Анатолий  Кузовкин

Его называли королём эпизода

 

Одиннадцатого июня 2004 года на доме под номером 231/233 по улице Октябрьской революции появилась мраморная мемориальная доска: «В этом доме в детстве и юности жил известный киноактёр, заслуженный артист Украины Лев Перфилов (1933–2000)». Так Коломна увековечила память нашего земляка, популярного киноактёра, заслуженного артиста Украины, которого известный кинорежиссёр С.С. Говорухин назвал «королём эпизода».

 

Лев Алексеевич Перфилов

 

И эта высокая оценка — не объективный взгляд со стороны, она основана на опыте совместной работы. Яркий образ фотографа уголовного розыска Гриши Ушивина, прозванного товарищами «Гриша шесть на девять», созданный Львом Перфиловым (небольшая роль так называемого второго плана), не потерялся на фоне исполнителей главных ролей в многосерийном художественном фильме С.С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Кстати сказать, второплановые роли в этом фильме играли многие популярные талантливые артисты — Армен Джигарханян, Леонид Куравлёв, Александр Абдулов, Станислав Садальский и другие, и в этом великолепном актёрском ансамбле Лев Перфилов не затерялся, не растворился, блеснул своим талантом. Станислав Сергеевич Говорухин был очень доволен своим выбором и оценил работу Льва Перфилова в целом так: «Сотня непохожих ролей! И надо найти ключ к каждой. Сотня ключей, точных, потому что если в большой роли образ развивается постепенно и есть простор для актёра, то в эпизоде надо быть снайпером. В короткие минуты действия вложить целый характер. В чём тут опасность? Опытный за большими ролями актёр хочет вложить в свой эпизод всё, что накопил. И под этой тяжестью фильм может перекоситься. Эпизод должен поднять главное, а не затенять его. Лев Перфилов тонко это понимает, умеет справиться с любым заданием. А ещё он умеет обогатить роль идеально найденной деталью... Перфилов — король эпизода».

Это суждение маститого кинорежиссёра было напечатано лет двадцать назад в украинском журнале «Новости киноэкрана». Здесь же, в этом номере, много добрых слов о Льве Алексеевиче Перфилове сказали кинорежиссёры Владимир Наумов, Евгений Матвеев, Николай Мащенко, Геральд Бежанов, киноактёр Вячеслав Воронин.

 

Перечисление кинофильмов, в которых снимался Лев Перфилов, займёт много места: ведь их более ста двадцати. Придётся преодолеть соблазн дать полный перечень кинолент и выделить лишь несколько наиболее значимых ролей.

Своим крёстным отцом Лев Перфилов по праву называл кинорежиссёра Владимира Наумовича Наумова. Это он пригласил артиста сняться в романтическом, героическом фильме «Павел Корчагин» (1956 г.). То была первая роль Льва Перфилова в кино. Он сыграл чистейшего по помыслам и поступкам человека, комсомольца-чеха Франца Клавичека, друга Павки. В качестве ассистента в создании того фильма принимал участие Николай Мащенко. Спустя почти двадцать лет он, уже как режиссёр, приступил к работе над многосерийным телевизионным фильмом «Как закалялась сталь» и пригласил сняться в картине Льва Перфилова. Но роль предложил совсем противоположную той, что артист сыграл в первом фильме по роману Николая Островского. В беседе с Львом Перфиловым режиссёр сказал: «Нужно сыграть роль самого ярого врага Советской власти. И сыграть так, чтобы тебя возненавидел весь Советский Союз — ведь фильм снимается по заказу Центрального телевидения, и его будут смотреть во всех уголках огромной страны».

Так уж получалось, что в большинстве фильмов Льву Перфилову доводилось играть отрицательных героев: подонков, негодяев, мерзавцев, пьяниц, заклятых врагов страны, народа. В связи с этим у Льва Алексеевича не раз спрашивали о его «взаимоотношениях» со своими героями. На что актёр отвечал: «Чем больше я играю негодяев, тем чище становлюсь сам. Стараюсь ловко сыграть негодяя, подонка. Бывало, что и переигрываю главного героя. Зрителю запоминается отрицательный персонаж. Во имя чего? Чтобы те, кто запомнит меня на экране, вовремя увидели такого же человека в жизни. Пусть это громкие слова, но такова моя гражданская позиция... А играть очень интересно, порой и не главную роль. Ведь в одном эпизоде можно показать целое явление, слой нашей жизни».

