Владислав Леонов

ПРИТЯЖЕНИЕ СЕРДЕЦ

 

Когда в 1997 году в нашем го­роде появился первый номер «Коломенского альманаха» и прошла первая волна эйфории по поводу этого, прямо скажем, знаменатель­ного события, многие авторы и чи­татели призадумались: а что же, собственно, будет дальше? Не раз­делит ли новый альманах печаль­ную судьбу сомнительных изданий, во множестве возникающих в то смутное время, когда всякому «писателю» достаточно было найти средства, чтобы выдать на-гора любое печатное творение, потешить тщеславие графомана, закатить пре­зентацию и ухнуть вместе с этим творением в Лету, поглотившую ты­сячи подобных? Особенно «повез­ло» в этом отношении различным коллективным сборникам, наспех сляпанным из бездарных стихов и жуткой прозы, как будто не ведав­шей о том, что на свете существу­ют литературная речь и нормальный русский язык. От такого чтива содрогалась солидная публика нашей самой читающей страны и прихо­дили в щенячий восторг новомод­ные авторы: вот это свобода твор­чества! И многим тогда казалось, что вместе с многострадальной Ро­диной катится под откос вся наша вековая культура, созданная вели­ким народом в великой и ныне по­руганной России. Что же может сде­лать один альманах, пусть даже и вобравший в себя самых способных и тонко чувствующих? Доживем ли до второго номера, не загадывая уж о третьем?

А ведь дожили! К огромной ра­дости коломенцев (и не только их), в положенный срок появился такой знакомый рисунок на обложке второго выпуска альманаха — башня коломенского кремля с парящей птицей над ней. А год был 98-й, один из тяжелейших для страны, для народа. Однако, вопреки всем лишениям и невезениям, а может быть, и благодаря ним литературный сборник стал не только творческой победой коломенцев — он постепенно становится центром человеческого единения, центром притя­жения неравнодушных к судьбам Родины сердец. «Боже, какое боль­шое дело мы сделали! — писал, об­ращаясь к согражданам, Виктор Семенович Мельников, главный редактор альманаха, инициатор его создания, неутомимый собиратель талантов родного края и, наконец, незаурядный писатель. — Нет, наши люди не превратились в зомби. Они собрались на литературный празд­ник потому, что им это нужно! И пока не погас этот духовный свет, Россия жива!»

Да, духовный свет не погас. Сви­детельство тому — следующие но­мера «Коломенского альманаха» — третий, четвертый, пятый... Пришла пора и десятого, юбилейного изда­ния. И каждый выпуск — это куль­турное, общественное событие не только для города и области, но, осмелюсь предположить, и для мно­гих почитателей настоящей, пол­нокровной литературы. На глазах крепнет авторитет журнала, появ­ляются новые имена, новые разде­лы. Одно остается по-старому: вы­сокий художественный уровень пуб­ликаций, высокая ответственность авторов и издателей за каждое сло­во. И вот парадокс! Печататься в этом безгонорарном издании уже почитают за честь и маститые сто­личные авторы, и все строже отбор рукописей, и рецензии на каждый новый номер альманаха появляют­ся не только в местной, но и в сто­личной прессе (одна из послед­них — в «Литературной газете»), а творческие силы не иссякают, ин­терес к журналу растет.

Помнится, в откликах на пер­вый номер альманаха, в общем-то, очень доброжелательных, явствен­но проскальзывало некое снисхо­дительное удивление: как же вы-то сумели осилить такое, братцы? В последующих публикациях такого удивления уже нет — есть уважительное, серьезное исследование творчества отдельных авторов и все­го направления журнала, отмечают­ся положительные тенденции, да­ются советы, высказываются кри­тические замечания — словом, идет деловая, напряженная работа, на­правленная на дальнейшее улучше­ние альманаха. За это огромное спа­сибо нашим коллегам.

