Анатолий  Кузовкин

Талант блистал и в ролях второго плана

В день, когда популярному киноактёру, Заслуженному артисту Украины Льву Алексеевичу ПЕРФИЛОВУ исполнилось бы 75 лет, к дому, где он жил в детстве и юности, пришли поклонники его таланта и к мемориальной доске возложили красные гвоздики.

 

 

Лев Алексеевич Перфилов.

 

Мраморная мемориальная доска на доме № 231-233 по улице Октябрьской революции была торжественно открыта 11 июня 2004 года. В тот яркий солнечный день сюда пришли родственники, друзья, товарищи Льва Алексеевича Перфилова и те, кто знал его по кинофильмам, в которых он играл. А эпиграфом к праздничной церемонии с полным основанием можно поставить слова, которые произнёс друг детства Льва Перфилова член Союза дизайнеров России, инженер Коломзавода Евгений Сергеевич Некрасов: “Горды мы тем, что здесь, на этой встрече, ещё один земляк увековечен”.

 

Много интересного услышали собравшиеся на митинг от ветерана педагогического труда Тамары Дмитриевны Сариковой, которая жила напротив, а её брат дружил с Львом Перфиловым, от родного брата киноактёра, приехавшего из Москвы, актёра Российского академического молодёжного театра, лауреата Государственной премии России, Заслуженного артиста РФ Юрия Васильевича Лученко, от других выступающих.

Открытие памятной доски Льву Перфилову не стало сугубо коломенским событием. Свои приветствия прислали московские кинематографисты. Были зачитаны телеграммы, полученные от Гильдии актёров кино России, от Комитета по культуре Государственной Думы и от известного кинорежиссёра Станислава Говорухина, который, в частности, отметил: “Сердечно рад приветствовать всех вас: инициаторов, организаторов, участников и гостей, обеспечивших и сделавших возможным создание и открытие мемориальной доски замечательному человеку, Заслуженному артисту Украины Льву Перфилову. <…> Мне очень приятно, что довелось общаться и трудиться рядом с таким человеком”.

В своё время Станислав Сергеевич Говорухин назвал Льва Перфилова “королём эпизода”. Эта высокая оценка основана на опыте совместной работы. Яркий образ фотографа уголовного розыска Гриши Ушивина, прозванного товарищами “Гриша шесть на девять”, созданный Львом Перфиловым (небольшая роль так называемого второго плана) не потерялся на фоне исполнителей главных ролей в многосерийном художественном фильме С.С. Говорухина “Место встречи изменить нельзя”. Кстати сказать, второ-плановые роли в этом фильме играли многие популярные талантливые артисты – Армен Джигарханян, Леонид Куравлёв, Александр Абдулов, Станислав Садальский и другие, и в этом великолепном актёрском ансамбле Лев Перфилов не затерялся, не растворился, блеснул своим талантом. Режиссёр был очень доволен своим выбором и оценил работу Льва Перфилова так: “Сотня непохожих ролей! И надо найти ключ к каждой. Сотня ключей, точных, потому что если в большой роли образ развивается постепенно и есть простор для актёра, то в эпизоде надо быть снайпером. В короткие минуты действия вложить целый характер. В чём тут опасность? Опытный за большими ролями актёр хочет вложить в свой эпизод всё, что накопил. И под этой тяжестью фильм может перекоситься. Эпизод должен поднять главное, а не затенять его. Лев Перфилов тонко это понимает, умеет справиться с любым заданием. А ещё он умеет обогатить роль идеально найденной деталью… Перфилов – король эпизода”.

 

 

Лев Алексеевич Перфилов (в первом ряду в середине в белой рубашке) с друзьями и товарищами детских лет. Снимок сделан в Коломне во дворе дома, где он жил в 1930–40-е годы.

 

Своё глубокое уважение высказал Льву Перфилову народный артист СССР Евгений Семёнович Матвеев. Однажды он рассказал: “Так случилось в моей жизни, что после многих лет актёрской работы я вынужден был перейти в режиссуру. Вынужден потому, что на съёмках повредил позвоночник, два года был на инвалидности, да и врачи требовали, чтоб я сменил профессию. Режиссура для меня тогда, в 1966 году, была делом новым, тяжёлым, и, взявшись ставить “Цыгана”, я надеялся лишь на добрых людей, которые могли б мне помочь. Таким надёжным товарищем оказался Лев Перфилов. Он не только полностью вылепил для фильма своего Костю, принёс мне его готовеньким, а и помогал другим, буквально пропадал на съёмочной площадке. Лёва – верный товарищ, друг, что не так часто встречается в нашей “киношной жизни”.

 

Лев Алексеевич Перфилов снимался более чем в ста двадцати кинокартинах. Но своим крёстным отцом всегда называл кинорежиссёра Владимира Наумовича Наумова, который в середине 1950-х годов пригласил его сняться в романтическом, героическом кинофильме “Павел Корчагин”. Фильм вышел на экраны в 1956 году. И зрители близко к сердцу приняли не только главного героя, которого великолепно сыграл Василий Лановой, но и друга Павки чистейшего по помыслам и поступкам человека, комсомольца-чеха Франца Клавичека.

