Анатолий  Кузовкин

Любовь художника – край родной

Любителям искусства, коломенской старины, землякам, неравнодушным к истории родного края, представлять художника Алексея Алексеевича ФЕДОРОВА нет необходимости. Он участник городских и областных вернисажей, его рисунки публикуются на страницах городских газет, им иллюстрированы книги многих коломенских авторов – прозаиков, поэтов, краеведов. Недаром за А.А. Федоровым закрепилось определение художник-краевед.

 

 

Уголок Коломенского кремля. Рисунок А. Федорова.

 

Я горжусь многолетней дружбой с Алексеем Алексеевичем. А познакомились мы летом 1962 года благодаря художнику, педагогу Николаю Ивановичу Бодрягину, который работал в городском Доме пионеров, вел изокружок. Мы оба занимались у Николая Ивановича, только в разные годы. После службы в армии я поступил в педагогический институт. И вот, когда заканчивал первый курс, Н.И. Бодрягин сделал мне заманчивое предложение: “Толь, мы решили посетить Плес на Волге, в Ивановской области. Это левитановские места. Исаак Ильич там написал замечательные картины. Далековато от Коломны, а в группе будет человек пятнадцать мальчишек и девчонок. Вот и хочу предложить тебе, как будущему педагогу, пойти с нами в поход моим помощником. А еще думаю пригласить бывшего моего воспитанника студента Рязанского художественного училища Лешу Федорова, он третий курс заканчивает, учится на художественно-педагогическом отделении. Ему практика тоже не помешает. Нам придется жить почти месяц в тысяче километрах от дома, в незнакомых местах, а ведь ребятам всего по двенадцать – четырнадцать лет. А с вами мне будет спокойнее и надежнее”.

 

Разве можно было отказаться от такого привлекательного предложения и не помочь наставнику и учителю?

Волжское раздолье, живописные места в окрестностях небольшого старинного городка Плеса располагали юных художников к творчеству. К вечеру десятки этюдов крепились на стволах могучих елей для просушки. А у костра подолгу велись беседы. Ребята внимательно слушали рассказы Николая Ивановича о выдающемся русском художнике-пейзажисте И.И. Левитане, о других живописцах, которых воодушевила на создание замечательных полотен великая река Волга, отвечал на вопросы о своем участии в войне с фашистской Германией, о том, как стал художником, педагогом. Расспрашивали меня о службе в армии, об Урале, где я прожил три года, будучи солдатом. А Алексею Федорову пришлось объяснять, что нужно знать и уметь, чтобы успешно сдать экзамены в художественное училище, как построен учебный процесс, кем он будет после окончания учебного заведения, да и на многие другие вопросы отвечать…

 

 

Улица Зайцева. Такую картину можно было наблюдать лет 30 назад. Рисунок А. Федорова.

 

Конечно, сложно было Алексею предугадать, как сложится его жизнь после окончания художественного училища. Однозначно лишь знал, что станет художником.

 

Родился Алексей Федоров в Коломне 16 августа 1942 года. Рос в небольшом частном домике, который числился под номером два на улице Огородной. Тогда это была южная окраина города. Неподалеку протекала тихая речушка Репинка с живописными берегами и оврагами, по склонам которых притулились деревянные домики еще дореволюционной постройки.

А над ними громоздились купола храмов, стройные колокольни, ажурные башенки оград монастырей. Хорошо была видна Маринкина башня кремля, полуразрушенные кирпичные стены крепости. Вся эта красота таинственного давно ушедшего времени держала впечатлительного мальчика в особом трепете перед историей, перед людьми, сотворившими каменно-деревянное чудо улиц. А посещения краеведческого музея открыли любознательному парнишке глаза на многие события и явления древней Коломны.

И гены, по всей вероятности, сыграли свою роль. Мама, Татьяна Петровна, очень любила природу. Ее отец Петр Вележев, дьячок церкви погоста Лужки, что стояла на берегу Коломенки, в часы отдыха занимался живописью. Весь дом, терраса были увешаны картинами. “Это дедушка твой рисовал”, – говорила мама маленькому Алеше. Мальчик знал, что деревянный дом, в котором он живет, отец перевез в Коломну с погоста Лужки после того, как там закрыли церковь и дед остался без работы. Отец Леши Алексей Сергеевич работал слесарем на Коломзаводе и слыл заядлым охотником. Казалось, он знал все речки и речушки, все овраги, перелески в окрестностях Коломны. Не раз просил сына нарисовать какую-нибудь композицию из охотничьей жизни. И мальчик с увлечением сочинял различные сценки, изображая их на бумаге. Родители всячески поощряли пристрастие сына к рисованию.