В чем же секреты долгожитель­ства и популярности «Коломенско­го альманаха»? Прежде всего, ко­нечно, в той высокой литературной планке, которую сами для себя на­метили создатели издания и ниже которой уже не имеют права опус­титься. Этот альманах отличает глу­бокое, уважительное, трепетное отношение к великому, могучему, правдивому и свободному русско­му языку, который, как и во вре­мена И.С. Тургенева, «во дни со­мнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины» стал глав­ной нравственной основой возрож­дения общества.

Нет среди его произведений «мелкотравчатости», скандально­сти и пустозвонства — есть стрем­ление разобраться в судьбах стра­ны и человека, определить свое место в жизни общества. Авторы в полный голос говорят о животре­пещущих проблемах нашего време­ни: о падении нравственности, о экологических и экономических преступлениях, о трудной борьбе за возрождение России. Так, о конфликте русской жизни с чужой силой пишет В.Мельников в пове­сти «Зеленый крест». Это о том, как люди восстают против варварских планов некой фирмы, задумавшей строительство на чистых речных берегах нефтеперерабатывающего завода.

Отрадно, что в альманах пове­рили и помогли ему встать на ноги спонсоры, многие из которых сами причастны к творчеству. Обращаясь к ним со словами благодарности, редколлегия журнала подчеркивала, что теперь появилась возможность передать новому поколению коло­менцев тот нравственный капитал, который был накоплен предками. «Да, мы жили в нелегкое и смут­ное время, — писали авторы аль­манаха. — Но даже в таких условиях находились люди, неравнодушные к родной земле, для которых слова духовность, культура, меценатство не были пустым звуком».

Большую помощь оказывает ад­министрация города. А глава Колом­ны Валерий Иванович Шувалов, поздравив коломенцев со знамена­тельным событием — рождением «Коломенского альманаха», посвя­щенного 820-летию города, писал о высоком экономическом и интел­лектуальном потенциале Коломны с ее славной историей, с ее пред­приятиями, научными института­ми, творческими объединениями художников, музыкантов, литера­торов, журналистов, краеведов. Называя Коломенский край «колыбе­лью российской государственности и российской культуры», он под­черкивал, что рождение альманаха не могло быть случайным — к это­му привело его средоточие духов­ности и талантливости народа в центре России. «Без преувеличения можно сказать, — писал глава го­рода, — что тема этого издания — любовь к малой Родине в ее про­шлом, настоящем и будущем».

Заведующая отделом культуры журнала «Москва» Капитолина Кокшенева говорила о значении альманаха в культурной жизни общества, которое захлестнул поток «всяческих пикантностей и мерзо­стей», льющихся со страниц глян­цевых журналов, предназначенных щекотать нервы сонному обывате­лю, любящему сенсации и неверо­ятности, читающему о «звездах», динозаврах и пришельцах. Она пи­шет, что «Коломенский альманах» обладает всеми достоинствами и ка­чествами, присущими серьезным традиционным русским изданиям: масштабом осмысления проблем, уважением к слову, ощущением себя частью Большой культурной традиции. «Его проза, поэзия, пуб­лицистика и все остальные разде­лы, — пишет критик, — рассчита­ны именно на чтение, которое, несмотря на новейшие визуальные технологии, категорически необхо­димо культурному человеку... "Ко­ломенский альманах" — еще одна точка радости и опоры на карте современной культурной жизни».

Редакция «Коломенской прав­ды», коллеги из других редакций, Комитет по культуре, главные редакторы журналов «Москва», «Мо­лодая гвардия», «Наш современ­ник», газеты «Литературная Рос­сия» поздравили коломенцев с вы­ходом второго номера альманаха, вспомнив поверье писателей, что выпустить первую книгу трудно, а вторую — во много раз труднее. Но со второго номера альманах обрел статус постоянного ежегодного из­дания. Благодаря плодотворной ра­боте главного редактора, творче­ской интеллигенции, членов ред­коллегии, а также многочисленным отзывам и пожеланиям читателей альманах с каждым номером ста­новится весомее, даже в букваль­ном смысле этого слова. Так, бла­гочинный, протоиерей Андрей Хмылов, поздравив читателей и создателей альманаха с первым но­мером, посоветовал уделять боль­ше внимания церковной теме, на­помнив о роли Православия в раз­витии русской культуры и духовно­сти народа. И появилась рубрика «Коломна православная», в кото­рой печатались очерк протоиерея Николая Качанкина о святителе Филарете, новеллы-притчи свя­щенника Дмитрия Дудко «Терпение святых», духовные стихи Романа Славацкого.

