Анатолий  Кузовкин

Доброму человеку добрая память

Память человека – инструмент чрезвычайной важности. Ведь это способность не забывать то, что происходило в прошлом, это свойство души хранить в своём сознании былое, прежние впечатления. Памятливым человеком был Александр Петрович Тришков. Его сознание цепко держало то, что происходило с ним в разные периоды жизни, а лиха ему пришлось хлебнуть сполна с малых лет. Но не озлобился на людей, по натуре был добрым, сердечным, отзывчивым. И талантливым. Его наклонности, способности проявлялись не вдруг, не сразу, а постепенно, с годами.

 

 

Александр Петрович Тришков (автопортрет). Бумага, карандаш. 1956 год

 

Рос Саша в многодетной семье. Мама с отцом растили пятерых детей: четверых мальчиков и дочку. Саше не было ещё и восьми лет, когда отец ушёл из семьи. У него болела застуженная в гражданскую войну нога: от ступни до колена она была покрыта язвами. Прописанные лекарства не помогали, врачи предлагали ампутацию. На что отец не согласился. Услышав, что может помочь смена климата, собрался в дорогу, сказав матери, что поедет на юг, там устроится на работу и будет высылать деньги. Но как уехал, так от него ни слуху ни духу. Мать одна тянула лямку: за мизерную плату работала в подсобном хозяйстве воинской части, посылала старших сыновей побираться…

Те кошмарные дни, месяцы голода остались в памяти Саши на всю жизнь…

Легче стало, когда старших братьев Мишу и Сашу приняли учиться в Звенигородское профессиональное музыкальное училище. Окончив его, устроились работать настройщиками баянов на фабрику музыкальных инструментов в Лионозово.

Восемнадцать с небольшим было Александру Тришкову, когда началась Великая Отечественная война. В августе сорок первого его мобилизовали в армию. После прохождения ускоренного курса молодого бойца оказался Тришков на фронте. Участвовал в тяжёлых боях на подступах к Москве. Воевали красноармейцы отчаянно, но под натиском превосходящих сил противника вынуждены были отходить. За мужественные и умелые действия личного состава воинская часть была преобразована в 33-й гвардейский полк.

Летом 1942 года полк отвели на отдых и пополнение. Тогда-то и стал рядовой Александр Тришков радистом, его послали на специальные курсы. Учился легко, так как обладал музыкальным слухом.

Судьба преподнесла Тришкову сюрприз. После окончания курсов радистов его направили на Дальний Восток. Там служил до победы над фашистской Германией. Осенью сорок пятого принял участие в войне с милитаристской Японией.

Демобилизовали сержанта Александра Петровича Тришкова осенью 1947 года. Потянуло на родину, в деревню, с милым названием Васильки. Мама была несказанно рада: четыре сына участвовали в войне и все вернулись домой. Старший брат работал в военизированной охране на крупных военных складах в селе Покровское, километрах в шести от Васильков. Туда же устроился и Александр.

Окончив Коломенский учительский институт получила направление на работу в школу села Покровское жительница Коломны Мария Филипповна Кузнецова. Выделили ей комнату в ДНС – так местные жители сокращённо называли дома начальствующего состава, обслуживающего военные склады. В школе, кроме математики, молодая учительница вела черчение и рисование (добрым словом не раз вспоминала учителя коломенской школы № 26 Сергея Ивановича Травкина, который дал хорошие знания по этим предметам).

Мария подружилась с молодой учительницей немецкого языка Тоней, которая годом раньше приехала в Покровское. Она как-то сказала: «Маш, ты чего как затворница живёшь, уроки, уроки, уроки. Пойдём-ка на танцы. В клуб приходят два красивых брата. Один из них, Саша, играет на баяне, лучше него никто чечётку не танцует». «Да нет, не пойду, некогда мне, к урокам готовиться надо», – отнекивалась Мария.

И всё же знакомство произошло.

Как-то в погожий осенний день Мария спешила в школу, вступила на высокий мостик над неширокой речкой, а навстречу шагнул на настил молодцеватый сержант. Встретились на середине мостика. Молодой человек обворожительно улыбнулся, поздоровался. «Здравствуйте», – ответила девушка. И разошлись. С берега Мария обернулась. И увидела, что парень смотрит на неё и приветливо машет рукой. До слуха донеслось: «Приходите в клуб!» С того момента и началось знакомство Марии Кузнецовой и Александра Тришкова.

После года работы в Покровском приехала Мария в отпуск в Коломну. Мама разохалась, глядя на худенькую дочку. С упрёками к мужу: «Сердца у тебя нет, неужели нельзя было устроить её на работу в Коломне?». Филипп Ильич хорошо знал заведующего районо, поговорил с ним. И тот предложил место учителя математики в щуровской школе № 5. Так пришлось Марии Филипповне расстаться с Покровским.

