Анатолий  Кузовкин

Непревзойдённый художник-анималист

80 лет назад в Коломенском районе недалеко от железнодорожной станции Пески и деревни Конев Бор было отведено место в лесу для организации посёлка кооператива «Советский художник». Землю дали в бессрочное пользование решением президиума исполкома Московского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

 

 

Алексей Никанорович Комаров.

 

Это был первый созданный в советское время кооператив с творческими мастерскими. Коломенцы их называли да и сейчас называют проще – дачи художников в Песках. Там художники трудятся. Это их рабочее место, где не бывает выходных, отпусков, где рабочие смены длятся далеко не по восемь часов.

С историей Песковского кооператива «Советский художник» связаны имена корифеев изобразительного искусства. Здесь на своих дачах трудились выдающиеся художники В.Н. Бакшеев, А.А. Дейнека, А.М. Герасимов, А.Н. Комаров, А.В. Куприн, Е.Е. Лансере, А.В. Лентулов и многие другие.

Жилой дом, мастерская, большой участок леса, отделённый от дороги и других наделов лёгкой изгородью, – всё это создавало как бы единую творческую среду художников. А если учесть, что соседи-то были такими же самозабвенно влюблёнными в искусство людьми, то это общее их сплачивало, давало возможность художникам различных направлений, разным по своему мироощущению, мировосприятию, раскрыть свой талант в большей мере, чем если бы они трудились замкнуто в городской квартире…

 

 

Замечательный художник-анималист Алексей Никанорович Комаров был в числе первых, кто получил участок в Песках. С этим местом связаны 45 лет его жизни и творчества.

О том, как оказался в Песках, художник поведал в книге «Рассказы старого лешего», которая вышла в 1998 году в московском издательстве «Армада».

 

 

«… я пошёл за чем-то в Союз художников и там увидел объявление, предлагающее вступить в члены дачно-строительного кооператива. На станции Пески можно выбрать по вкусу участок, войти в члены кооператива и построить себе дачку. Прекрасно! Довольно дышать газом, довольно сидеть на пятом этаже. Скорей в лес, в луга, в поле!..

Рано утром еду туда.

Крупный сосновый лес, кое-где дубы, осины, а вот светлая берёзовая роща. Зяблики заливаются в её вершинах, молодые, зелёные листочки чудно пахнут.

Мне указали мой участок. Другие участки уже разобраны, и осталось свободных только два. На моём участке много пней от больших сосен, кое-где дубы, берёзы, молодой осинник и кусты можжевельника. Рядом тянется дремучий бор. Кое-где лежат стволы поваленных бурей деревьев. С вершины куста с песенкой подымается лесной конёк. Чёрный дятел с диким, унылым криком перелетает со ствола на ствол. Наступил вечер, первый вечер в Песках. Неподалёку защёлкал соловей. Козодой затянул свою бесконечную трель. Майские жуки закружились около молоденькой берёзки. Это было уже через край…».

Так в 1936 году Алексей Никанорович Комаров сделал свой выбор.

Договорился с плотниками и те на участке быстро построили небольшую избушку. Поставили её на фундаменте, утеплили потолок, сложили печку. Успели всё сделать до наступления холодов.

Снег выпал неожиданно и не растаял. Всё вокруг преобразилось в считанные дни. И Алексей Никанорович, загипнотизированный красотой, остался на зиму в Песках. Один. Хозяева соседних участков зимовать здесь не решились. Иногда приезжал из Москвы художник Александр Васильевич Куприн. Пили чай, беседовали…

 

 

И вновь обратимся к страницам книги А.Н. Комарова: «В Песках у нас много было всяких зверей и птиц. Были коровы, козы, кролики, зайцы, лисы, джунгарские хомячки, сурки, куры разных пород, утки, гуси, ходили, важно распустив хвост, павлины, жили совы, вороны, галки, грачи и всякая мелкая пташка. И у каждого зверя, у каждой птицы – свой характер и своя история…

С наступлением зимы около дома появлялась стайка синичек, два-три поползня и пёстрый дятел. Для них стоит кормушка – стеклянный домик, где всегда накрыт стол. Пожалуйте кушать. Весной синички разлетаются по лесу, и около дома остаются две-три пары. У ворот висел большой самодельный почтовый ящик. Щель для опускания писем была сделана широкой, и синички облюбовали этот ящик для своего гнезда. Мы этого не знали, а когда заглянули в ящик, там уже восемь яичек в гнёздышке. Зимой синицы безобразничают в моём тамбуре. Они исклевали до дыр ритуальную буддийскую маску, проклевали мои тюбики с масляными красками и выклёвывали саму краску».

