Виктор Мельников

Татьяна Башкирова: "Два крыла за моей спиною
обжигает огонь плиты... "

Увеличить?

 

           В Коломне есть очень тихие, настоящие провинциальные  улочки. Есть такие и в Щурове — старинном пригороде на правом берегу седой Оки, напротив высоких стрельчатых башен Старо-Голутвина монастыря. Летом здесь всё утопает в зелени садов, зимой — вязнет в сугробах. Пятнадцать-двадцать минут езды от станции Голутвин через мост за реку — и попадаешь будто в другой городишко. 

                                      Зарос травой иль меньше стал тот двор,

                                      Теперь здесь наши бегают ребята.

                                      А вид с крыльца волнует до сих пор:

                                      Голутвин-монастырь в лучах заката.

                                      Здесь у забора движется Ока,

                                      Полынь цветёт, невзрачна и горька,

                                      На светлой зорьке точит вдовьи слёзы,

                                      И добрым словом помнят старика,

                                      Что посадил под окнами берёзы.

                                      От суеты, от пыльных, шумных дней

                                       Тут хорошо… И мы, душою дети,

                                       Спешим к окошку матери своей,

                                       Пока оно нам в этом мире светит.

                                 В этой тиши и живёт поэтесса Татьяна

                           Башкирова. Лет двенадцать назад нас познакомил

                           профессор Константин Григорьевич Петросов.

                           Меня «зацепили» её глаза: как порох — чиркни, и

                           вся она загорится! Такой она осталась до сих пор.

                                         За рассветными зорями давними

                                         Улетели мои журавли.

                                         Лиховеи свистали за ставнями,

                                         Но души остудить не смогли.

                                 Поразил в ней редкостный дар — откликаться

                             сиюсекундно на любую человеческую просьбу.

                             Она может всё бросить и побежать на выручку.

                             Не перестаю удивляться: какая распахнутость,

                             какая бескорыстность!

                                 А потом мы стали вместе работать в

                            «Коломенском альманахе». Плечом к плечу с

                            первого номера. За эти годы перебеседовали

                            столько, что другому на целую жизнь  хватит.

                            И всё-таки, при всей открытости и искренности,

                            она сумела сохранить таинственность и

                            неразгаданность.

                                  Нет перстней на руках, а в ушах нет серёг.

                                        На моих башмаках — пыль нездешних дорог.

                                        Путь далёкий лежит на рассвете опять,

                                        Горизонт убежит — мне его не догнать.

                                        Затеряюсь в дыму, мне незримом пока,

                                        И на ощупь пойму, как земля велика.

                                        А вернусь — обрету небывалый покой,

                                        Поклонюсь полевому цветку над Окой.

                                 Эти строки — не сочинённые в холодном

                           раздумье: они вылились на свет Божий из пылкого

                           сердца.

                                 Опубликованных стихов у неё много, а вот

                           книжка только одна. И сведения о ней там скупы:

                           член Союза писателей России, вырастила сына…

                                  А ведь жизнь у неё сложилась нелёгкая…

                        Лучше всего Татьяна Башкирова расскажет о себе

                        сама. Тем более что есть прекрасный повод — день

                        рождения. И не просто день рождения, а юбилей.      

                                          

         Моя девичья фамилия — Зенина

 

— Бегала маленькая девочка по берегу Оки, плавала с родителями на барже, собирала в лесу маслята и сыроежки, играла со сверстниками в «прыгалки» и «движки». И вдруг начала писать стихи. Когда ты впервые откликнулась на голос поэзии?

— Первые «поэтические опыты» относятся к раннему детству, годам к четырём-пяти. Я тогда, помню, печатными буквами написала про девочку Шурочку и кошку Мурочку. Потом — про праздник Первомай.

