альманаха» в нашем городе на протяжении пятнадцати лет — событие неординарное вообще, а в условиях нашего времени — особенно знаменательное.

Возможно ли считать этот альманах действительно первой ласточкой и были ли у него какие-то, пусть дальние, «родственники»? По воспоминаниям старожилов, записанным сотрудниками краеведческого музея, в 1914–1916 гг. в женской (здание нынешнего медучилища) и мужской (штаб артучилища) гимназиях выходили рукописные альбомы, в которых наряду с другими материалами публиковались литературные опыты учащихся (стихи и проза).

После революции, в 1918 году, в Коломне стал выходить журнал «Бедняк» (орган Коломенского комиссариата культпросвета), который объявил себя «голосом и вождём бедняков города и деревни», а также непериодический журнал «Труд и свет», где печатались и литературно-художественные произведения (издатель — Коломенский союз кооперативов).      

В первой половине 20-х годов журналов становится больше и их содержание разнообразнее. «Наковальня» и «Коломенский рабочий» выходили как бесплатное приложение к городской газете. В них публиковались произведения разных авторов, например, рассказы М. Праскунина, Н. Сидоренко, А. Мхова, А. Лешина, очерки Н. Керова о прошлом древнего города…

70–90-е годы можно назвать временем бурного расцвета нашего краеведения. Одна за другой появляются книги очерков, сборники, альбомы, посвящённые Коломне. Эта тема неисчерпаема…

      «Коломенский альманах» первоначально выходил в октябре-ноябре, но потом его однажды выпустили в мае — к Дню славянской письменности и культуры, и с тех пор это стало традицией.

 

 

 


Hosted by uCoz