 

Лев Алексеевич Перфилов в роли моряка-офицера

 

Однако с удовольствием играл и положительных героев, на первый взгляд простоватых, чудаковатых, но, если потребуется, способных совершить героический поступок. Таковы его герои в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Тройной прыжок “Пантеры”».

К сожалению, режиссёры до конца не использовали весь спектр таланта Льва Алексеевича Перфилова. Лишь в одном фильме он исполнил главную роль — в картине «Таврия». Действие происходит на Украине, во времена крепостного права. Перфилов сыграл молодого богатого повесу, которому всё дозволено, который, когда выдавали замуж крестьянок, не пропускал случая пользоваться правом первой брачной ночи. В очередной раз барчук воспользовался этим, когда выходила замуж любимая горничная его матери. Жених пошёл на отчаянный шаг: убил негодяя, а затем и себя. Здесь Перфилов создал один из лучших в советском кинематографе образ героя с отрицательным обаянием. Но тот старый фильм давно уже никто не видел...

Многие другие кинофильмы, в которых снимался Лев Перфилов, время от времени появляются на телеэкранах. «Поединок», «Ветер» (кстати, некоторые эпизоды фильма снимались в Коломне), «Цыган», «Бумбараш», «Инспектор уголовного розыска», «Человек в проходном дворе», «Будни уголовного розыска», «Дни Турбиных», «Легенда о Тиле», «Волшебный голос Джельсомино», «Приключения Электроника», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Зелёный фургон», «Старая крепость», «Самая обаятельная и привлекательная», «Кин-дза-дза!», «Дубровский», «Витя Глушаков — друг апачей». После выхода фильма «Приключения Электроника», где Перфилов сыграл забавного гангстера, его коронные фразы — «Кто ударил шефа?!» и «Мы хотим видеть картины!» — вошли в нашу жизнь, стали почти крылатыми.

Многие, с кем Лев Перфилов работал на съёмочной площадке, отмечали такую особенность его таланта: он вносил дополнения в сценарий, дописывал биографии своих героев, придумывал новые эпизоды, импровизировал. В фильме «Место встречи изменить нельзя» Лев Алексеевич взял в руки аккордеон и исполнил любимую с детства песню: «Мы летим, ковыляя во мгле, мы идём на последнем крыле...». И этот эпизод очень органично вошёл в сюжет фильма.

 

Лёве не было десяти лет, когда из Коломенского военкомата принесли жуткий, убийственный по содержанию документ; в народе его называли «похоронкой». В извещении было сказано, что старший лейтенант 142-й стрелковой бригады Перфилов Алексей Павлович погиб в бою смертью героя 25 января 1943 года и похоронен в Ленинградской области. Так в одночасье Лёва и его младший братишка Юра стали сиротами, а их мать, Александра Ивановна Перфилова, — вдовой.

Отца Лёва любил и обожал. Тот работал неподалёку от дома, на патефонном заводе, начальником планового отдела, а Лёва учился в 6-й школе, которая находилась рядом с заводом. На всю жизнь запомнил, как до порога школы провожал его отец — красивый, высокий, с доброй улыбкой на лице.

Жили Перфиловы на центральной улице, носящей имя Октябрьской революции, бывшей Астраханской, которая прорезала город с северо-запада до юго-востока, от Московской заставы до Рязанской, в доме № 51 на первом этаже. Здание было поделено на две части, и на втором углу висел номер 53. В середине прошлого столетия улицу увеличили за счёт присоединения к ней Сандырей и Шоссейной улицы в Голутвине. Все дома заново пронумеровали и отсчёт повели с въезда в город, со стороны Москвы. Так дом, в котором жили когда-то Перфиловы, получил номер 233.

 

Лёва Перфилов с братом Юрой, мамой и отчимом

 

Артистические задатки проявлялись у Льва Перфилова со школьных лет. Вот что мне рассказали жившие в ту пору в соседнем доме сёстры Ильичёвы (такова была их девичья фамилия).