В дальнейшем, в дополнение к существующим, появляются новые разделы. Если в первом номере при­сутствовали: «Проза», «Поэзия», «Переводы», «Беседы» (с интерес­ными людьми), «О литературе» (размышления, рассказы о литера­торах и литературе), «Гостиная» (выступление гостей журнала), то в следующих номерах эти рубрики дополнились новыми: «Книга в аль­манахе», «Мастерская», «Дебют», «Литературная критика», «Писа­тельские судьбы», «Родимая сторо­на», «Духовная нива», «Наше на­следие», «Галерея», «Культура», «Новейшая история», «Былое и люди», «Театр», «Фотомастерская», «Личность», «Исторические чте­ния», «Была война», «Современная проза», «Литературный календарь», «Поле Куликово», «Недавнее про­шлое» и так далее. Даже из одного перечисления этих разделов видно, что творческий коллектив стремится расширить границы журнала, вовлекая в свою орбиту новых ав­торов — священников, историков, литературоведов, краеведов, фило­софов, художников, фотографов, отдавая значительные печатные площади молодым талантам.

Надо отметить, что каждый но­мер журнала посвящен какому-то значительному событию в жизни города, страны — это юбилей на­шей Победы, или юбилей Колом­ны, или рассказ о русской провин­ции — удивительном феномене культуры, хранительнице языка и народных традиций. Не остался без внимания пушкинский юбилей, особенно часто пишут коломенцы о своем знаменитом земляке, пер­вом русском романисте, высоко оцененном А.С. Пушкиным, — о И.И. Лажечникове. Седьмой номер особенный — на титульном листе альманаха появилось новое обозна­чение: «Орган творческого объеди­нения писателей Коломны». За не­сколько лет здесь выросли свои чле­ны Союза писателей России: Роман Славацкий, Михаил Маношкин, Анатолий Кузовкин, Вадим Кваш­нин, Татьяна Башкирова — отряд профессиональных коломенских писателей приближается к десятку. И это не считая многих других про­заиков, поэтов, переводчиков, чье мастерство достигло высокого про­фессионального уровня.

В том же, 2003 году альманаху оказал большую поддержку Коломенский государственный педаго­гический институт, выделив редколлегии кабинет с телефоном. До того, как выражались сотрудники редакции, у них была «эпоха вир­туального бытия»: люди работали где придется, не считаясь со вре­менем. И добавим, что трудятся они на голом энтузиазме. Недаром глав­ный редактор журнала «Молодая гвардия» Александр Кротов писал, что жить в России сегодня — уже подвиг! А быть при этом еще рус­ским писателем — ноша еще тяже­лее. А каково быть издателем — об этом лучше всего расскажет Вик­тор Мельников, бессменный руко­водитель альманаха, собиратель та­лантов, «выбиватель» средств на издание каждого номера, лауреат Премии издателя И.Д. Сытина, пи­сатель, родившийся в День славян­ской письменности, зарабатываю­щий на жизнь отнюдь не литерату­рой. Он не любит говорить о лич­ных трудностях, но с радостью и гордостью расскажет о новом писательском имени, открытом им и его коллегами, или с грустью вспомнит о тех, с кем начинал из­дание журнала и которых уже нет на этой земле. Это патриарх коло­менской словесности Константин Григорьевич Петросов, доктор фи­лологических наук, профессор, преподаватель Коломенского пед­института, автор многих публика­ций в журнале, блестящий знаток русской и советской литературы. Это фронтовик и замечательный писа­тель Михаил Павлович Маношкин. Это ректор КГПИ Борис Дмитрие­вич Корешков, так много сделав­ший для альманаха в бытовом пла­не, публиковавший глубокие, интересные материалы о земских шко­лах, народном образовании XIX ве­ка, об истории Коломенского пе­дагогического института и его выпускниках.

