Анатолий  Кузовкин

Впервые в истории локомотивостроения

30 января исполнится 40 лет, как умер Лев Сергеевич Лебедянский. Это был человек, которого знали не только в Коломне. Естественно, конечно, что некрологи о нём были напечатаны в многотиражке тепловозостроительного завода, где он работал 42 года, и в городской газете “Коломенская правда”. Некрологи были опубликованы и в газетах, которые распространялись по всей обширной стране, – в “Советской России” и в “Гудке”. Их подписали коллегия Министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения, коллегия Министерства путей сообщения и дирекция, партком и завком Коломенского тепловозостроительного завода имени В.В.Куйбышева. Лев Сергеевич Лебедянский был назван крупнейшим специалистом отечественного локомотивостроения.

 

 

Лев Сергеевич Лебедянский.

 

Свою судьбу с Коломзаводом Лев Сергеевич Лебедянский связал в марте 1922 года и был верен ему до последнего часа. А приехал он сюда из Петрограда, где закончил механический факультет политехнического института. Назначили молодого специалиста инженером-конструктором паровозного бюро и вырос до главного конструктора предприятия. Коллектив локомотивостроителей он возглавлял 23 года.

 

За время работы на заводе Л.С. Лебедянскому удалось сделать очень много. Даже сухой перечень машин, в создании которых он принимал участие, свидетельствует о недюжинных способностях Льва Сергеевича и его огромном вкладе в развитие отечественного локомотивостроения: паровозы серий Су, Сум, ФД, ИС, 2-3-2К, 5П, 9П, ЭР, Л, ОР23, П34, П36, П38, тендер-конденсатор к паровозу серии СО-19, бустер, теплопаровоз ТП1-1, тепловозы серий ТЭ50, ТЭП60, ТГП50, газотурбовозы Г1 и ГП1. А кроме этого он занимался разработкой проектов и работ по модернизации локомотивов, которые выпускались серийно. Титанический, гигантский труд! Труд, который стал делом всей его жизни.

В самом начале 1930-х годов руководство страны поставило задачу коренной реконструкции железнодорожного транспорта. Усиленными темпами строились железные дороги, в больших масштабах прокладывались вторые пути, а железнодорожного транспорта не хватало. Наркомат тяжёлой промышленности создал на Коломенском машиностроительном заводе Центральное локомотивное бюро, обязав его работников в сжатые сроки создать не только новые образцы паровозов, но и тепловозов, и электровозов. В этом бюро работали ведущие заводские конструкторы, в их числе и Л.С. Лебедянский. Несколько месяцев он с группой советских инженеров находился в командировке в США, где изучал проектирование и постройку паровозов. Опыт Льву Сергеевичу пригодился в дальнейшей работе. Он возглавил паровозный сектор центрального локомотивного бюро и активно включился в работу по созданию мощных паровозов: грузового типа 1-5-1 и пассажирского типа 1-4-1. За сто дней бюро спроектировало скоростной грузовой паровоз серии ФД (Феликс Дзержинский). Рабочие чертежи были переданы на Луганский завод, и там началось серийное производство локомотива. Подобных по мощности паровозов в Европе не выпускали.

Л.С. Лебедянский принял самое активное участие в проектировании и изготовлении на Коломзаводе самого мощного в СССР пассажирского паровоза ИС (Иосиф Сталин).

Когда началась Великая Отечественная война, Л.С. Лебедянский был одним из инициаторов и активных создателей бронепоезда.

В октябре 1941 года Л.С. Лебедянский выехал вместе с коллективом завода в эвакуацию в г. Киров. В сложных условиях налаживалось производство необходимой фронту продукции. Лев Сергеевич, понимая всю важность государственного военного заказа, требовал, чтобы ни в коей мере не уничтожалась документация – рабочие чертежи локомотивов, над которыми работал коллектив завода в мирное время. “Ничего не уничтожать, всё пригодится”, – говорил он.

Через несколько месяцев Л.С. Лебедянский с группой конструкторов-паровозников вернулся в Коломну и приступил к работе по созданию паровоза, перспективного на многие годы.

Задача была не из лёгких. Дело в том, что военное лихолетье пагубно сказалось на железнодорожном транспорте: парк паровозов сильно износился. Требовалась замена устаревшим и тяжёлым машинам, которые ходили по потрёпанным интенсивным движением путям. А перевозки грузов и пассажиров не ослабевали, а возрастали.

В 1944 – 1945 годы на заводе спроектировали паровоз типа 1-5-0. Этот локомотив имел ту же колесную формулу, что была у самого распространённого до войны паровоза СО. Но новая машина превосходила его по скорости и мощности.

