Анатолий  Кузовкин

Они основали Коломзавод и развили его

Нынешний год юбилейный для тепловозостроительного завода: в сентябре ему исполняется 145 лет. И ещё две круглые даты необходимо отметить. Даты, имеющие отношение к людям, основавшим предприятие и многое сделавшим, чтобы развить его, вывести в число ведущих не только в России, но и в Европе. 25 июля 1833 года (то есть 175 лет назад) родился Густав Егорович Струве. А 12 сентября исполнится 110 лет со дня смерти Аманда Егоровича Струве (умер в 1898 году).

Трудно предположить, по какому пути пошло бы развитие во второй половине XIX столетия торгово-купеческой Коломны, не появись в 1860-е годы в нашем краю предприимчивые люди – братья Струве: Аманд Егорович и Густав Егорович. К тому времени в определённых кругах они были известны как толковые военные инженеры.

 

 

Первым с Коломной познакомился младший из братьев – Аманд. Он родился 30 мая 1835 года. Блестяще окончил Николаевское инженерное училище, а затем Петербургскую военную академию. Занимался постройкой и ремонтом казарм, но недолго. 22-летнего штабс-капитана А.Е. Струве инженерный корпус прикомандировал к строившейся французским Обществом Московско-Нижегородской железной дороге. И здесь он проявил незаурядные способности и обширные знания.

С 1860 года А.Е. Струве участвовал в строительстве Московско-Саратовской железной дороги. Через год он первым из русских инженеров предложил руководству правления Общества Саратовской железной дороги передать ему постройку временного моста через Москву-реку. Французские инженеры подрядились выполнить эту работу за 30 000 рублей. А.Е. Струве же заявил о готовности построить мост за 4 500 рублей. Председатель правления П.Г. фон Дервиз после тщательного изучения двух предложений передал заказ молодому русскому инженеру. А.Е. Струве великолепно справился с заданием: мост был построен в обозначенный в договоре срок и за указанную сумму. Правда, при этом Аманд Егорович ничего не заработал, но доказал, что русские инженеры могут строить мосты не хуже иностранцев.

В 1863 году А.Е. Струве было поручено составить проект постоянного моста через Оку у села Щурова. С заданием он справился и ему, уже как строителю-подрядчику, было передано сооружение окского моста. Струве оценил сооружение 500-метрового моста через Оку в 780 тысяч рублей, а его конкуренты – иностранные заводы намеревались выполнить заказ за 1200 тысяч рублей.

Сделав скрупулёзные расчёты, А.Е. Струве пришёл к выводу, что намного выгоднее будет не ввозить из-за границы, как поступали раньше, железные конструкции, части моста, а изготавливать их на месте. С этой целью он построил неподалёку от реки небольшую мастерскую.

Мост через Оку был сделан качественно и в срок. К предпринимателю стали поступать заказы на строительство мостов. А.Е. Струве не отказывался от выгодных предложений и, по сути дела, на долгое время становится главным строителем мостов в России. Значительно раньше обозначенного в договоре срока он к февралю 1867 года построил мост через Оку у города Серпухова. Красавец мост с девятью пролётами стал первым в нашей стране совмещённым мостом: поезда ходили по верху ферм, а «нижний этаж» предназначался для проезда гужевого транспорта. Императору Александру II мост понравился, и он отметил А.Е. Струве орденом Святого Владимира.

В том же году Аманд Егорович приступил к возведению моста через Днепр в Киеве. К февралю 1870 года строительство было завершено. Это сооружение стало самым длинным по протяжённости мостом в Европе. Государь вновь отметил работу А.Е.Струве, произведя его из капитанов сразу в полковники.

На следующий год А.Е. Струве завершил сооружение моста (примерно такого же по протяжённости, как киевский) в Кременчуге. А затем строил виадуки, пробивал туннели на сооружаемой железной дороге к Севастополю.

Большого напряжения стоило Аманду Егоровичу строительство Литейного моста в Петербурге. Несмотря на многие трудности, он успешно справился с заданием. Замечательный по красоте мост через Неву работает на благо горожан вот уже 130 лет.

Несколько мостов А.Е. Струве построил в Москве. Всего же на его счету свыше 30 мостов.

Родилась у Аманда Егоровича мысль изготавливать в своих мастерских под Коломной и другую продукцию – подвижной состав для железных дорог. С этой целью надо было расширить мастерскую, а вернее, построить новое предприятие и не на низком месте, затапливаемом разливающейся весной Окой, а чуть выше. А.Е. Струве арендовал у крестьян села Боброва участок земли и стал строить цеха – механический, чугунолитейный и кузнечный. С этого и началась история завода, который вначале назывался механическим, а затем машиностроительным. Датой основания предприятия считается 2 (14 по н.ст.) сентября 1863 года.

 

 

К делам завода с 1865 года подключился Густав Егорович Струве, тоже военный инженер. Он окончил в Петербурге военное инженерное училище и в 1855 году отбыл в распоряжение начальника инженеров Южной армии. Хорошо зарекомендовал себя при строительстве укреплений на подступах к Николаеву, за что получил благодарность императора. Участвовал в переоборудовании Аккерманской крепости, руководил строительством артиллерийских фортов Одесской гавани.

После Крымской войны Г.Е. Струве командировали за границу. Он должен был собрать сведения о гидротехнических сооружениях и способах постройки прибрежных казематов, которые бы надёжно защищали артиллерийские батареи от вражеских снарядов и бомб. Густав Егорович посетил США, Англию, Францию, Италию, Египет, Грецию, Турцию. В 1863 году он вновь побывал в США и Англии, как говорилось в документе, «для собрания сведений о постройке броненосных батарей». Командование достойным образом оценило заслуги военного инженера, присвоив ему воинское звание полковника.