Родители мои были водниками, плавали на барже, перевозили по реке различные грузы: камень, гравий, песок. Вместе с ними и я. Обычно на баржах жили семьями. В каютах стояла казённая мебель:

шкафы, кровати, столы, табуретки —  всё из дерева. Постельное бельё — тоже казённое. Керосинки, лампы керосиновые. На кухне — печь с двухконфорочной плитой. Электричества только не было. А так — все удобства. Помню, мама даже поросёнка держала в трюме, куда груз засыпали, — в отсеке.

Зимой, когда реку сковывал лёд, баржи ставили в затон, а семьи водников селились по квартирам местных жителей.

В одну из таких зим (не помню, сколько мне было лет) мы жили в какой-то глухой деревне, в доме у одинокой старенькой учительницы, которую я звала «тётя Дуся». Она научила меня читать и учить стихи наизусть — некрасовские  «Плакала Саша, как лес вырубали…», «Мороз-воевода», «Мужичок с ноготок». 

Но первые в моей жизни стихи я услышала ещё раньше, от мамы. Моя мама, несмотря на то, что была почти неграмотной, обладала хорошей памятью. Она читала мне «Узника» Пушкина («Сижу за решёткой в темнице сырой»), «Детство» Сурикова. Пела «Коробушку», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина»… Знала много пословиц и   поговорок, рассказывала сказки.

А отец окончил четыре класса. Он больше любил частушки. Пел их мне, а я, озорничая, переделывала. Например:   

                  На столе стоит бутылка,

                  А в бутылке — молоко.

А я спела к ужасу родителей:

                  На столе стоит бутылка,

                  А в бутылке — Маленков.

         Мне здорово влетело, а потом мама растолковывала: «Нельзя так. Это же отец наш». По русской пословице: что ни поп, то батька…

Родители хотели, чтобы я выучилась. Накупили мне много детских книжек. Я была единственным ребёнком, притом болезненным. К чтению пристрастилась рано.  

А сочинять «систематически» начала в 12 лет. Я училась тогда в четвёртом классе, жили мы с мамой в крохотной комнатке в Щурове, на самом берегу Оки. Сначала (в день своего рождения) написала стихи  лучшей подруге Любаше. Потом посмотрела фильм «Иванна», он меня ошеломил:

                   В плен забрали Иванну,

                   На расстрел ведут.

                   Позади — фашисты

                   Толпами идут.

Кончалось так:

                   Промчались мысли, петлю ей надели,

                   И наша героиня умерла.

                   Но помнят люди: на той же неделе

                   Изгнали гитлеровцев из села.

Потом — как мы с учительницей ходили на Чёрную речку в поход…

Когда я училась в шестом классе, в нашу школу приехал коломенский поэт Александр Фёдорович Кирсанов. Он тогда работал на Коломзаводе и часто встречался с детьми и взрослыми.

Я сидела за первой партой и смотрела на него во все глаза: ещё бы — впервые в жизни видела живого поэта! Высокий, статный, светлые вьющиеся волосы над крупным лбом, большие глаза…  Всем нам, девчонкам, он казался очень красивым. А когда начал читать стихи… Декламировал он мастерски. Особенно запомнилась сказка «Как дед в школу ходил».

После выступления я подошла к поэту со своей тетрадкой стихов — тоненькой, в клетку. Александр Фёдорович прочитал очень внимательно и сказал: «Девочка, ты в лесу бываешь? Ты, когда пойдёшь туда, обрати внимание: муравьи строят свой дом под сосной или елью. А у тебя муравейник под берёзой…»

И потом, спустя годы, когда Кирсанов вёл в Коломне литобъединение «Зарница», он учил авторов точности.

А у меня с тех юных лет в памяти закрепилось: поэт должен быть красивым; поэт должен уметь хорошо читать стихи.