Народный комиссариат путей сообщения одобрил технический проект паровоза, и на заводе приступили к изготовлению опытного образца. Мало кто знал, что за эти месяцы пришлось испытать и пережить главному конструктору. Один лишь яркий пример. Нагрузка на ось нового локомотива оказалась 18,2 тонны вместо заказанной правительством в 18 тонн. Такие расхождения с заданием в то время из технических вопросов могли очень быстро перерасти в политические, и нашлись чиновники, которые попытались обвинить главного конструктора чуть ли не во вредительстве. Л.С. Лебедянского не раз вызывали в Москву, в том числе и в грозное учреждение – в НКВД, но делу хода не дали: Лев Сергеевич сумел доказать всю абсурдность обвинения…

 

 

Памятник-паровоз "Победа". Фото А. Кузовкина.

 

В конце сентября 1945 года был построен первый опытный образец паровоза с заводским индексом П32. Конструкторы назвали новую машину гордым именем “Победа”, имея в виду в первую очередь, конечно, Великую Победу, одержанную нашей страной над фашистской Германией, но этот локомотив являл собой ещё одну победу – техническую. Паровоз “Победа” при мощности 2200 лошадиных сил развивал скорость до 80 километров в час, был экономичнее всех ранее созданных советских товарных паровозов на 12 – 15 процентов. “Победа” водила составы почти такого же веса, как самый мощный паровоз довоенного выпуска ФД, но новый локомотив был на 22 процента легче “Феликса Дзержинского”.

 

Хорошее, правильное имя было дано новому локомотиву. Но Правительство страны рассудило иначе и присвоило паровозу 1- 5- 0 “Победа” серию Л – по начальной букве фамилии главного конструктора. Это был беспрецедентный случай в отечественной истории. В авиационной промышленности серии шли в честь генеральных конструкторов – Ту, Як, Ил, Пе, Ан… А вот в паровозостроении подобного ещё не было, да к тому же серия пошла в честь главного конструктора, а не генерального. Но нередко можно было слышать, что называли Льва Сергеевича Лебедянского генеральным конструктором паровозов. И эти люди были недалеки от истины. Хотя и не существовало в локомотивостроении у конструкторов такой должности официально, но многие, именуя Лебедянского генеральным, давали тем самым объективную оценку того значимого вклада, который он внёс в создание паровозов, тепловозов и газотурбовозов.

 

 

Открытие мемориальной доски Л.С. Лебедянскому на здании заводоуправления. Фото Ю. Имханицкого

 

Локомотив серии Л стал самым массовым грузовым советским паровозом. За 7 лет его серийного выпуска на трёх заводах – Коломенском, Брянском и Ворошиловградском – построили более 5 тысяч экземпляров. Эти паровозы сыграли решающую роль в железнодорожных перевозках в послевоенные годы.

 

Заслуги Льва Сергеевича Лебедянского были высоко оценены. Ему присвоили высокое звание в железнодорожном транспорте – генерал-директор тяги II ранга. Наградили орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, несколькими медалями. За создание паровоза “Победа” удостоили звания лауреата Сталинской премии. Его дважды награждали значком “Почётный железнодорожник”.

 

 

Открытие мемориальной доски на доме, где жил Л.С. Лебедянский. Фото В. Смыслова.

 

После смерти Л.С. Лебедянского руководство Коломны и тепловозостроительного завода достойным образом увековечили имя заслуженного горожанина. 15 мая 1982 года на фасаде дома № 330 по улице Октябрьской революции была открыта мемориальная доска. На ней профиль знаменитого земляка и краткий, ёмкий текст: “В этом доме с 1940 года по 1968 год жил выдающийся конструктор отечественных локомотивов Лев Сергеевич Лебедянский”. А 28 октября 1998 года состоялся митинг у здания заводоуправления ОАО ХК “Коломенский завод”, посвящённый открытию мемориальной доски Л.С. Лебедянскому. Справа изображён портрет человека-легенды и из его сердца как бы вырывается паровоз серии Л. На прожекторном луче лаконичный текст: “В этом здании с 1922 по 1963 год работал выдающийся конструктор локомотивов Лев Сергеевич Лебедянский”. По решению исполкома горсовета от улицы Октябрьской революции к железнодорожному переезду проложили бульвар Лебедянского, и в построенных там многоэтажных домах живут семьи тепловозостроителей. На этом же бульваре 23 июня 1989 года установлен на пьедестале красавец-паровоз “Победа” под номером 0012. На торцевой части пьедестала укреплена памятная доска, сообщающая: “Грузовой паровоз серии Л мощностью 2200 л.с. построен на Коломзаводе в 1946 году. Гл. конструктор – Л.С. Лебедянский. Памятник науки и техники, охраняется государством. (Сертификат 391)”. Железнодорожники эти паровозы любовно называли “лебедянки”.

 

Потомки помнят человека, оставившего заметный след в истории Коломны и России.

 

Hosted by uCoz