Анатолий  Кузовкин

В нём сочетались мужество и скромность

 

Сергей Иванович ЗАХАРОВ. Это имя в Коломне знакомо многим. Легендарный лётчик авиации дальнего действия. Герой Советского Союза. Инженер-конструктор Завода тяжёлого станкостроения. Общественный деятель. И просто душевный, скромный, отзывчивый человек. 6 октября Сергею Ивановичу исполнилось бы 90 лет. К сожалению, до своего юбилея Герой не дожил, он скончался 27 августа прошлого года. С.И. Захаров был последним кавалером Золотой Звезды – жителем нашего города.

Более сорока лет я был знаком с Сергеем Ивановичем – удивительным человеком, которого отличали мужество, стойкость, высокий профессионализм и необыкновенная скромность. Он никогда не бравировал своими заслугами.

 

 

Встреча с Героем Советского Союза С.И. Захаровым в Черкизовской школе Коломенского района 18 февраля 1979 года. Фото А. Кузовкина.

 

Много раз мне приходилось вместе с Сергеем Ивановичем бывать в школах, в других организациях и постоянно поражался его умению вести себя просто, тихо в любых аудиториях, строить свои выступления так, что они были понятны, доходчивы тем, кому он рассказывал не очень громко, чуть глуховатым голосом о прожитом и пережитом. А Сергей Иванович о многом мог поведать. Его жизнь была насыщена столькими событиями, яркими, героическими и, увы, трагическими, что он мог бы о них говорить часами. Но, будучи человеком интеллигентным, скромным по натуре, Сергей Иванович никогда не выпячивал себя, в выступлениях больше говорил о друзьях, товарищах, о том, какие испытания выпали на их долю в годы Великой Отечественной войны и как лётчики, презирая опасность, выполняли боевые задания. Приходилось подключаться мне и рассказывать о том, каким пилотом-асом, профессионалом высшего класса был Сергей Иванович, каким мужеством, хладнокровием, умением ориентироваться в сложнейшей обстановке он отличался.

Сергей Иванович Захаров родился на северо-западе Подмосковья – в деревне Кукишево нынешнего Волоколамского района. В Коломну переехал вместе с родителями в 1932 году. Здесь окончил семилетнюю школу № 6 и поступил в восьмой класс средней школы № 7. Ранняя смерть отца не дала возможности Сергею получить среднее образование. Со школьной парты он пересаживается на учебную скамью школы ФЗУ при машиностроительном заводе имени Куйбышева (ныне ПУ № 6). Приобретя специальность, устроился токарем-инструментальщиком на Коломзавод. Работа нравилась. Получал удовлетворение и от сделанных за смену деталей, и от сознания, что они будут применены на паровозах – гордости коломзаводцев. Одновременно учился в аэроклубе.

 

 

Сергей Захаров - курсант Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков.

 

Увлечение авиацией сказалось на дальнейшей судьбе Захарова. В 1938 году коломенский военкомат призвал его на службу в РККА (Рабоче-Крестьянскую Красную Армию) и по желанию юноши направил на учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. 13 января 1939 года приказом наркома обороны СССР Сергею Ивановичу Захарову было присвоено звание младшего лейтенанта, и прибыл он для прохождения дальнейшей службы в город Орёл на должность младшего лётчика 45-го скоростного бомбардировочного авиаполка.

Многому научился здесь молодой лётчик. Летал на различных типах самолётов – на У-2, Р-5, Р-6, СБ. Старался досконально познать новую для него технику, научиться мастерству. Постоянное внимание уделял физической подготовке. В нём укоренилось убеждение, что чем крепче будут мускулы у лётчика, тем легче ему управлять самолётом, особенно, если с машиной что-то случится в полёте. Регулярные занятия спортом закалили организм, выработали такие качества, как силу воли, выносливость, быстроту реакции, осмотрительность, хладнокровие. Все эти качества очень пригодились во время выполнения боевых заданий.

30 ноября 1939 года начались боевые действия на северной границе СССР. В советско-финляндской войне на её заключительном этапе пришлось участвовать и С.И. Захарову. Он совершил всего лишь шесть боевых вылетов, но приобретённый опыт многого стоил. Слаженно действовал Захаров и его товарищи при бомбёжках укреплений белофиннов на скалистых островах Ладожского озера.

После окончания войны Сергей Захаров с боевыми товарищами возвратился на свою базу. Новички, прибывшие в часть, относились к ним уважительно. Ещё бы: лётчики понюхали пороху, смотрели смерти в глаза!

Долго на базе не задержались. Был получен приказ перебазироваться в Одесский военный округ. Такая передислокация, как позже узнали лётчики, была связана с событиями по воссоединению Бессарабии и Северной Буковины с Молдавией и Украиной.

 

 

С.И. Захаров (во втором ряду в центре) на побывке дома незадолго до Великой Отечественной войны.