Некоторые из моих подруг тоже увлекались поэзией. А повзрослели — и куда всё делось… Ну, а мне нельзя бросать: я никуда из Щурова не уехала, моя Ока — всегда под окнами, значит, детство со мной…

     — Фамилия Башкирова… Откуда такая? Не от Салавата        

Юлаева ли твои корни?                                                                                       

— Это фамилия мужа. Мать моего свёкра, Ивана Петровича, была башкиркой по национальности и жила в Поволжье. Тогда, в 30-х годах, там был сильный голод. Тяжёлое время выпало Ивану Петровичу: вырос он в детдоме, потом воевал. На фронте и познакомился со своей будущей женой, а моей свекровью, Екатериной Максимовной Деевой. После войны они вырастили троих детей.

А моя девичья фамилия — Зенина. На той улице в Щурове, где мы поселились, когда после тяжёлой болезни слёг отец (она и сейчас существует и называется Набережная), было много Зениных, и все водники. Очевидно, из одной деревни.

— Был ли в твоей жизни случай, который сыграл в судьбе решающую роль?

(Мечтательно): — Это встреча с Андреем Павловичем Радищевым. Мне шёл тринадцатый год, я училась в пятом классе. Андрей Павлович вёл в коломенском Доме пионеров студию литературного краеведения.

Я отправилась туда показать свои стихи. И буквально в него влюбилась… нет, это было что-то бóльшее. Меня поразили обаяние, интеллигентность этого немолодого уже тогда человека.

Кроме литературно-краеведческой студии Андрей Павлович вёл вокально-хоровой кружок. Он прекрасно играл на рояле и пел. И голос у него во время пения становился молодой-молодой…

На занятия студии собирались почти одни девочки. Радищев был прекрасным педагогом. Обучение строилось так, что с нами, пятиклашками, занимались ученицы 10–11-х классов. Они подбирали для нас книги, по которым мы изучали биографии и творчество поэтов и писателей. Я выбрала любимого Некрасова…

Ещё, помню, мы с Андреем Павловичем ездили в Москву, к писательнице Евгении Таратуте. Она переписывалась с автором «Овода» Этель Лилиан Войнич, много о ней рассказывала, показывала фотографии…

Так для меня, девочки подростка помимо грубых игр, непристойных песенок и анекдотов «молодёжи» нашего двора открылся другой мир, недосягаемый и прекрасный: мир музыки и поэзии. И ввёл меня в него высокий, черноволосый и добрый волшебник с умными проницательными глазами — мой первый наставник, Андрей Павлович Радищев. До сих пор светлую память о нём хранит моя душа.

 

         Я фаталистка и верю в судьбу     

 

— Какое отношение у тебя к «сбывшемуся» и «несбывшемуся»?

— «И всё сбылось и не сбылось, венком сомнений и надежд переплелось…», — так мы с подружками пели когда-то…

В юности я всё видела в розовом свете. Мечтала работать в школе, учиться заочно в Литинституте имени Горького, растить троих детей.

Но жизнь внесла свои коррективы. Если бы в школе работала — никаких стихов не написала бы.

А вообще считаю: что Бог ни делает — всё к лучшему. И ещё я фаталистка и верю в судьбу.

— Есть ли в твоём мироощущении разница между « мы — тогда» и «они — теперь»?

— Есть, конечно.

Несмотря на то, что жили мы бедно и не было таких бытовых условий, как сейчас, мне кажется, что нам веселее было, чем теперешним подросткам. То ли люди были проще, то ли мы, ребята, как-то дружнее жили. Уж во всяком случае, мы больше общались. Помню, мама с работы возвращалась усталая, но она всегда радовалась, когда у меня собиралась девчоночья компания. У Любаши — моей одноклассницы — в семье было пятеро детей, а размещались — всего в двух комнатах; да ещё мы, подружки-товарищи, приходили… И никто не стеснялся тесноты. Тогда это было в порядке вещей.

И мы, подростки, больше играли. И в мяч, и в «верёвочку», да и в куклы — до восьмого класса. Только кукол рисовали сами, а платья для них вырезали из бумаги — «по моде»…                                                             

И, конечно же, много читали.

