Сергей Калабухин

Страсти вокруг Лабиринта

Вокруг моего небольшого рассказа «Лабиринт чувств» периодически вспыхивают страсти. Некоторые читатели заявляют, что мой текст – обычная графомания, так как в нём нет понятной им идеи, мир и его законы не прописаны, поступки героев не логичны, ужасы не страшны, а эротика не возбуждает. Иначе говоря: читатель ничего не понял. Я всегда считал, что оправдываться в такой ситуации глупо. Автор не должен объяснять читателю, что именно он написал. Для этого существуют критики. Это они обязаны определять: читатель ли не дорос пока до понимания текста, или автор не смог внятно изложить свои мысли. Проблема в том, что нынешние критики выродились в рекламных агентов «книжной продукции». Они обслуживают продавцов, а не покупателей.

Таким образом, сложилась абсурдная ситуация, в которой автор вынужден оправдываться перед некомпетентными читателями сам. Конечно, можно этого и не делать! Но представьте музеи без гидов. Люди приходят в музей. Они видят картины собственными глазами. Зачем им гид? Но никто из них не считает зазорным послушать объяснения гида, не спорит с ним. А вот в литературе все читатели считают себя специалистами! Они вправе указывать автору, что и где он сделал не так, как им хотелось бы. Что ж, в отсутствие критиков мне придётся самому поработать «гидом».

Во-первых, уважаемые читатели, обратите внимание на название: «Лабиринт чувств». Автор сразу же даёт вам ясный посыл: речь пойдёт не об обычном лабиринте, а о чувствах. Каждый из нас находится под их воздействием с самого рождения. Все мы буквально ежесекундно находимся под влиянием какого-либо чувства, а то и сразу нескольких. Человек постоянно блуждает в собственном лабиринте чувств, часто не зная, куда идёт, и где выход.

Теперь рассмотрим городок, постоянный карнавал в нём и свободное ношение оружия жителями. «В каком мире всё это происходит, каковы его законы, - спрашивает читатель. – Автор ничего не соизволил объяснить!»

Отвечаю: автор всё объяснил в названии. Речь не о каком-то конкретном мире или городке. У любого из нас не только собственный лабиринт чувств, но и свой мир, в котором каждый носит маску. Мы живём, общаясь с довольно узким кругом людей. Это и есть наш городок. Мы хотим выглядеть как можно лучше в глазах окружающих нас людей. Стараемся скрывать собственные недостатки и неблаговидные поступки. Даже мысли! Носим маски.

Отсюда цепочка: карнавал = праздник + маски. С масками всё уже понятно. А праздник? «Мы чужие на этом празднике жизни». Помните? 

Надо ли автору описывать городок и его законы, если вокруг каждого читателя шумит его собственный карнавал? Все мы – участники карнавала, и имеем «оружие» для защиты от чужого вторжения в наше личное пространство.

Следующий упрёк читателей: ужасы не страшат, эротика не возбуждает. Так автор и не ставил таких целей! Он писал не ужастик и, тем более, не эротику. Действие происходит в лабиринте ЧУВСТВ! Все мы в конечном счёте стремимся к счастью. Жаждем его.

«Человек создан для счастья, как птица для полёта!» Помните, кто сказал?

Но как часто человек проходит мимо своего счастья? Не узнаёт его! И даже бежит прочь, устремляясь к ложному идолу. Подобными сюжетами заполнена мировая литература. Сколь часто внешняя красота скрывает внутреннее уродство, и наоборот. Вспомните, хотя бы, Феба и Квазимодо из классического романа на эту тему Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Вот и Алекс, попав в Лабиринт, «судит по одёжке», а потому и ошибается. Бежит от счастья и бросается в объятия чудовища. Чудики – это те, кто встретил собственное счастье, но не узнал его. Они чувствуют, что прошли мимо. Мучаются, пытаясь понять, где и в чём ошиблись. И вновь бросаются в Лабиринт, чтобы, наконец, во всём разобраться. Некоторых открывшаяся правда убивает. Другие так и застревают в Лабиринте, не найдя ответа.

А карнавал бушует! Но рано или поздно кто-нибудь вырывается из толпы и идёт в Лабиринт в поисках счастья…

Автор нарисовал аллегорию, а читатель ищет и не находит банальное фэнтези. Бедняк упрекает строителя дворца в том, что тот не умеет строить хижины. Стоит ли строителю оправдываться перед бедняком? Надо ли «метать бисер» и запихивать в коня корм? Я попытался. Остальное – не в моей власти.

 

Hosted by uCoz