 

Антонина Георгиевна Казёнкина.

 

Лёва и я — одногодки, но учились мы в разных школах. Я — в женской, 26-й, на Кузнецкой улице (ныне Уманская), а Лёва — в 6-й, мужской. Он приносил нам, девчонкам, приглашения на вечера в свою школу. И мы с удовольствием ходили туда. Был он худощавым, высоким не по годам. У него были пышные вьющиеся волосы, и почему-то всегда вихор топорщился. Глаза огромные, нос крупный,но в общем симпатичный. Он был очень похож на своего деда, который работал на «Текстильмаше». Говорят, и на отца походил.

 

Тамара Георгиевна Шевлягина.

 

Я на пять лет помоложе Лёвы. Запомнилось, как он собирал ребят из соседних домов моего примерно возраста в сарай, который стоял у них во дворе, и устраивал представления. Там он сделал какой-то помост в виде сцены, занавески на проволоке повесил. Какие-то небольшие сценки показывал. Запомнилось, что уж очень у него выразительно фашисты получались. Я только потом, когда повзрослела, поняла, почему так это у него выходило: он вкладывал всю свою ненависть в изображение врагов, которые убили на войне его отца. С одной стороны, и смешно у него выходило, а с другой — умел пробуждать у нас чувство ненависти к фашистам.

 

Запомнился и вот такой случай. В наши дворы приходили играть ребята из домов напротив,в том числе мальчик Витя — друг Лёвин. И вот однажды Лёва говорит (вроде они поспорили из-за чего-то): «Вот сейчас я схожу к твоим отцу с матерью и узнаю,жадные они или нет». И юркнул в сарай. Вскоре вышел оттуда совершенно неузнаваемым:одет в потрёпанные штаны и рубашку,на голове разодранная кепка,лицо вымазано глиной и золой. В таком виде и отправился в дом своего дружка.Мы все с нетерпением ждали его возвращения.И вот он появился,подошёл к Витьке: «Не жадные,вот хлеба и моркови дали». По всей вероятности, Лёву не узнали:так сумел он перевоплотиться...

 

Мама, Александра Ивановна, делала всё возможное, чтобы дети росли ухоженными, ощущали тепло и заботу. Постоянную помощь в воспитании ребят ей оказывала сестра, педагог Анастасия Ивановна Лазарева, у которой в сентябре 1941 года на Ладоге погиб 18-летний сын Леонид, курсант военного училища, выпускник коломенской школы № 9.

Шло время. Однажды на пути Александры Ивановны встретился бравый офицер-артиллерист, подполковник Василий Лученко — человек добрый и заботливый. Младшему из братьев — Юре — дал свои отчество и фамилию. А Лёва, рано повзрослевший, рассудительный, горячо любящий отца, на предложение отчима решительно сказал, что гордится своим отцом-героем и в память о нём будет с честью носить и фамилию его, и отчество.

 

У Лёвы рано обнаружился абсолютный музыкальный слух. Тётя Настя подсказала мальчику записаться в хор Дома пионеров. И Лёва с удовольствием обучался пению под руководством Андрея Павловича Радищева, участника войны, человека, увлечённого музыкой, литературой и старавшегося привить этот интерес своим воспитанникам.

Летом 1948 года родилась идея побывать на поле русской славы — в Бородино. В походную группу отбирали лучших ребят из всех кружков Дома пионеров. В их число попал и Лёва Перфилов, перешедший в седьмой класс.

Тот поход был недолгим, но запомнившимся ребятам. Городская газета «Коломенский рабочий» 10 сентября рассказала об этом событии, отведя материалам чуть ли не всю вторую полосу. В подвальной статье руководитель похода А.П. Радищев нашёл нужным написать: «Обилие впечатлений вызвало у ребят желание запечатлеть то, что они видели и слышали. Юные художники Женя Некрасов, Витя Разорёнов и другие сделали зарисовки здания музея и памятников. Многие участники похода вели дневники, в которых описали всё самое интересное, что они видели. “Теперь мы так хорошо представляем себе события 1812 года, точно сами были их современниками”, — пишут в своём дневнике Л.Перфилов и И.Петров».