Аманд Егорович уговорил старшего брата принять активное участие в делах его завода. И с 1866 года предприятие стало называться «Завод инженеров братьев Струве». А 5 ноября 1871 года император разрешил инженер-полковникам Аманду и Густаву Струве и московскому 1-й гильдии купцу А.И. Лессингу учредить акционерное общество под названием «Общество Коломенского машиностроительного завода» и утвердил его устав. Директором-распорядителем был избран Г.Е. Струве.

Дела пошли успешно. На предприятии изготавливали мосты, строили железнодорожные вагоны, платформы, паровозы, пароходы, выпускали другую продукцию. Во многом благодаря инициативе братьев Струве завод становится не только крупным предприятием в центре России, но и известным в Европе.

Предприниматели братья Струве в первую очередь заботились о производстве. Но многое делали и для улучшения труда и быта работающих. В 1870 году на заводе по предложению Густава Егоровича было открыто профессиональное училище, где подростки обучались бесплатно, а позже для выпускников были организованы курсы по совершенствованию технических знаний. И в училище, и на заводе работали прекрасные библиотеки. Имелась больница, безвозмездная для рабочих и их семей. Были открыты дешёвая столовая, баня. Действовало общество потребления необходимых жизненных припасов. Рабочим помогали приобретать в аренду участки земли и строить дома. Было образовано общество народных увеселений. Построен замечательный театр…

Люди не вечны. 10 июня 1882 года скончался директор-распорядитель Коломзавода инженер-генерал-майор Густав Егорович Струве. Его похоронили при церкви Всех Святых села Боброва. На памятнике была помещена эпитафия: «Ты жизнь свою нам посвятил и память вечную оставил».

Более тысячи человек пришли проститься с Густавом Егоровичем Струве. С проникновенной речью к ним обратился младший брат усопшего Аманд Егорович. Он, в частности, сказал: «Тяжкая потеря соединяет нас здесь, друзья, посреди завода, который так молчаливо смотрит на нашу общую печаль! Мы потеряли любимого брата, неутомимого деятеля, который посвятил жизнь свою развитию и благосостоянию завода и стремился всеми силами к тому, чтобы завод своею деятельностью приносил пользу отечеству и занимал почётное место в отечественной промышленности нашей. Вы, друзья, потеряли своего руководителя, с отеческим попечением заботившегося не только о преуспевании завода, но и о благе и нуждах всякого рабочего и каждого из вас, господа-сотрудники его. <…> Но мы все, друзья, в долгу пред покойным. Его непрестанная забота о заводе, его опасения за будущность его детища, его хлопоты о доставлении вам и заводу необходимой работы, истощили его и были причиной ранней его смерти. И чем можем мы ему отплатить этот долг, чем почтить его память? Да будет один наш дружный ответ: трудом, неусыпным трудом – на том же честном пути, в тех же стенах завода! Посвятим себя всецело тому же труду, и да послужит он нам утешением! Пусть каждый удар молота, каждый оборот машины докажет всем, что твёрдо положена покойным основа народного труда на нашем заводе; пусть утешением послужит нам и то, что я все силы посвящу вам, чтобы почтить общим усилием память нашего покойного друга».

Шестнадцать лет работал Аманд Егорович Струве директором-распорядителем Коломзавода. После своего брата он принял завод с одной тысячью работающих, а после своей смерти оставил предприятие, на котором трудилось 6 тысяч человек.

А.Е. Струве умер полчаса второго ночи 12 сентября 1898 года в своём имении Аннино под Коломной. Шёл ему 64-й год. Вот что отметил современник: «Известие о смерти его было ударом для всех служащих и рабочих, которые проявили это выражением последнего долга пред покойным: весь путь, на расстоянии восьми вёрст от имения Струве до самого завода, был буквально усеян рабочими, а гроб его они несли всё расстояние на руках. Рабочие оплакивали его, как родного отца, и возложили на гроб его венки. В личной жизни своей покойный был невероятно прост и относился одинаково, как к равным себе, так и к простым рабочим, радея постоянно об интересах последних. Благородство его, деликатность, доброта и отзывчивость не имели пределов».

 

 

Похоронили директора-распорядителя Коломзавода инженер-генерал-лейтенанта Аманда Егоровича Струве в Петербурге на Волковом кладбище.

В память талантливых инженеров, предпринимателей А.Е. и Г.Е. Струве 4 февраля 1901 года в сквере напротив заводоуправления были открыты памятники – бронзовые бюсты братьев, которые установили на пьедесталах из светлого мрамора. К сожалению, памятники не сохранились. Не сохранилась и могила Густава Егоровича.

Бронзовые бюсты основателей, руководителей Коломзавода братьев Струве были сброшены с пьедесталов после установления Советской власти, для которой Аманд и Густав Егоровичи были только представителями класса свергнутых эксплуататоров. Их отвезли на территорию завода и… в текучке дел про них забыли. Кто-то из совестливых, памятливых заводчан присыпал бюсты землёй. Так они и пролежали несколько десятилетий. Обнаружили их случайно, когда проводили планировку территории. Поудивлялись и… пустили находки на переплавку.

Общественность, краеведы не раз предлагали увековечить память братьев Струве. В идеале было бы, конечно, воссоздать то, что порушено: изготовить бронзовые бюсты и установить их напротив заводоуправления. Этот вариант исторически верен, но дорогостоящий. Можно пойти по другому пути: открыть мемориальные доски, посвященные Густаву и Аманду Струве, предприимчивым людям, создавшим Коломзавод – гордость коломенцев да и всей России. И повод подходящий – 145-летие предприятия.

 

Hosted by uCoz