 

После успешного завершения дипломатических переговоров 28 июня 1940 года Красная Армия начала освободительный поход в Бессарабию и Северную Буковину. Наши войска двигались двумя эшелонами: в первом находились танковые и кавалерийские части, во втором – стрелковые дивизии. С воздуха их действия прикрывала авиация. Несколько вылетов в эти дни сделал и младший лейтенант С.И. Захаров со своим экипажем. На самолёте СБ он производил разведку, фотографирование, наблюдал за действиями румынских войск до тех пор, пока части Красной Армии не вышли 30 июня на реку Прут.

Судьба военного человека может круто измениться буквально в считанные часы. Неожиданно группа лётчиков, в том числе и Захаров, получила приказ отправиться к новому месту службы – в город Иваново, во 2-ю высшую школу штурманов. Выехали немедленно, взяв с собой лишь маленькие, так называемые «тревожные» чемоданчики с самыми необходимыми вещами. Там узнали, что из авиационных частей страны сюда вызвали лётчиков с целью обучить их летать на самолётах конструкции С.В. Ильюшина – ДБ-3. Этот дальний бомбардировщик был принят на вооружение в 1937 году, но конструкторское бюро продолжало работать над моделью, добиваясь повышения лётно-технических качеств самолёта. Был создан улучшенный вариант машины, который впоследствии получил название Ил-4. На таком самолёте пришлось воевать Сергею Ивановичу Захарову в годы Великой Отечественной войны.

Государственный Комитет Обороны СССР 5 марта 1942 года принял постановление, согласно которому дальняя и тяжёлая бомбардировочная авиация выводилась из подчинения командующему ВВС и преобразовывалась в авиацию дальнего действия – АДД с непосредственным подчинением Ставке Верховного Главнокомандования для выполнения её боевых заданий. В состав АДД было передано восемь дальнебомбардировочных авиадивизий и несколько аэродромов, где имелись взлётно-посадочные полосы с твёрдым покрытием. Это давало возможность экипажам летать практически в любое время года. Вот в такой только что созданный 752-й авиационный полк дальнего действия 24-й авиадивизии АДД и прибыл в один из мартовских дней 1942 года С.И. Захаров. Его зачислили в 1-ю эскадрилью.

В апреле 25 раз поднимал С.И. Захаров в воздух самолёт. Это были тренировочные полёты. И вот наконец в ночь под первое мая было получено боевое задание: нанести удар по железнодорожному узлу Орёл, где было сосредоточено много составов с живой силой и техникой гитлеровцев. Несмотря на возникшие во время полёта осложнения – отказал указатель скорости, Захаров не вернулся на аэродром, согласуя действия с опытным штурманом Леонтием Петровичем Глущенко, вывел самолёт к указанному в боевом задании месту и сбросил бомбы.

Тот первый боевой вылет со свалившимся вдруг сложным испытанием вселил в Сергея веру в свои силы, утвердил как боевого лётчика.

251 боевой вылет по целям ближним и дальним совершил Сергей Иванович Захаров. Летом и осенью 1942 года, когда фашистские полчища рвались к Сталинграду и Кавказу, экипаж С. Захарова в составе штурмана Александра Петрова и стрелка-радиста Леонида Трегубенко с подмосковного аэродрома вылетал бомбить военно-промышленные объекты Кенигсберга, Берлина, Данцига, Штеттина, Варшавы, Будапешта и других городов. Эти полёты проходили в сложных метеорологических условиях. Советских бомбардировщиков в пути и над целью обстреливали фашистские истребители, по нашим машинам вели интенсивный огонь вражеские зенитчики, на пути «илов» вставали гитлеровские аэростаты заграждения, лётчиков ослепляли десятки, а то и сотни прожекторов, из цепких лучей которых не так-то просто было вырваться. Большую опасность представляли грозы, обледенение, так как приходилось лететь на высоте в несколько километров или в сплошной облачности. Неудобства создавала и кислородная маска, а без неё не обойтись: можно потерять сознание от кислородного голодания. Полёты иногда продолжались по 8, 10, 12 и более часов. В кабине не развернуться и передохнуть нельзя: рук от штурвала не оторвать, поскольку на самолёте не было автопилота.

Фронтовые и центральные газеты не раз сообщали о боевых действиях экипажа С.И. Захарова.

Летом 1946 года С.И. Захарова демобилизовали по болезни. Он вернулся в родную Коломну. Духом не пал, нашёл себя и в мирной жизни. С отличием окончил станкостроительный техникум, а потом институт, много лет работал инженером-конструктором на Заводе тяжёлого станкостроения. Не был в стороне от общественных дел. Его избирали депутатом городского Совета, много лет возглавлял совет ветеранов предприятия, активно участвовал в различных городских и областных мероприятиях. Был заботливым семьянином. Вместе с женой Антониной Петровной вырастил четырёх дочерей, радовался на внуков и правнуков. И они отвечали ему любовью и заботой.

 

 


Hosted by uCoz