 

 

Читал я книгу воспоминаний Алексея Никаноровича и зримо представил событие, которое произошло летом 1952 года. Я тогда отдыхал в пионерском лагере «Дуброво». Действовал он на базе местной школы небольшой деревни Дуброво. В один из дней наш отряд отправился на экскурсию в Пески, в посёлок «Советский художник». В старинном селе Черкизово мы по наплавному мосту перебрались на левый берег Москвы-реки и минут через пятнадцать вошли в лес. Вожатая уверенно вела нас к дому, где жил и работал художник-анималист. Так называют мастеров изобразительного искусства, которые на своих картинах, рисунках изображают животных.

 

Вот и цель нашей экскурсии. Тихо скрипнула калитка, и ребята друг за другом по тропке, окаймлённой красивыми цветами, направились к небольшому домику, у трёх ступенек крыльца которого с левой стороны лежал большой каменный медведь. Открылась дверь, и порог переступил высокий седовласый старик.

– Здравствуйте, ребята, – негромко произнёс он.

– Здрасьте, – разнеслись наши звонкие голоса.

– Проходите, не стесняйтесь, – и хозяин широким жестом руки пригласил пионеров на террасу.

И мы услышали интереснейший рассказ увлечённого человека о своей жизни, о творчестве. Художник говорил и показывал нам свои зарисовки животных, птиц. А рисунки эти он делал во время многочисленных поездок, походов, длительных экспедиций по стране.

Я поражался, как мастерски сделаны зарисовки. Звери или птицы изображены не застывшими, а в движении, и очень точно подмечены эти движения. А как виртуозно переданы характер меха того или иного животного, или перо птицы! «Каким образом художнику удаётся это делать?» – подумал я. И, как бы прочитав мой мысленный вопрос, Алексей Никанорович сказал: «Более полувека я занимаюсь любимым делом. И не перестаю изучать животный мир, повадки зверей, птиц. Постоянно тружусь, тружусь. Вы, наверное, слышали поговорку «без труда не вытянуть и рыбку из пруда»? Только благодаря труду можно достичь успеха в деле. Не всё всегда может получиться с первого раза. Пускай неудача не пугает вас. Главное, не опускать руки, уверенно идти к цели».

Это напутствие непревзойдённого художника-анималиста запало мне в душу, а встреча с Алексеем Никаноровичем Комаровым явственно врезалась в память на долгие годы.

 

 

Алексей Никанорович Комаров родился 1 октября (по старому стилю) 1879 года в селе Скородное Ефремовского уезда Тульской губернии. С пяти лет жил в Туле, где окончил реальное училище.

С раннего детства мальчика влекло рисование. Поступил учиться в Москве в Школу живописи, ваяния и зодчества. Ещё будучи студентом, начал сотрудничать в детских журналах и книгах. Работал в издательствах Сытина, Ступина, Кнебеля и других. А после установления Советской власти активно работал с издательствами, выпускающими учебники, научные книги, литературу для детей, сотрудничал с редакциями журналов и газет, с музеями. Особенно плодотворными были отношения с Дарвинским музеем. На склоне лет художник вспоминал: «Всё время в Песках я не переставал писать картины для Дарвинского музея. Много рисунков и картин я сделал бесплатно. Музей был мне близок – я сроднился с ним и не считал затраченное для музея время». Картины А.Н. Комарова находятся в собраниях крупнейших музеев и в художественных галереях.

Народного художника РСФСР Алексея Никаноровича Комарова уважительно величали патриархом русского анималистического направления в изобразительном искусстве.

Как признавал сам Алексей Никанорович, жизнь у него была счастливой. Потому что он занимался всё время любимым делом: общался с родной природой, художественно изображал её.

Умер Алексей Никанорович Комаров на своей даче в Песках 31 марта 1977 года, в 16 часов. Похоронили его на небольшом кладбище соседнего села Конев Бор Коломенского района.