А сейчас дети разобщены: дома большие, дворы неуютные, в гости друг к другу ходят редко. И какие-то они слишком взрослые и практичные. Может, практицизм — это и хорошо: лучше в жизни устроятся? Но ведь он сушит душу. 

Кругом телевизоры, компьютеры, магнитофоны. Читать стали мало.  А ведь чтение и речь развивает, и грамотность. 

— Моя первая прочитанная книжка была «Волк и семеро козлят». Я только-только выучил азбуку. Сказку взял в школьной библиотеке. Помнишь, тогда были такие тоненькие под рубрикой «Твоя первая книжка»?  Читал ночью, под одеялом, с фонариком в руках. Тогда в доме что-то случилось с электричеством, а жечь керосиновую лампу мама не разрешила. «Завтра днём прочитаешь!» Какой день?! В руках у меня первая книжка в жизни! И я по слогам, радуясь каждой прочитанной строке, дочитал до конца. И когда прочитал, то не знал, чему радоваться больше: новой сказке или самостоятельно прочитанной книге. А твоя какая была первая книга?

— Мне было пять лет, когда я прочитала сказку Корнея Чуковского «Мойдодыр». Маленькая, помню, такая книжечка, тоненькая, но с цветными картинками. Мне очень понравился озорной ритм её стиха, что там принимают участие звери (Крокодил с детьми Тотошей и Кокошей), и что в конце мальчик-грязнуля опять со всеми подружился и всё у него сложилось хорошо.

Позже, в начальных классах, я очень любила «Приключения Буратино» А. Толстого, «Солнечный денёк» Л. Воронковой, а из стихов — «Лесной царь» Жуковского. Начала спрашивать этого автора в библиотеках. Так произошло знакомство со «Светланой», «Ундиной» и другими балладами и стихами.                                                                                 

— Жизненный багаж помогает тебе сейчас жить или, наоборот, «оттягивает руки»?

(Задумалась): — Думаю, помогает. В молодости я работала в селе Большое Колычёво, во вспомогательной школе-интернате. Многого там насмотрелась. Были дети-сироты, но ещё хуже — брошенные при живых родителях. Иногда думаю: восемь лет, отработанные там, — просто вычеркнутые из жизни. Но не было бы их, и не появились бы у меня такие стихи, как «Оксана», «Осеннее». А может быть, и вообще бы не писала. Как у Рубцова: «Но если нет ни радости, ни горя, / Тогда не мни, что звонко запоёшь».   

 

               Поэт  живёт  сердцем

 

— Невозможно избежать вечных вопросов бытия. Я знаю, с какой любовью ты относишься к своей малой родине. И переживаешь, что в Щурове день за днём губится природа. Не зря люди предпочитают оттуда уезжать. У тебя много стихов о нашей зелёной Земле. Ты, наверное, как поэт острее ощущаешь её дыхание. Тебя волнует, что мы оставим для будущего?

— Очень волнует. Ты прав, с экологией в пригороде хуже и хуже.

Помню далёкий 58-й год, когда мы здесь только поселились. На лугу, под окнами, была масса разных цветов. Около самой воды били чистые родники.

А потом  настроили ещё домов… На цветущий берег люди несли старую мебель: сломанные диваны, табуретки… После засыпали всё песком. И родники загадили. Мало где теперь они сохранились, да и то в плачевном виде.

Теперь таких ярких цветов на лугу у реки уже нет. Так, растёт трава, да изредка что-то жёлтое или бледно-розовое пробивается.                            

А Дубовая роща? Там птицы селились, по дороге в школу дети видели белок и ежей. Сейчас деревья съедает жук-короед. Не лучше положение и в парке Цемзавода.

— Что, на твой взгляд, главное в русской душе?