И на этой же странице помещена заметка «В Бородинском музее», которая подписана так: «Игорь Петров, ученик 8-го класса. Лёва Перфилов, ученик 7-го класса». Полностью привожу её текст.

 

Солнце клонилось к закату. Мы подходили к станции Бородино.

— Скоро ли Бородинское поле? — спросил Юра, наш юный художник.

— Скоро, скоро! — послышалось в ответ.

Юра нетерпелив. Ведь он хочет не только осмотреть, но и зарисовать поле, где произошла историческая битва.

Все участники похода были возбуждены. Разве можно оставаться совершенно спокойным, когда приближаешься к местам, где русские войска под руководством Кутузова, Багратиона, Барклая-де-Толли, Раевского решали судьбу России?

Мы подходили к памятникам, стоявшим в стороне от дороги, и с нетерпением ждали того часа, когда пойдём осматривать Бородинское поле.

Вот мы в Бородинском музее... Первый зал музея. Сразу стало тихо, и экскурсовод начал беседу. Наше внимание привлекли две фотографии самого музея. На одной из них мы видим здание музея таким, каким оно было до войны 1941–1945 годов. На другой фотографии: то же самое здание, но после ухода немцев. Эти фотографии не имеют ничего общего. На первой мы видим прекрасное здание, на второй развалины.

Теперь музей полностью восстановлен.

Дальше мы видим бюсты и портреты генералов, знамёна, мундиры, вооружение русских и французских войск.

Не менее интересно было и на Бородинском поле. Экскурсовод подробно объяснял все события, происходившие во время битвы, и мы ясно представили себе всю картину этого сражения.

Экскурсия была очень интересной.

 

Я попытался найти участников того давнего похода (ведь прошло уже почти полвека!). К сожалению, в январе 1997 года умер Андрей Павлович Радищев. Нет в живых Игоря Михайловича Петрова, инженера конструкторского бюро машиностроения. Девять лет назад скончался Игорь Владимирович Катьков, чьи снимки были опубликованы в том памятном номере «Коломенского рабочего». Но с тремя участниками похода побеседовал. Вот что услышал.

 

Лариса Михайловна Ларина.

Лёва был на год моложе.Запомнился,что очень весёлым был,компанейским.Старался развлекать всех в походе.Комик.

 

Тамара Ивановна Трофимова.

У нас были нормальные детские отношения.Всё казалось нам в радужном цвете:хи-хи да ха-ха.А Лёва был весёлым.Анекдоты любил рассказывать.Отмочит какой-нибудь номерок,мы все покатываемся со смеху.

Инженер-конструктор Коломзавода, член Союза дизайнеров России Евгений Сергеевич Некрасов (это его упомянул в своей статье А.П. Радищев) нашёл маленький альбомчик, который брал с собою в поход. «Художником я по ряду причин не стал,хотя успешно сдал экзамены и был принят в Рязанское художественное училище.Но в детстве рисовал с увлечением.И вот сохранились наброски,которые я сделал на Бородинском поле.А на одной странице — незаконченный портрет Лёвы Перфилова.Я набросок этот сделал почему?Выразительное лицо у него было».

 

Великодушие и доброту Льва Алексеевича Перфилова непременно отмечали все, кто его помнит, — товарищи по кинематографическому цеху, друзья, родственники.

Судьба у Перфилова была далеко не безоблачной. Но он никогда не забывал, что он человек, а это, как утверждал писатель-классик, «звучит гордо». Своим поведением, отношением к людям Лев Алексеевич подтверждал верность афоризма.

Мама актёра, Александра Ивановна, в одной из бесед с журналистом подчеркнула: «Признаю сыновнюю порядочность,доброту,душевность,любовь к детям». У Л.А. Перфилова было своих пятеро детей да приёмный сын от третьего брака, который носит отчество и фамилию отчима.