Почти в каждом номере публи­куются рассказы и повести прекрас­ного русского писателя Валерия Королева, ушедшего от нас в не­полные пятьдесят лет, работавше­го в годы «перестройки» сторожем на дебаркадере. Его Виктор Мель­ников называет «создателем цело­го мира, наполненного живыми героями». Это был добрый, честный и мудрый человек, работавший на износ. Виктор Семенович с помо­щью местных властей добился, что­бы имя этого коломенца было уве­ковечено в названии городской биб­лиотеки.

Говоря о драматической судьбе писателей в современной России, создатели альманаха постоянно на­поминают и о той огромной объе­динительной роли, которую призва­на сыграть в наше время настоящая литература. «Мы живем в нестабиль­ную эпоху, — пишет Виктор Мель­ников в одном из номеров журна­ла, — когда внешний раздрай и экономическая нестабильность сочетаются с необыкновенным взле­том искусств. Думаю, не будет пре­увеличением сказать, что мы сто­им на пороге возрождения. Нам есть что возрождать, есть на что опи­раться! Наступила новая эпоха. На смену ниспровержению и разрухе приходит собирание и строительст­во. На наших глазах явился не­обычный культурный феномен — художественное и краеведческое движение, возникшее не по при­казу сверху, а благодаря инициативе и увлеченности самих жителей... Не последняя роль здесь принадлежит литературе, которая может сплотить народ, а может способствовать его разобщению...»

Благородному делу сплочения нации и служит каждая публикация альманаха. И не только публикации. Актив, сплотившийся за эти десять лет вокруг альманаха, ведет боль­шую просветительскую работу, организовывая при поддержке или совместно с администрацией горо­да, с другими изданиями и твор­ческими союзами выставки, пре­зентации, встречи с интересными людьми, помогая возрождать уни­кальные памятники архитектуры и литературы, вырывая из забвения многие имена великих земляков. Дорогого стоят публикации профес­сора К.Г. Петросова об уникальном культурном комплексе Старки—Черкизово—Пески, с которым свя­заны имена таких выдающихся пи­сателей, как Валерий Брюсов, Бо­рис Пильняк, Анна Ахматова, Бо­рис Пастернак, Марина Цветаева, Сергей Шервинский. Писатель Ро­ман Славацкий, много лет занима­ющийся историей Старков, стал одним из авторов экспозиции в школе Шервинских, что подняло общественный интерес к этой се­мье и ее окружению.

Николай Иванович Шепелев, главный специалист по реставрации и охране архитектурных памятни­ков Коломенского района, высту­пил с интересной публикацией о первом коломенском летописце Иванчине-Писареве, опубликовав в девятом номере альманаха и сам труд исследователя, вышедший в 1843 году, — «Прогулка по древнему Коломенскому уезду». Сколько бесценной информации о людях, событиях, о храмах и монастырях, о памятниках старины (многие из которых, увы, уже исчезли с на­шей земли) нашел здесь умный чи­татель! Точности изображения, яр­кости языка, краткости и четкости изложения позавидует иной ны­нешний поспешный литератор. Вот, например, описание крепостных ворот: «Главные крепостные воро­та Коломенского кремля с некото­рого времени называются Спасски­ми, по иконе Спасителя, подобно той, которую видим на главных московских. Древле же они называ­лись Пятницкими — по храму, близ их стоявшему, во имя св. Параске­вы, именуемой Пятницею...» Лю­бопытен рассказ о том, как Екате­рина II ехала в своей золотой каре­те по коломенской земле, а 2000 крестьян, собранных графом Ше­реметевым «уготовлять путь матуш­ке-царице», срывали высокую гору и громко кричали: «Здравствуй, ма­тушка!» Как матушка и сам граф были вынуждены остановиться в толпе народа и Екатерина милос­тиво заговорила с женщиной с дву­мя младенцами на руках, спросив, кто она, из какого села, и приме­тив, что «дети твои, кажется, равнолетники» («Двойни, матушка»), государыня дала ей поцеловать свою руку, пожаловала червонец и ска­зала: «Роди еще». Та «на другой же год родила еще сына, Егора, кото­рый, будучи переименован в ино­чество, служит теперь примером монашествующим, соединяя глубо­кую ученость со смиренномудрием и пощением».

