Виктор Мельников

ИДУ  СКВОЗЬ  СНЕГ

 

Я давно слежу за творчеством Татьяны Максименко. Её стихи лиричны, проникновенны, очень женственны.

 

И в смене вёсен, зим и лет,

В разливе бытия,

Где есть любовь — там ночи нет:

Там свет, душа моя!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Позови меня, позови

С птицами улететь на юг!

Хорошо летать на ветру,

Хорошо под парусом плыть

И шептать: «Я не умру,

Я умею петь и любить».

 

Татьяна Максименко родилась и выросла на Кубани, в семье с крепкими казачьими корнями. Оттого-то, наверное, — от горячих степных ветров, — голос её песен так раздолен и смел.   

 

Слева конь и справа — конь,

Рядом — три коня!

Я за ними — хоть в огонь,

Не боюсь огня!

 

«Украшает ли мужество женщину? — рассуждает она, — ... икона Богоматери «Семистрельная» — одна из почитаемых на Руси... А мужество Наташи Ростовой, помогающей раненым, дочерей царя Николая Второго — сестёр милосердия!..

Немало детей воспитывается в неполных семьях, и тогда женщина становится заЩИТницей семьи, иногда не имея представления, что такое щит».

Как тут не вспомнить поэта, прошедшего войну, — Людмилу Татьяничеву:

 

Баю-баю, зорька моя, дочка.

Мать, она же мать, — и одиночка!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Это кто-то выдумал жестоко:

Разве мать с ребёнком одинока?

 

В наше нелёгкое время, обращаясь к девочкам — будущим мамам, Татьяна Максименко раздаёт им все сокровища своей щедрой души:

 

Девочки-щебетуньи! Вам

Каждой по облаку я дарю,

Каждой — по острову, к островам

Розовую приближаю зарю.

 

Однако, наблюдая новогоднее веселье в детском саду («У Снегурки взмокла чёлка…»), поэтесса задумывается:

 

Мы детьми недолго будем,

Уходя в стихию торга.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Зеленей же, роща детства,

Не сруби её, держава!

 

Татьяна Максименко тревожится за будущее этих детей, судьбы которых, как и её судьба, неразрывно связаны с нашей многострадальной Родиной. В её стихах о России слышится и блоковская, и ахматовская тревожная интонация, но эти строки — искренни: они от души, выстраданные.

 

Родина! Дерзкая, хрупкая, вечная:

Птицей по древнему небу летишь…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как всё давно это было, как преданно

Ты устремлялась в широкий простор!

Очи закрыла: растерзана, предана…

Бог над тобою ладони простёр.

 

Снова степною пыля кобылицею,

Тучу пронзая стрелою стальной,

Вспыхнула нежной зарёй над столицею,

В синей купели своей ледяной.

 

Или о нашей памяти:

 

Всё прошло. Забываются дали:

Вена, Прага, Варшава, Берлин…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В снегах молчит моя держава,

Слова рождаются с трудом.

— Зачем была Победа, Слава,

И песня про родимый дом?

 

Но надежда не оставляет поэта:

 

Мы раздроблены — станем едины,

Сотни душ — мы сольёмся в одну…

Бог пришлёт смерть поправшего сына

Возродить из позорищ страну!

 

И потому-то — каждое Божье дыхание так понятно любящей, чуткой женской душе.

 

Говори, дерево, говори

До поздней зари

Про любовь и боль,

Про свет и тьму:

Я всё пойму!

 

В стихах поэтессы разговаривают деревья и травы, «гладиолус настроен на волну расставанья», а «река искрит за кручею, как девица-краса».

Татьяна Максименко закончила очное отделение Литинститута им. А.М. Горького, занималась в семинаре у любимого моего поэта Николая Старшинова. Она — автор шести книг стихов. И вот передо мной — новая её книга, написанная в несколько иной манере. Это — книга сонетов.

 

*     *     *

Сонет — древняя поэтическая форма: он зародился в Италии в ХIII веке. Сонет состоит из 14-ти строк — два четверостишия и два трёхстишия. Вывод заключён в последних двух строках, но может охватывать и последние шесть строк.