— Ещё Достоевский говорил о её «всемирной отзывчивости». Мы, русские, чутки к чужому горю. Вспомните произведения наших классиков. А стихи поэта-современника, недавно ушедшего  Юрия Поликарповича Кузнецова: «Но чужие священные камни, / Кроме нас, не оплачет никто».  

— В своих стихах ты не даёшь советов, не поучаешь, не морализируешь. Не навязываешь свою мысль — вот, мол, делайте так и так! Эта деликатность, воспитанность, которая в то же время не даёт подойти к тебе близко. Это твоё кредо?

— Да. Я и в жизни, в обыденных разговорах, не люблю кого-то поучать, наставлять. Все мы разные. Один считает, что в данной ситуации надо так поступить, другой — совершенно иначе. Покойная свекровь говорила: «Бог леса не равняет: одна берёзка стоит стройная, другая — горбатенькая. А вы хотите, чтобы все люди были одинаковыми…»

Если меня кто-то поучает, мне с тем человеком скучно, и я стараюсь просто от него отойти. Если бы я следовала всем советам, которые давали мне «умные люди», то у меня никогда никаких стихов не получилось бы. Я этих «умных людей» не осуждаю: они живут рассудком. А поэт живёт сердцем.

— Кто твои любимые поэты? Было ли подражание кому-нибудь?

— Любимые — Есенин, Цветаева, Рубцов.

Были подражания, конечно: никто из пишущих людей без этого не обходится.                                                                                                                  

В юности подражала Лермонтову, Есенину. Потом — Юрию Кузнецову, Олегу Кочеткову.

Подражания могут быть талантливыми или бездарными. Как получилось у меня — судить моим читателям.

 

                                      В поэзии мужчина — это восхищённый

                                   певец, выражающий и воплощающий страсти

                                   свои. Вот, например, стихи Олега Кочеткова:

                                                     Как полынно тебя целовал,

                                                     Как медово меня целовала!

                                                     Был твой рот запрокинутый ал.

                                                     И душа моя к Богу взывала.

                                          А вот Татьяна Башкирова. Она женщина,

                                   хранительница близости двух существ; ей —

                                   разгадывать нюансы души, а её любовные

                                   мечты есть мера ответственности за

                                   будущее:                          

                                               Унесло покой апрельской ранью.

                                                       Стынет дом без моего тепла.

                                                       …………………………………

                                                       В ночи твоё дыханье горячо.

                                                       Шальным ветрам ты даришь стены дома,

                                                       Чужой судьбине — мужнино плечо.

                                         На интимной поэзии Татьяны Башкировой

                                    лежит печать стыдливости и гордости, её

                                    самостоятельности и великой

                                    отзывчивости. Она никого не

                                    обременяет своими переживаниями, а просто

                                    делится своими мыслями.                                       

                                                                                                    

                                   

 

— Время от времени в литературных кулуарах продолжает всплывать вечный вопрос: имеется ли разница между стихами, написанными женщиной и мужчиной, — в биологическом и психологическом аспектах? На мой взгляд, такое различие всё же существует, и в первую очередь — в интимной поэзии.                                                

 (Удивлённо вскинула глаза): — Мой наставник, поэт Олег Кочетков (я занималась у него в литобъединении более десяти лет), говорил: «Нет поэзии мужской или женской. Или есть поэзия, или её нет».

В интимной поэзии — да, есть разница: мужчины здесь более откровенны, раскованны.

А я так думаю: и среди женщин есть пишущие хорошие стихи, и среди мужчин много пишущих плохие… Хотя достичь высоты Пушкина или Кузнецова ни одной женщине пока не удалось.

— Это невероятно трудно, но, пожалуйста, назови имена коломенских поэтов, по твоему мнению, которые достойны так называться.

(Ответила не сразу): — В Коломне много людей, пишущих неплохие стихи. Возможно, я даже всех их ещё и не знаю. Назову одних — другие обидятся.

Для меня ориентиры в поэзии: Олег Кочетков и мой «собрат» по литобъединению «Зелёные цветы» Вадим Квашнин.