Ассистентом режиссёра в создании фильма “Павел Корчагин” принимал участие Николай Мащенко. По прошествии почти двадцати лет он, уже как режиссёр, приступил к созданию многосерийного телевизионного фильма “Как закалялась сталь”. Вспомнив удачный дебют Льва Перфилова, пригласил артиста сняться в его картине. Но роль предложил противоположную той, что Перфилов сыграл в первом фильме по роману Николая Островского. В беседе с Львом режиссёр сказал ему: “Нужно сыграть роль самого ярого врага Советской власти. И сыграть так, чтобы тебя возненавидел весь Советский Союз – ведь фильм снимается по заказу Центрального телевидения, и его будут смотреть во всех уголках огромной страны”. С задачей Лев Перфилов справился блестяще.

Чаще режиссёры приглашали Льва Перфилова играть отрицательные роли подонков, негодяев, мерзавцев, пьяниц, заклятых врагов страны, народа. В связи с этим у Льва Алексеевича не раз интересовались о его “взаимоотношениях” со своими героями. Актёр отвечал: “Чем больше я играю негодяев, тем чище становлюсь сам. Стараюсь ловко сыграть негодяя, подонка. Бывало, что и переигрываю главного героя. Зрителю запоминается отрицательный персонаж. Во имя чего? Чтобы те, кто запомнит меня на экране, вовремя увидели такого же человека в жизни. Пусть это громкие слова, но такова моя гражданская позиция… А играть очень интересно, порой и не главную роль. Ведь в одном эпизоде можно показать целое явление, слой нашей жизни”.

По многим фильмам Лев Перфилов запомнился зрителям в ролях положительных героев, на первый взгляд простоватых, чудаковатых, но, если потребуется, способных совершить героический поступок. Таковы его герои в фильмах “Место встречи изменить нельзя”, “Тройной прыжок “Пантеры”.

Талант Л.А. Перфилова проявлялся и в том, что практически уже на съёмочной площадке он вносил дополнения в сценарий, дописывал биографии своих героев, придумывал новые эпизоды, импровизировал. Лев Алексеевич хорошо играл на баяне, душевно пел. И во время съёмок фильма “Место встречи изменить нельзя” он взял в руки аккордеон и исполнил любимую с детства песню: “Мы летим, ковыляя во мгле, мы идём на последнем крыле…” И этот эпизод органично вошёл в сюжет фильма.

 

 

Лев Перфилов с мамой, отчимом и младшим братом Юрой.

 

Многие годы Лев Алексеевич Перфилов жил в столице Украины, работал на Киевской киностудии. Но мечтал перебраться в Коломну, в город, где родился 13 февраля 1933 года, где жил в детстве, отрочестве.

 

Лёве не было десяти лет, когда из Коломенского военкомата принесли “похоронку” на отца: “Старший лейтенант 142-й стрелковой бригады Перфилов Алексей Павлович погиб в бою смертью героя 25 января 1943 года и похоронен в Ленинградской области”. Так в одночасье Лева и его младший братишка Юра стали сиротами, а их мама, Александра Ивановна Перфилова, – вдовой.

Отца Лёва любил и обожал. Тот работал неподалёку от дома, на патефонном заводе, начальником планового отдела, а Лёва учился в 6-й школе, которая находилась рядом с предприятием, напротив центральных проходных. На всю жизнь запомнил, как до порога школы провожал его отец – красивый, высокий, с доброй улыбкой на лице.

У Лёвы рано обнаружился абсолютный музыкальный слух. И его тётя педагог Анастасия Ивановна Лазарева подсказала мальчику записаться в хор Дома пионеров. И Лёва с удовольствием обучался пению под руководством Андрея Павловича Радищева, участника Великой Отечественной войны, человека, увлечённого музыкой, литературой и старавшегося привить этот интерес своим воспитанникам. Навсегда запомнился Льву Перфилову поход на Бородинское поле, который он вместе с воспитанниками А.П. Радищева совершил летом 1948 года.

 

 

Лев Алексеевич Перфилов в роли моряка-офицера.

 

После окончания школы Лев Перфилов поступил в Московское театральное училище имени Щепкина, был самым молодым на курсе. Получив диплом, уехал в Сибирь. Работал там в театре, а потом обосновался на Украине.

 

Судьба у Л.А. Перфилова была далеко не безоблачной. Но он никогда не забывал, что он человек, а это, как утверждал писатель-классик, “звучит гордо”. Своим поведением, отношением к людям Лев Алексеевич подтверждал верность афоризма.

Кроме напряжённой работы на киностудии, Л.А. Перфилов занимался и общественной деятельностью. Он был одним из основателей Гильдии актёров советского кино, принимал активное участие в Международном фестивале кино “Созвездие” и Международном кинофоруме России, Украины и Белоруссии “Бригантина”. Когда в 1990-е годы многие артисты Киевской киностудии, где он состоял в штате, остались без работы, Лев Алексеевич стал вести авторскую телепередачу, рассказывал об их нелёгких судьбах, чтобы как-то помочь им. Но кому-то из чиновников эта передача не понравилась, и её прикрыли.

Лев Алексеевич Перфилов умер в Киеве 24 января 2000 года и там похоронен. Фильмы с его участием часто можно увидеть на экранах телевизоров.

Hosted by uCoz