 

Лев Перфилов с женой Еленой, братом Юрой, мамой и отчимом

 

Народный артист СССР Евгений Семёнович Матвеев рассказывал: «Так случилось в моей жизни,что после многих лет актёрской работы я вынужден был перейти в режиссуру.Вынужден потому,что на съёмках повредил позвоночник,два года был на инвалидности,да и врачи требовали,чтоб я сменил профессию.Режиссура для меня тогда,в 1956 году,была делом новым,тяжёлым,и,взявшись ставить Цыгана”,я надеялся лишь на добрых людей,которые могли б мне помочь.Таким надёжным товарищем оказался Лев Перфилов.Он не только полностью вылепил для фильма своего Костю,принёс мне его готовеньким,а и помогал другим,буквально пропадал на съёмочной площадке.Лёва — верный товарищ,друг,что не так часто встречается в нашей киношной жизни”».

В семье двоюродного брата Л.А. Перфилова, Владимира Дмитриевича Шепелева, вспоминают, что приезды Лёвы к ним в гости были счастливыми днями. «Когда мы жили ещё на Октябрьской улице,— рассказала жена В.Д. Шепелева, Ирина Александровна, — он обязательно встречался со своими товарищами,друзьями давних детских лет.И в новую квартиру на Пионерскую к нам приезжал.Очень ему вид из окна нравился:на сады,на Репинские овраги,на коломенские храмы».

Дочь Л.А. Перфилова, Ирина Львовна Степанова, вспоминает: «Отец был очень неприхотлив,скромный по натуре человек,он всё старался сделать что-то доброе людям.Когда в 1990-е годы многие артисты Киевской киностудии,где он состоял в штате,остались без работы,он стал вести авторскую телепередачу,рассказывал об их нелёгких судьбах,чтобы как-то помочь им.Но кому-то из чиновников эта передача не понравилась,и её прикрыли.Отец тяжело болел,но оставался оптимистом до последнего часа,просил включить ему весёлую музыку,никогда не говорил о смерти...А вот о том,что очень хотел бы переехать из Киева в Коломну,в последнее время разговор заводил всё чаще и чаще».

Во время одного из последних посещений Л.А. Перфиловым Коломны Ирина пошла погулять с отцом по городу. Пришли в кремль, на сквер «Блюдечко», спустились к Москве-реке. Лев Алексеевич подошёл к воде, набрал горсть камешков и стал потихонечку бросать их, наблюдая, как расходятся круги. И так стоял в задумчивости долго. Дочь полюбопытствовала: «Пап, что с тобой?» И услышала в ответ: «О-о, Иришка, разве нe о чем подумать?!»

 

* * *

«Горды мы тем, что здесь, на этой встрече, ещё один земляк увековечен» — эти слова друга детства Льва Перфилова, дизайнера, инженера Коломзавода Е.С. Некрасова можно поставить эпиграфом к торжественной церемонии открытия мемориальной доски. Специальное постановление на этот счёт издал глава города Коломны В.И. Шувалов. А выполнена она энтузиастами — членами художественного совета «У Николы-на-Посаде», который возглавляет краевед А.С. Арзуманов. В числе инициаторов было Коломенское отделение Ассоциации работников правоохранительных органов Российской Федерации.

Народу собралось много: и простые горожане, узнавшие о предстоящем из объявлений в газетах, по радио и телевидению, и представители администрации, культурных центров, средств массовой информации, и люди, хорошо знавшие Перфилова с детства.

Много интересного услышали собравшиеся.

Заместитель главы администрации города А.А. Мешканцов подчеркнул, что имя достойного сына России — Льва Алексеевича Перфилова — не случайно увековечено в родном городе именно сегодня, накануне государственного праздника — Дня России.

Трогательно-волнительным, с нотками грусти было выступление ветерана педагогического труда Т.Д. Сариковой.

— В детстве я вместе с семьёй — родителями и старшим братом Виктором — жила напротив Лёвы Перфилова, в Доме учителя, на первом этаже. Лёва был близким другом моего брата, они учились в одной школе № 6. Лёва часто приходил к нам домой и действительно испытывал на моих родителях своё умение перевоплощаться. Мы в семье его очень любили.