Это не на шутку встревожило Александра. Человек он был решительный и уж если принимал какое-то решение, то добивался его выполнения.

Не раз Александр приезжал в Коломну, познакомился с родителями Марии. Сказал о своих намерениях жениться. А мама была женщина строгая, крутая: «Нет. Он гол как сокол».

 

 

С женой Марией Филипповной Кузнецовой 

 

Но Саша не отступился от задуманного. В солнечный осенний день он вновь приехал в Коломну. Уговорил Машу взять паспорт и повёл её в загс на улицу Октябрьской революции. Проявив незаурядные дипломатические способности, уговорил заведующую нарушить параграфы инструкции и расписать их без положенного месячного испытательного срока сразу же и без свидетелей. Он был в военной форме, сказал, что сегодня уезжает к месту службы и откладывать на какой-то срок такое важное дело не может.

– Какую фамилию вы хотите носить? – спросила невесту заведующая загсом.

– Кузнецова, – ответила Мария.

– А вы?

– Тришков.

Радостные, они вышли на улицу.

– Ты почему решила оставить девичью фамилию? – поинтересовался Саша.

– Так вышло. Я как будто под гипнозом находилась, – засмущалась Маша.

– Ну и ничего. Не в этом суть. Лишь бы нам быть вместе и жить в любви и уважении друг к другу. И навсегда запомним этот день 24 сентября 1949 года…

Квартиру Кузнецовы имели в одном из зданий бывшего мужского Ново-Голутвина монастыря в кремле. Счастливые молодожёны появились перед мамой Марии. Саша подал ей свидетельство о браке: «Можете нас поздравить».

Ольга Васильевна глянула на документ и разорвала его. Крутая она была женщина, но отходчивая. Когда через некоторое время учительнице Марии Филипповне выделили комнату в коммунальной квартире щуровского дома у так называемого «Синего платочка», дала молодым матрац, перину, две подушки, одеяло, смену белья, 3 табуретки и подытожила: «Остальное сами наживёте».

И нажили. Мария Филипповна работала в школе, в пединституте. Александр Петрович трудился на заводе тяжёлого станкостроения, затем в Конструкторском бюро машиностроения. Работал токарем-расточником, славился высоким мастерством. Был членом Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов.

Жили супруги душа в душу, радовались на детей: дочь Надю и сына Володю. Мария Филипповна заочно поступила учиться в педагогический институт, Александр Петрович успешно окончил вечернюю среднюю школу. Нравилось им путешествовать и по родному краю, и по далёким местам. Побывали в Ленинграде, в Тарханах (Александр Петрович очень любил творчество М.Ю. Лермонтова), в Константинове на родине Сергея Есенина (за ночь написал там стихотворение, посвящённое глубоко чтимому им поэту), на теплоходе отправлялись до Астрахани, побывали на реке Белой…

В свободное от работы на производстве и на садовом участке время Александр Петрович с упоением занимался творчеством. Он писал стихи, рассказы, увлекался музыкой. Уже в зрелом возрасте решил написать картину, на которой изобразить уголок села Покровского с мостиком в центре композиции. С тем самым мостиком, встреча на котором стала поворотным моментом в судьбе его и Марии.

 

 

Александр Петрович Тришков среди своих работ

 

Знали Александра Петровича и как талантливого скульптора. Над скульптурными портретами он стал серьёзно работать, когда ушёл на пенсию. Создавал из глины и гипса бюсты родных, фронтовых товарищей, любимых им деятелей литературы, искусства, учёных и земляка-коломенца писателя Ивана Ивановича Лажечникова. Многие работы самодеятельного автора, выполненные, как отмечали специалисты, высокопрофессионально, были представлены на городских, областных, республиканских и всесоюзной выставках самодеятельных художников.

Александр Петрович Тришков был человеком щедрой души. Многие его скульптурные работы, рисунки, небольшие картины, выполненные масляными красками, бережно хранят как дорогие подарки друзья, которым посчастливилось знаться с автором. В дар Коломне он передал 21 декабря 1985 года гипсовый бюст И.И. Лажечникова.

Трепетно сохраняет работы Александра Петровича его семья. К 90-летию А.П. Тришкова, а он родился 15 января 1923 года, его родные подготовили и издали книгу «Мои деревни», в которой помещены его статьи, рассказы, рисунки и фотоснимки скульптурных портретов. На обложке напечатана цветная репродукция картины «Заветный мостик» (холст, масло, 1975 год). Эта книга – дань памяти о близком им талантливом человеке, который ушёл из жизни более пятнадцати лет назад.