В своём ироническом стихотворении "Дорожные жалобы",написанном в 1829 году,Александр Сергеевич Пушкин восклицает:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске,то верхом,
То в кибитке,то в карете,
То в телеге,то пешком?
Поэт много путешествовал. И направляясь в ссылки,и по доброй воле.Прислушиваясь где-нибудь в неуютном,широком снежном поле к завыванию старухи-вьюги,к монотонному голосу колокольчика,написал он прекрасные стихи,известные сейчас каждому школьнику:
По дороге зимней,скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
.............................
Ни огня,ни чёрной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне...
"Зимяя дорога",1826г.
Железную дорогу,уже существовавшую в странах Запада и в США,Пушкин в письме к князю Одоевскому в 1836 году назвал "великим изобретением,которому принадлежит будущее".
Цитатой из этого письма и начинается очерк Александра Сахарова.В нём автор подробно прослеживает возникновение железнодорожного строительства за рубежом и в России. "В 1834 году горное ведомство России пригласило к себе на работу профессора Венского политехнического института... Франца Антона Герстнера... В том же году он был командирован на Урал для... обзора местных путей сообщения".
Александр Сергеевич Пушкин несомненно,был прогрессивным человеком для своего времени,общался с людьми передовых взглядов /напрмер,с П.Чаадаевым/. Обладая умом острым и взглядом проницательным,поэт не мог не видеть пользы нового средства передвижения для России.
В очерке Александра Сахарова как раз и раскрывается перед читателем эта новая,малоизученная ещё черта великого русского поэта - его прогрессивность,стремление "стать с веком наравне".