 

Лев Алексеевич Перфилов с друзьями и товарищами детских лет. Снимок сделан в Коломне во дворе дома, где он жил в 30–40-е годы

 

Лёва увлёк брата в драмкружок. Они вместе участвовали в различных театральных представлениях. Помню, в одном из них Лёва играл женскую роль (школа № 6 в то время была мужской), а Виктор — роль гусара. И Лёва отлично справился с этой ролью, тем более что голос у него был мягкий, мелодичный, очень похожий на женский.

После окончания школы пути друзей разошлись. Я не знаю, встречался ли мой брат со Львом Перфиловым после окончания школы. Я в последний раз видела Лёву в конце 1950-х годов в Коломне. А потом мы следили за ним на экране и всегда очень радовались его новой роли.

 

Открытие памятной доски «королю эпизода» на его родине не стало сугубо коломенским событием. Свои приветствия прислали московские кинематографисты.

От Гильдии актёров кино России телеграмму подписали президент ГАКР заслуженный артист России С.В. Жигунов, первый вице-президент ГАКР, заслуженный деятель искусств Б.В. Токарев и генеральный директор ГАКР В.А. Гущина. Они написали:

«Пусть недолго, но мы были знакомы с замечательным актёром, потрясающим человеком Львом Алексеевичем Перфиловым. Он был одним из основателей Гильдии актёров советского кино, принимал активное участие в Международном фестивале кино “Созвездие” и Международном кинофоруме России, Украины и Белоруссии “Бригантина”. Мы помним этого весёлого, энергичного человека и искренне благодарим инициативную группу за открытие памятной доски на родине актёра».

Из Комитета по культуре Государственной Думы телеграмму прислал заместитель председателя комитета Александр Розенбаум:

«Накануне значительного события в культурной жизни не только для жителей Коломны, но и для всех российских поклонников актёра Льва Перфилова позвольте выразить инициаторам установки мемориальной доски искреннюю признательность за доброе дело».

 

А вот «индивидуальная» телеграмма.

«Организаторам, участникам и гостям открытия мемориальной доски Льву Алексеевичу Перфилову.

Сердечно рад приветствовать всех вас: инициаторов, организаторов, участников и гостей, обеспечивших и сделавших возможным создание и открытие мемориальной доски замечательному человеку, заслуженному артисту Украины Льву Перфилову.

Спасибо всем за огромный организационный труд и искреннюю заботу о памяти артиста и сохранении её для потомков. Отрадно знать, что есть бескорыстные энтузиасты, готовые на такие благородные, но, увы, такие редкие в наше время поступки.

Мне очень приятно, что довелось общаться и трудиться рядом с таким человеком.

Я благодарен организаторам и участникам за добрую память о Л.А. Перфилове, желаю вам дальнейших успехов, мужества, стойкости, терпения и веры в правоту и необходимость своего труда.

С наилучшими пожеланиями

 

Станислав Говорухин».

 

Приятно было коломенцам получить такие отзывы о земляке.

С неподдельным интересом было выслушано выступление родного брата Льва Алексеевича Перфилова, приехавшего из Москвы, актёра Российского академического молодёжного театра, лауреата Государственной премии России, заслуженного артиста РФ Юрия Васильевича Лученко.

 

— Наш отец погиб в начале сорок третьего под Ленинградом. Мы жили в Коломне, в эвакуацию не уехали. В городе и окрест него стояло много воинских частей: ведь Коломна в годы войны была центром формирования артиллерийских частей и соединений. Один из офицеров влюбился в нашу маму. Когда мама вышла замуж, Лёвка посчитал её поступок предательством по отношению к отцу. Он страшно невзлюбил отчима и уже тогда, будучи ребёнком, проявил характер: оставил фамилию отца. А меня отчим усыновил. Поэтому у нас с братом разные отчества и фамилии.

Лёвка с ходу поступил в «Щепку» — Московское училище имени Щепкина, был самым молодым на курсе. После его окончания работал в театрах, на киностудии имени Довженко в Киеве. Там и жил последние годы. В Киеве его и похоронили. Но он последнее десятилетие мечтал вернуться в Россию, мечтал вернуться в Коломну.

 

Теперь Лев Алексеевич Перфилов навсегда возвратился в дом своего детства...

 

 


Hosted by uCoz