Виктор Мельников

" ПЁТР ВЕЛИКИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ "

 

Михаил Васильевич Ломоносов… Он был первым русским учёным-естествоиспытателем, одним из основоположников физической химии, поэтом, историком.

В Архангельске, Холмогорах и селе Ломоносове всё живёт именем великого северянина. Уроженец Архангельска, писатель Б. Шергин писал о своём земляке: «Удивительная была жизнь Ломоносова, прекрасно дело его жизни, незабываемы слова к русскому юношеству:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовёт он стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны,

Реченьем вашим показать;

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!

 

Отец Ломоносова не поощрял тяги сына к знаниям. Особенно злобствовала мачеха (родная мать Михайлы умерла рано). Мачеха возмущалась тем, что Михайло сидит «попусту за книгами». «Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод…», — писал позже Ломоносов другу. Из книг в северной деревне ему удалось раздобыть «Грамматику» церковнославянского языка Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Эти две книги Ломоносов позже назовёт «вратами своей учёности».

Отец, наслушавшись наветов мачехи, решает женить сына и уже сосватал ему невесту, но Михайло прикинулся больным и от женитьбы отказался.

Обстановка в доме складывалась тяжёлая. Раздобыв с помощью друзей-земляков себе паспорт и заняв у соседа Ф. Шубного три рубля, Михайло, не сказав домашним ни слова, зимой 1730–31 года уходит с обозом, который вёз мороженую рыбу в Москву.

В семье его считали пропавшим. И только когда обоз возвратился, узнали, что Михайло жив.

В Москве Ломоносов поступил учиться в Греко-Латино-славянскую Академию — высшую духовную школу, назвавшись сыном холмогорского дворянина (детей низших, «подлых» сословий в Академию не принимали). Преподавание в этом учебном заведении, предназначенном в основном для детей духовенства, велось на латинском языке. Поэтому Михайло был зачислен в самый младший класс, хотя на «словесном расспросе» — на предварительном собеседовании, как мы сейчас бы сказали, — «обнаружил светлый ум и страсть к наукам». По его воспоминаниям и письмам, «малые ребята» над ним смеялись: «Смотри-де, какой болван лет в двадцать пришёл латине учиться!»

Содержание учеников в Академии было скудно: от казны им выдавалось совсем маленькое жалованье, да и то часто задерживалось. Но Ломоносов усердно учился. Первый класс он одолел за полгода, перешёл во второй и в том же году — в третий. Уже через год овладел латынью и поступил в «словесный класс» — «пиитику», где изучали древних латинских авторов: Овидия, Горация, Вергилия и начала поэтики. Потом перешёл в класс риторики, курс которого длился два года, и изучал там творения античных авторов: Демосфена, Цицерона, Тацита. Изучал также физику и математику.

В числе лучших учеников (их было 12 человек) Ломоносов направляется в Петербург, в Академию наук, а в 1736 году вместе ещё с двумя студентами едет для продолжения образования за границу, в Германию, чтобы изучать там горное дело.

И в Германии Ломоносов занимался вопросами стихосложения. Он прекрасно знал творчество поэта Иоганна Христиана Гюнтера (1695–1723 гг.). Изучал и германского поэта — сторонника классицизма — Иоганна Готшеда (1700–1766 гг.).

Но Петербургская академия диктовала своим студентам, что за границу они посланы не для изучения поэзии, а чтобы стать «горными офицерами».

Вдали от родины Ломоносов следил за тем, что происходит в России. В немецких газетах он прочитал о победе русских войск над турками и написал первую свою оду на взятие крепости Хотин. Ода была доставлена в Россию и, хотя не была напечатана (Россия готовилась уже подписать мирный договор с Турцией), но в литературных кругах прочитана и оценена по достоинству.

Возвратился Ломоносов в Россию в 1741 году уже зрелым учёным и опытным путешественником. Много чего повидал он за время странствий. В Петербургской академии ему поручают переводить статьи иностранных учёных, он завершает каталог минералогических коллекций. Михаил Васильевич занялся  изобретением прибора для химических исследований, но в Петербургской академии не было ещё химической лаборатории…

«Важнейшей обязанностью Петербургской академии наук было художественное оформление различных празднеств, придворных маскарадов и потех. При Анне Иоанновне профессор физики Г.В. Крафт разрабатывал проект Ледяного дома и затем составил его описание. В химической лаборатории Ломоносова изобретали новые составы «зелёных огней» для фейерверков», — пишет Александр Морозов в предисловии к третьему изданию избранных произведений М.В. Ломоносова, вышедшему в 1986 году. — Оды Ломоносова гармонировали со всем придворным и бытовым убранством: подстриженными садами, причудливыми павильонами, гротами, раскачивающимися на ветру разноцветными фонариками, шумом елизаветинских маскарадов. Он пересыпал поздравительные оды цветами и самоцветами».