О первом русском романисте Иване Ивановиче Лажечникове, о его встрече и переписке с Пушки­ным написал доктор филологиче­ских наук, профессор Владимир Александрович Викторович, заве­дующий кафедрой Коломенского пединститута, в очерке «Сердечно Вас уважающий Пушкин».

Авторы «Коломенского альмана­ха» не замыкаются в узкие рамки провинциального издания, не то­ропятся «пристегнуть» иного вели­кого писателя к местной действительности, а смело выходят на ши­рокую дорогу многонациональной русской литературы. Профессор К.Г. Петросов пишет как о «коло­менском» Б.Пильняке, так и о Мая­ковском, о Фадееве. Кроме того, у него хватало энергии принимать участие в работе клуба «У Гранови­той», созданного в свое время по инициативе журналистов Г.Н. Мат­веевой, В.Л. Аникеева, Е.А. Горча­ковой. Известный краевед Анатолий Иванович Кузовкин, писатель и журналист, заслуженный работник культуры, автор многих книг и пуб­ликаций в различных изданиях, один из самых активных сотрудни­ков альманаха, проявил себя и на литературоведческом поприще, рассказав о А.И. Куприне, приез­жавшем в Коломну, а также о по­чти забытом писателе Роберте Алек­сандровиче Штильмарке, человеке нелегкой судьбы, который был раз­ведчиком в годы Великой Отечественной и заключенным сталин­ских лагерей уже после войны. На чердаке лагерной бани он писал свой знаменитый роман «Наследник из Калькутты», ставший одним из первых популярнейших авантюр­ных произведений. С Коломной он тоже связан: до войны свою повесть о великом русской драматурге А.Н. Островском Штильмарк писал в деревне Нижнее Хорошово, что в четырех километрах от города. Так переплетаются судьбы людские, сложные жизненные пути.

Владимир Васильевич Васильев, кандидат филологических наук, в статье «Художник великой чести, совести и бесстрашия», посвященной 100-летию со дня рождения М.А. Шолохова, говорит о значении этого гения для русской литературы. Критик Александр Александрович Сахаров рассказывает о В.В. Кожинове, публицист Владимир Григо­рьевич Бондаренко написал боль­шую работу к 65-летию И.А. Брод­ского, Геннадий Гусев делится впе­чатлениями о встречах с Леонидом Леоновым. Александр Петрович Ауэр, доктор филологических наук, профессор, в своей работе «Живя, умей все пережить» пишет тоже не о коломенском, но о нашем, всероссийском поэте Ф.И. Тютчеве, отмечая его 200-летие со дня рож­дения и вспоминая слова Л.Н. Тол­стого, так определившего значение Тютчева: «Без него жить нельзя».

Это только несколько примеров того, как создатели альманаха при­влекают к работе видных литерато­ров и литературоведов, молодых критиков и ученых, руководствуясь главными критериями: талантливо­стью авторов, чуткостью к слову, их искренностью, любовью к род­ному дому. Авторы пишут о многом: о провинциальном театре и его зна­чимости в культурной жизни горо­да и страны, о любимых актерах и их ролях.

А уж как бережно относится ред­коллегия к художникам, к фотогра­фам — это вопрос особенный. Эти талантливые люди оформляют аль­манах, им предоставляются страни­цы вклеек — своеобразные верни­сажи. Прекрасно смотрятся фотогра­фии Юрия Имханицкого — настоя­щие картины, подлинные произве­дения искусства: «Монастырская ло­шадка», «Морозная мгла», «Предчувствие возрождения», «Бессонная речка», «Одинокий огонек». Или вот — «Время остановилось»: ло­шадка, домик как в тумане, жен­щина, крыльцо, башенка монасты­ря. Вечность... Берут за душу фото­этюды Виталия Хитрова, Геннадия Чистякова, Юрия Колесникова и других фотомастеров, влюбленных в свой край.