— Многие коломенские поэты сейчас «переключаются» на прозу, и у некоторых это неплохо получается. Например, у Нины Соловьёвой. А некоторые, наоборот, считают, что летающему в облаках рифм не стоит опускаться на землю, это, якобы, глушит поэтические импульсы. Тебя никогда не тянуло освоить новый жанр?

— Действительно, некоторые считают, что прозу писать гораздо легче, чем стихи. Для меня же это труд более тяжкий. Поэтому  к    каждому прозаику, даже если он пишет вещи довольно посредственные,  я отношусь с огромным уважением.

Насчёт «приземлённости» не согласна. Тут всё зависит от автора.  А как же Булгаков, Гоголь? Со школьных лет с удовольствием читаю и перечитываю «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести»…

 

                                           Поэзия — самый красивый и в то же

                                       время самый коварный жанр. Её можно

                                       сравнить со скрипкой — беспощадным

                                       инструментом, не терпящим неумелости и

                                       фальши. Сами поэты утверждают, что

                                       поэзия — это состояние души. Нет, это

                                       обострённое зрение и неповторимость.

                                       Только поэт может так сказать:

                                                 Уметь понять молчание воды

                                                          И то, о чём тоскует подорожник.

                                                          Последний луч бледнеющей звезды       

                                                          Ласкать пытливым взглядом осторожно,

                                                          Услышать песню ивы над ручьём

                                                          И гимн скворца — весенний, вдохновенный,

                                                          И ощутить перед лицом Вселенной

                                                          Короткий миг, который мы живём.

                                                  Это стихи Татьяны Башкировой, 

                                      человека прекрасной искренности, силой                                

                                      своего поэтического дарования умеющей

                                      перевести  личное видение и личные

                                      переживания в общечеловеческие,

                                      находящие отклик в любом сердце. Разве

                                      можно выразить такие чувства прозой?

                                                    О моём закате, душу раня,

                                                             Мне сказали правду зеркала,

                                                             Чтобы я одумалась когда-то,

                                                             Позабыв свою любовь-беду…

                                                             Перед целым светом виновата,

                                                             В ноги горьким травам упаду.

                                              Её строчки привлекают, прежде всего,

                                        внутренним максимализмом. Она и по

                                        жизни максималист, и в дружбе… А это

                                        не каждому по силам…   

 

 

— И последний вопрос: что хочет от жизни и от себя поэтесса Татьяна Башкирова?

— Ну, что ждать от жизни, когда она уже почти прошла? Разве для детей и внуков… Себе хочу только здоровья более-менее, чтобы хватало сил работать. И, конечно, стабильности: чтобы не трясло нас, не лихорадило, чтобы не было войн, терактов, и цены чтоб не скакали… Ещё, конечно, хочу, чтобы Муза почаще прилетала, нашёптывала стихи… А главное — чтобы наша жизнь изменилась к лучшему.

 

          А звали того мальчика — Саша…

 

— Таня, ты эстет?

— Нет… Кто-то из пишущей братии пошутил однажды: «У поэта вместо быта — лишь разбитое корыто!» А может, плавучая, кочевая жизнь приучила к скудости быта. У меня стихи есть такие:

              Гружёная баржа плывёт.

              Свет лампы в казённой каюте,

              Не мыслящей об уюте.

         Настоящую квартиру мы с мужем получили, когда мне было 37 лет.  Уже сын учился в третьем классе…

В жизни привыкла обходиться малым: в одежде, пище, в быту… Хотя порой страдаю, когда нет чего-то необходимого.

— И вопрос просто как к женщине. Любишь ли ты эту каторжную, проклятую прекрасной половиной человечества домашнюю работу? Пишутся ли стихи у «горячего мартена», то бишь у плиты?