Но главными темами его од становятся война и мир. Ломоносов прославляет успехи русских воинов, но ещё больше — мирную тишину.

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

                  («Ода на день восшествия на престол императрицы 

                  Елисаветы Петровны 1747 года»).

Ломоносов занимался не только поэзией, но и науками, в частности, химией. Он произвёл много опытов по изготовлению непрозрачных цветных стёкол для мозаик и добился прекрасных результатов. И… написал стихотворение «Письмо о пользе Стекла».

Пушкин, изучавший биографию Ломоносова, писал, что с ним «шутить было накладно. Он был везде тот же — дома, где все его трепетали, во дворце, где он дирал за уши пажей, в Академии, которая … не смела при нём пикнуть…».

Ломоносов мечтал создать русскую науку и русскую литературу не по образцу западных, а на своей, исконной, родной почве. В 1747 году он напечатал «Риторику», годом позже — «Российскую грамматику». В своих одах он выражал надежду на лучшее будущее России.

Любимый герой Ломоносова — Пётр Великий. Он для него — «строитель, плаватель, в полях, в морях герой». Неутомимый работник, призывающий своим примером и других трудиться на благо Отечества.

Хотя вослед иду Виргилию, Гомеру,

Не нахожу и в них довольного примеру,

Не вымышленных петь намерен я богов,

Но истинны дела, великий труд Петров.

Пётр Великий, овладевший многими ремёслами, любивший всё делать своими руками, был сродни самому Ломоносову. Устами Петра Ломоносов говорит о своей мечте: открытии Северо-восточного морского пути:

Колумбы русские, презрев угрюмый рок,

Меж льдами новый путь отворят на восток…

Ломоносов мечтал создать «героическую поэму» о Петре I, но успел написать только две песни.

 

В стихах Ломоносова мысль учёного сочетается с фантазией поэта.

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна.

«Слог его, — писал Пушкин, — ровный, цветущий и живописный, заемлет главные достоинства от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным». Позже В.Г. Белинский, который назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы», писал, что с его «Оды на взятие Хотина» «по справедливости должно считать начало русской литературы».

 

Именем Михаила Васильевича Ломоносова назван крупнейший русский университет.

25 января 1755 года императрицей Елизаветой Петровной был подписан Указ об учреждении в Москве университета. Основателями этого учебного заведения стали М.В. Ломоносов и «выдающийся представитель просвещённой части российского общества» И.И. Шувалов.

Весной 1755 года начались занятия. Впервые в России преподавание в университете велось  на  русском  языке. Через год при университете была открыта типография, занимавшая в ХIХ веке первое место в России по количеству печатной продукции, книжная лавка, университетская библиотека, которая более ста лет была единственной общедоступной библиотекой в Москве.

Когда в России, вслед за Московским, создаются и другие университеты, профессорский состав их большей частью формируется из выпускников Московского университета.

В числе почётных членов университета — И. Гёте, А. Гумбельдт, Ч. Дарвин, Т. Фарадей, Д.И. Менделеев и др.

В университете учились: Д.И. Фонвизин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Б.Л. Пастернак. Здесь А.С. Пушкин в споре с профессорами отстаивал подлинность «Слова о полку Игореве».

Из доклада В.А. Садовничего на сессии, посвящённой 250-летию МГУ.

«280 лет назад, во времена создания Академии наук, Россия испытывала острый голод в собственных научных кадрах. И Московский университет создавался … чтобы восполнить недостаток «национальных достойных людей в науках». Эта задача национального масштаба была поэтическим языком сформулирована Ломоносовым ещё за несколько лет до основания университета: показать, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Ломоносов и сам был рождённый русской землёй «Невтон и Платон». Пушкин: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

 

Помнят великого учёного и на его родине, Русском Севере.

В городе Архангельске именем Ломоносова назван драматический театр. Здесь с 1969 года регулярно проводятся Ломоносовские чтения.

Рядом с театром находится Центральная городская Ломоносовская библиотека, открытая в 1911 году к 200-летнему юбилею учёного и выросшая из небольшой читальни в библиотеку с большим книжным фондом.

У здания Архангельского лесотехнического института находится одна из достопримечательностей города — памятник М.В. Ломоносову. Это первый памятник выдающемуся учёному, установленный в 1832 году. Создан памятник известным русским скульптором, ректором Петербургской Академии художеств Иваном Петровичем Мартосом, автором памятника Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади.

У нас в Коломне одна из улиц носит имя основоположника русской науки. 

 

 

 


Hosted by uCoz