Сонеты Татьяны Максименко очень разные по содержанию. В одном из них она запечатлела дорогое мгновение материнства. Сын ещё мал, и навстречу его первым шагам тянется всё живое — деревья, травы, а ласковое солнышко улыбается с неба.

 

Шажок — и с поворотом головы

Моё дитя потрогать землю хочет.

Оно лепечет что-то и пророчит,

На одуванчик дует, из травы

Показывает радостные очи,

И впечатленья все его новы.

А на заборе крылья выгнул кочет…

 

Мир отразился в радужных зрачках…

И бабочки ещё дрожат в сачках,

И ветер одуванчики колышет…

И я стою на тонких каблучках,

Сын голос укоризненный мой слышит,

И солнышком узор на небе вышит.

 

Но иногда в небольшой по объёму поэтической форме сонета как бы раскрывается вся жизнь поэтессы, её судьба. В немногих словах Татьяна Максименко передаёт, как недолговечно, хрупко призрачное женское счастье. Вроде бы оно нашло её дом… Но вместо весны приходит осень, и разом погрустневшая природа будто сочувствует женщине: моросит печальный дождь, угасает день, а счастье, как нерадостное солнце октября, тонет в тяжёлых тучах. 

 

Ты найденную во поле подкову

Под потолком, над дверью прикрепил.

Души святой водою окропил

Наш дом… Легко и бестолково

В нём жизнь неповторимая текла,

И с теплотой произносилось слово

«Люблю», не иссякал запас тепла,

Жевала сено влажное корова,

Снеговика под окнами лепил

Наш сын…

 

Потом весна опять пришла,

С крылом касатки лето промелькнуло…

И снова дождь осенний моросил,

День угасал…

 

У счастья мало сил:

Оно, как солнце, в тучках утонуло.

 

Автор живёт в современном мире, и её сонеты — не тяжёлая, застывшая форма, — этакая каменная глыба, — а живая речь. Она так же естественна, как бегущий весенний ручей, как шорох листвы, движение солнечного луча. Современные слова и выражения органично вписываются в ткань сонета, ничуть её не портя.

 

… В песочнице под старою сосной

Нашёл приют щенок… Потом котёнок

К нему присоединился, а потом

Из всех квартир, в кредит приобретённых,

На братьев меньших ополчился дом.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

О, красота опаснее занозы:

Её впуская в душу, ты грустишь.

Срезая расцветающие розы,

Расплёскиваешь розовую тишь.

 

А за рекой снуют электровозы,

Сдувает ветер пыль с железных крыш…

 

В своих строках автор пытается осмыслить жизнь, вспоминает былое.

 

Как будто жизнь моя не начиналась,

А только продолжалась без конца.

 

Дожди, снежинки моего лица

Летели мимо, всё вокруг менялось,

Но неизменной оставалась я:

За мной луна без устали гонялась,

А я плыла по морю бытия.

 

И, конечно же, встаёт в воспоминаниях далёкий и светлый образ матери. Татьяна Максименко находит для этого простые, душевные слова, и сонет звучит, как песня:

 

Родное приснится лицо:

Склоняется к изголовью…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Читаю твоё письмецо:

Зрачки под изогнутой бровью

И в снежной пороше крыльцо

Представлю отчётливо… Вдовью

Тропинку по скользкой земле,

Вчера занесённой листвою,

Сегодня — в морозной золе,

Вспорхнувшей синицей живою.

 

Ты грудь прикрываешь платком

И держишь кувшин с молоком…

 

*     *     *

Летят годы, вырастают дети. Но не стареет душа поэтессы: она стремится к грядущему.

 

О, дай, судьба, мне насладиться снова

Цветением любви! Созвучьем слова!

Дай оседлать крылатого коня!

 

 

Эта книга у Татьяны Максименко — седьмая по счёту. Число семь — издавна почитаемое на Руси: оно считается счастливым. Пожелаем же автору новых удивительных созвучий слов, и пусть удача сопутствует всему её литературному творчеству!

 

 

                                   Виктор  Мельников,

                                   главный редактор «Коломенского альманаха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 


Hosted by uCoz