Органично вписываются в аль­манах работы народного художника России Михаила Абакумова, пе­ред картинами которого можно сто­ять часами. «Живопись Михаила Абакумова, — писал о нем Евге­ний Васильев в одном из номеров альманаха, — привлекает, удивля­ет и поражает романтически при­поднятым восторгом перед красо­той и поэтичностью русского пей­зажа, реалистической основатель­ностью, которая зиждется на клас­сических традициях московской школы живописи...»

На высоком профессиональном уровне выполнены портреты заслу­женного художника России Евгения Устинова, тонкие штриховые рисунки и яркие картины Евгения Гринина и Алексея Федорова, давних друзей журнала. Прекрасно, когда «Коломенскую палитру» открывают великолепные работы мастера — Михаила Абакумова «Золото Рос­сии», «Рождество Христово», «Боль­шая вода. Бобренев монастырь», а достойно дополняют эту палитру работы заслуженных художников России Геннадия Сорогина, Сергея Циркина, художников Ирины и Геннадия Савиновых, Юрия Гринина. Это буйство красок или тихое очарование пейзажей, старинных церквей, простой избушки, над ко­торой играет радуга, это живые портреты милых и простых людей, каждый из которых прекрасен. За­поминаются гравюры народного художника России Сергея Харламова, посвященные юбилею Куликовской битвы. Художники и фотографы Юрий Имханицкий, Лев Авдеев, Юрий Колесников, Евгений Гринин, Алексей Федоров, Ольга Лапа великолепно оформляют альманах, создают фотопортреты авторов.

И конечно, главная забота со­здателей альманаха — это хорошая современная проза, качественная поэзия, переводы, краеведческая и литературоведческая литература; короче говоря — это поиск новых талантов, поддержка ветеранов, которая выражается в одном, и, по­жалуй, самом главном для этих людей, — в возможности увидеть свою рукопись напечатанной.

О каждом авторе альманаха можно говорить много и восторженно, ведь все они — люди не­простых судеб, люди скромные, умные, чуткие, привыкшие к тру­ду, презирающие пустозвонство и ячество. И негромкие, без трезво­на произведения их крепко сбиты, без оглядки написаны, лишены па­радности, но наполнены чувством пережитого. Вот только один отры­вок из романа бывшего десантни­ка и партизана Михаила Маношкина, к сожалению, уже покойно­го: «Ночное небо вскипело ракет­ными всполохами, метрах в трех от Женьки Крылова, подогнув пере­днее ноги, лежал взмыленный конь. Из глаза у него выкатывалась большая, как орех, слеза. Все было нереально: искусственный свет, умирающий конь, неестественно веселый смех вокруг Крылова, воз­дух, насыщенный незнакомыми запахами, и невероятная быстро­та, с какой Крылов перенесся в этот мир... Крылов ощутил толчок, по­том взглянул на коня. Слеза стянулась в узелок и скатилась вниз, словно прощаясь с Крыловым и передавая ему последний привет от комиссара. Конь повалился на бок, а Женька Крылов закрыл глаза...» Так увидел войну солдат сталин­градец, прошедший ад Курской дуги, штурмовавший Берлин, те­рявший боевых друзей.

Своя память о войне у поэта Олега Кочеткова, человека более молодого поколения: он пишет о матерях и вдовах, о безногих солдатах, «тарахтевших на подшипни­ках жутких своих», о ветеранах, вер­ные друзья которых давно «остались на том рубеже»:

 

Их не хватает, и нет им замены,

Хоть во все стороны света кричи!

Мысли о них — и больны, и нетленны,

И неотвязны в тревожной ночи!