 

 

Алексей Алексеевич Федоров. 2007 год. Фото В. Смыслова.

 

В шестом классе Леша Федоров записался в изокружок Дома пионеров. Здесь у талантливого педагога-художника Николая Ивановича Бодрягина сумел многому научиться, многое познать, в учителе мальчик рассмотрел душу, родственную отцу. Николай Иванович водил ребят по городу, по окрестностям Коломны, а летом собирал группу и отправлялся в походы, Леша вместе с ребятами – воспитанниками изокружка побывал в Звенигороде, Абрамцеве, в селах, расположенных вдоль Оки вниз по ее течению, на живописнейших озерах Шатурского района, во многих других чудесных местах, связанных с жизнью и творчеством русских художников.

 

Закончив художественное училище, Алексей Федоров около двух лет работал вдали от Коломны – учителем рисования в школе небольшого городка нефтяников Чернушка в Пермской области и в Средней Азии – в Самарканде, ходил с геологами в пустыню. Но тоска по родным местам привела его в Коломну. Пятнадцать лет работал художником-конструктором на тепловозостроительном заводе, в специализированном художественно-конструкторском бюро. Получил там два авторских свидетельства, выданных Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, бронзовую медаль Выставки Достижений Народного Хозяйства СССР за разработку внешнего вида тепловоза.

Некоторое время А.А. Федоров вел занятия изостудии Дворца культуры тепловозостроителей. Но подспудно его теребила мысль: отрешиться ото всего и стать свободным художником – писать этюды, заниматься графикой, создавать картины. Утвердили его в этом желании успех публикаций с начала 1980-х годов рисунков в газете “Коломенская правда” и персональная выставка в культурном центре “Дом Озерова”. Сделать решительный шаг, перейти, так сказать, на вольные хлеба благословила жена – Клавдия Сергеевна, любимый человек и верный друг Алексея Алексеевича. Человек увлеченный, он дня не может провести, чтобы не выйти на улицу с альбомом или этюдником. И появляются все новые и новые работы, на которых изображены до боли знакомые места, но… как будто видишь их впервые. Такого эффекта художник достигает благодаря тому, что каждый раз, намечая сюжет для зарисовки, в котором присутствует какой-нибудь хорошо известный коломенцам памятник архитектуры, истории или культуры, он выбирает такую точку, что это место открывается для нас с особой, непознанной стороны. Художник выходит на этюды в любую погоду, потому что в зависимости от состояния среды, атмосферы, освещения изображаемое приобретает новые нюансы.

 

Алексей Федоров на этюдах. 1967 год. Фото А. Кузовкина.

 

Федоров-художник находится в постоянном поиске. С годами меняется его взгляд на изображаемое, потому что он больше узнает о том, что рисует. В этом ему помогает, несомненно, общение с друзьями-единомышленниками в клубе краеведов (он является членом совета клуба), чтение литературы по истории родного края.

 

С графикой и живописью Алексея Алексеевича Федорова хорошо знакомы жители города и района. Он участник коллективных выставок, много раз устраивались его персональные выставки. И всякий раз художник выносил на суд зрителей что-то новое.

А.А. Федорова коломенцы знают как автора книг (“Край родной Коломенский”, “Коломенский край в графике Алексея Федорова”, “Графика” и других), в качестве иллюстраций его рисунки использовали коломенские прозаики и поэты при издании своих произведений, он автор многих календарей – настенных и карманных, разработчик обложек серии брошюр “Коломенский Арбат”, его рисунки использованы при оформлении первого номера “Коломенского альманаха”. Мне приятно сознавать, что Алексей Федоров иллюстрировал некоторые мои книги и даже более того: в последнее время вышло несколько книг, которые мы создали совместно. В нынешнем юбилейном для города году вышел четвертым изданием, переработанным и дополненным, наш труд “Коломна. Размышления об утраченном”. Вдвоем мы выпустили и книгу “В Коломенском кремле”. Быстро разошлись наши два альбома для раскрашивания “Моя Коломна”.

На выставках художественных работ А.А. Федорова я с удовольствием читал отзывы зрителей, которые делились впечатлениями. Они выражали благодарность художнику за то, что он помогает увидеть окружающую красоту, что его работы переносят некоторых в далекий мир детства, что его графика и живопись заставляют по-другому взглянуть на, казалось бы, обыденное, привычное, за то ценят Алексея Алексеевича, что он ненавязчиво учит любить свою малую родину.

В день юбилея от души хочу пожелать Алексею Алексеевичу доброго здоровья и чтобы не уставал воспевать родной Коломенский край. А почитателям его таланта предлагаю посетить персональную выставку, которая открывается в культурном центре “Дом Озерова” в связи с 65-летием художника.

 

Hosted by uCoz