(Смеётся): — Мой наставник Олег Кочетков писал: «Землю попашешь — стихов не попишешь, / Ляжешь, провалишься в праведный сон, / И самого-то себя не услышишь». Это он полемизировал с Маяковским.

А я бы написала, подражая Олегу: «Щи когда варишь — стихов не напишешь: / Выкипит всё — и того не услышишь».

Или щи будут невкусные, или стихи неважные.

В одном моём произведении (я его считаю неудавшимся и никогда не отдавала в печать) есть строки: «Два крыла за моей спиною / Обжигает огонь плиты». Нет, я отнюдь не считаю себя «ангелом»: «крылья» у меня — для полёта в светлый чудный мир Красоты и Поэзии. 

Не люблю никакую домашнюю работу, кроме стирки: приятно видеть, как вещи свежеют, обновляются в моих руках.

— На дни рождения принято дарить подарки. Какой из них в твоей жизни самый дорогой?

— «Мне не дорог твой подарок — дорога твоя любовь», — поётся в русской народной песне. Хотя, когда мне было десять лет, а ему — одиннадцать, о любви говорить, наверное, ещё рано. Разве что в шутку…

Из подвала окон дома, что на улице Пушкина, возле Пятницких ворот, нам виднелись только белые сугробы да ноги идущих мимо прохожих.

Мальчика растили мама с бабушкой:  давали «женское», так сказать, воспитание. И мы с ним играли в куклы. Оба любили читать,  обменивались книгами. А ещё он умел выпиливать по дереву лобзиком.

И вот он сделал такую красивую, с узорами, фанерную полочку, покрыл её лаком и подарил мне в день рождения.

Потом мы с ним сидели рядышком за столом, пили чай с ватрушками, о чём-то весело болтали, и этот день казался мне самым солнечным в моей жизни.

Долго эта полочка у меня хранилась, хотя мы плавали тогда, переезжали с места на место. К сожалению, до сегодняшнего дня эта  дорогая для меня вещица не уцелела.

Я иногда приезжаю к тому домику. Он жив ещё, хотя сильно изменился. Но что поделаешь: изменилась и я сама.

А звали того мальчика — Саша…

 

                                         Вечерело, но солнце, склоняясь к западу,

                                    ещё было по-летнему красно-горячим, ярким.

                                    По щуровскому мосту сплошным потоком

                                    летели машины. По берегам зеленели

                                    деревья. И окна домостроительного

                                    комбината, ловящие лучи заката, светились

                                    тут и там жаркими вспышками, точно

                                    плавились.

                                        По мосту шли двое — он и она. Шли

                                    неспешно, по тротуару вдоль ажурного

                                    парапета, и разговаривали. Между ними

                                    катился велосипед. Собственно, велосипед

                                    вёл он, а она шла, помахивая сумочкой,

                                   поглядывая на тёмную воду и на редких

                                   прохожих.

                                        Они не спеша шли по мосту, и словно не

                                   было рядом ни потока машин, ни шума

                                   города. Оба с интересом смотрели, как внизу

                                   по Оке неслышно скользит очередная баржа с

                                   песком. На корме её сидел мальчик с белой

                                   собакой.

                                        Баржа проплывала уже под ними, стали

                                   видны рваные кеды на ногах мальчика,

                                   нечёсаные выцветшие вихры, а у собаки —

                                  верёвка вместо ошейника. Неожиданно

                                  мальчик, увидав взрослых с велосипедом,

                                  приветливо помахал им рукой. Женщина сразу

                                  же ответила. Словно только этого и ждала,

                                  словно увидела родную душу…

                                       Баржа удалялась на фоне заката, как

                                  таинственное, неразгаданное видение. И было

                                  невозможно продлить это очарование.

                                  Женщина в последний раз приветливо

                                  вскинула руку.

 

 

                                 Беседу вёл   Виктор МЕЛЬНИКОВ                                                                  

 

 

                                                                          

 

                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                    

                                                                                          

 


Hosted by uCoz