 

Сложно даже перечислить всех прозаиков и поэтов, ярко выступив­ших на страницах альманаха. При­знанный мастер российской прозы Виктор Астафьев представил чита­телю свою публикацию «Веселый солдат». Это отрывок из военной повести, в ней рассказывается, как солдат после военного ада вдруг очу­тился в тихой и мирной Коломне, где формировалась его часть: «Шел май сорок третьего года. Вокруг зе­ленела трава, зацветали сады. Без конца и края золотились, желто го­рели радостные одуванчики, возле речки старательно паслись коровы, кто-то стирал в речке белье, и еще недоразрушенные церкви и соборы поблескивали в голубом небесном пространстве остатками стекол, не-досгоревшей позолотой куполов...» Это совсем невеселый рассказ о тя­желом солдатском труде, о героизме и стойкости русского человека, о военном братстве, о том, как и в тылу, вдали от войны, люди, уста­лые, полуголодные, стараются сделать все, чтобы приблизить победу. О человеке, его нуждах и радостях, повествуют Роман Славацкий, Ва­лерий Королев, Владимир Дагуров, Ирина Ракша, Анатолий Кузовкин, Руслан Бредихин, Валерий Капра­лов, Алексей Курганов, Владимир Соловьев, Николай Бредихин, Ми­хаил Маношкин, Валерий Ковалев... И это лишь, так сказать, прозаи­ческий костяк, который уже «под­пирают» молодые таланты. А есть еще поэзия, которую достойно представляют Олег Кочетков, Вла­димир Дагуров, Татьяна Башкирова, Вадим Квашнин, Екатерина Устинова, Наталья Евстигнеева, Евгений Юшин, Григорий Вихров, Валерий Капралов, Евгений Кир­санов, Николай Суворов, Елена Антонова, Татьяна Воробьева, Анд­рей Алексеев, Лидия Пышкина, Наталия Петросова, Борис Архипцев, поэт и переводчик, завоевав­ший недавно престижную литера­турную премию «Серебряное перо Руси».

«Я часто задумываюсь, — пи­шет Виктор Мельников, — какая энергия питает всех нас, позволя­ет удерживаться на грани существования? И отвечаю с надеждой и дерзновением: любовь!» Да, любовь — самая великая сила, дан­ная человеку. Любовь к Творцу, к матери, Родине, к родному язы­ку, к женщине. Как сказал об этом Олег Кочетков:

 

Встану рано сегодня

И вокруг оглянусь:

Боже, это ведь — Родина!

Ах ты Мать моя — Русь!

Беспросветная грусть...

 

А Татьяна Башкирова, «человек прекрасной искренности», как го­ворят о ней друзья-поэты, умеет перевести свое личное переживание в общечеловеческое:

 

О моем закате, душу раня,

Мне сказали правду зеркала,

Чтобы я одумалась когда-то,

Позабыв свою любовь-беду...

Перед целым светом виновата,

В ноги горьким травам упаду.

 

На первый взгляд кажется, что «коломенская грусть», ощущение какой-то безысходности находит свое выражение во многих прозаических и поэтических произведени­ях, однако это далеко не так. При­стально всматриваются писатели не только в глубины собственной души — их прежде всего заботят судьбы многострадальной Родины, за которую они несут ответствен­ность вместе со всем народом, при­званные «глаголом жечь сердца лю­дей». И они верят, как верит Вла­димир Дагуров, что:

 

Еще моя Россия не пропала,

Русь-матушка покудова жива.

Она не раз из пепла восставала,

И благовесту верила Москва.

 

Отрадно, что не скудеет талан­тами земля русская, и праздник Славянской письменности совре­менные коломенские авторы встретили полные творческих замыслов. Они верны традициям других извест­ных литераторов, писавших о нашем городе, живших здесь когда-то, ос­тавивших свой след. Это Н.М. Ка­рамзин, Николай Новиков, рус­ский журналист, издатель, святи­тель Филарет, величайший духовный писатель XIX века, и, конеч­но же, отец русского романа Иван Лажечников, Александр Куприн, Никита Гиляров-Платонов, Дмит­рий Григорович, Иван Соколов-Микитов, Сергей Есенин, Анна Ахматова, Павел Радимов, Николай Заболоцкий, Борис Пильняк, создатель настоящего «коломенского мифа». Великие имена, великие дела. Будем же их достойны.

 

 


Hosted by uCoz