Сергей Калабухин

Рамки этики

 

Решил почистить фидошный архив и наткнулся на кусочек интересной переписки. Думаю, этот кусочек будет интересен не только мне.

Дело было в начале 1999 года. Это было время кипения страстей в литературных конференциях сети ФИДО. Там опытные и начинающие авторы публиковали свои стихи и прозу и бурно обсуждали их при активном участии читателей. Многие из ныне известных и популярных, ещё большее количество менее известных и даже уже прочно забытых писателей-фантастов начинали в этих фидошных конференциях. Я тоже принимал в тогдашних спорах и критических баталиях посильное участие. В январе 1999 года ко мне обратился с личной просьбой некий Станислав Шрамко из Новосибирской сети. Юноша только начинал пробовать свои силы в написании фантастических рассказов. Он опубликовал в одной из конференций свой небольшой рассказ под названием "В рамках этики". Я сделал несколько замечаний. Мой отзыв, видимо, автора полностью не удовлетворил, как и критика других членов конференции. Станислав Шрамко написал мне личное письмо с просьбой более подробно разобрать текст его рассказа. К сожалению, первоначальный вариант у меня не сохранился, но остались два моих письма с критическими замечаниями и третий вариант рассказа.

Чем интересен кусочек нашей со Станиславом Шрамко переписки? Из него видна не только работа редактора с автором, но и то, как я сам судил в то время и свой, и чужой текст, по каким параметрам их оценивал. Видно, как Шрамко реагировал на мои замечания, с чем соглашался, что отвергал.  Обычно работа редактора с автором читателю не видна, предлагается к прочтению лишь конечный результат.  И конечно у каждого редактора свой метод работы с автором. Я начинал четверть века назад так.

Итак, первое моё письмо Станиславу Шрамко:

 

─────────────────────────────────                          

From : Serg KalabuНin         2:5016/5.18     Втр 19 Янв 99 16:31

To : Stanislav SНramko                                                      

File : /В рамках этики./                                                       

 

Нello Stanislav!

 

 SS> В РАМКАХ ЭТИКИ.

 

В общем-то энное время думал над названием. Что ты имел ввиду? О какой этике речь? У Гарри своя этика, у Барса - своя, у Барона -?

Основное противоречие: почему Барс пришёл в банду "зарабатывать" свою женщину, а не просто убить юнцов-караул да увести её, пока остальные дерут глотки в бесплодных спорах? Это ему было вполне по силам. При желании он мог всех их там положить, начав с Гарри, Барона и закончив последним пацаном. Я сомневаюсь, что он не знал, куда пришёл, какие там законы и обычаи. Да и с Гарри судя по всему был знаком давно, т.е. знал, чего от него ждать. Глупо!

Может, Барс действовал в рамках этики "призраков", но Гарри-то уже давно не "призрак", и обязан придерживаться этики совсем другой группы, тем более что является её вожаком. А в степной банде скорее всего не принято отпускать пленных. Тем более Барс существенно подорвал авторитет Гарри как вожака: махом решил все их проблемы и споры с порога предложив решение и проведя это решение МИНИМАЛЬНЫМИ силами, без потерь и радикально. Такие вещи не забываются и не прощаются в стае.

У Гарри не было бы будущего, отпусти он Барса да ещё вместе с пленницей. Гарри вынужден был бросить вызов сопернику, причём вызов смертельный, чтобы у окружающих даже тени сомнения не возникло в серьёзности вызова. Он поступил в рамках этики стаи. Вожак должен отстаивать свой авторитет, если хочет сохранить власть. И глаза он отвёл в конце не потому что струсил (трус никогда бы не стал вожаком стаи и тем более не бросил бы вызов такому противнику как Барс), а потому что на подлый в РАМКАХ ЭТИКИ Барса поступок его толкнула этика стаи. Гарри знает ОБЕ этики и видит свой поступок с позиции Барса. Барс тоже хоть и с роковым опозданием понимает вынужденность поступка Гарри, потому и уходит, не приняв вызова, без единого выстрела.

Сомнительно, чтобы такой боец как Гарри случайно убил только женщину, тем более, что Барс пытался закрыть её своим телом. Гарри мог убить обоих, но не сделал этого именно потому, что хотел не подло убить, как решил глупый по молодости Барон, а именно бросить вызов, прекрасно осознавая мизерность своих шансов на победу в поединке.

Этика Барона мне менее ясна. Вообще видение происходящего происходит как-то так, что смешивается авторское и "Баронское". Не могу отделаться, что автор и Барон - одно лицо. Это плохо. Такого смешения быть не должно. Возможно, поэтому этика Барона столь смутна и неопределённа. По идее он должен придерживаться этики стаи, но на деле он выступил против стаи на стороне пришельца. Это не естественно. Разве что "любовь с первого голубого взгляда"? Но это уже в рамках другой этики    ;)

Я не знаю, кто такие "призраки", но, судя по их возможностям, Барс не должен был так лажануться. Должна быть веская причина: былая дружба с Гарри, ели из одного котелка, пуд соли съели, под одной шинелью спали, тащил один другого раненого 20 км с поля боя и тд и тп. Иначе - глупо.

Образ Барона несмотря на максимальное описание наиболее противоречив. Вот Гарри - наиболее цельный образ, законченный и логичный.

Вот в таком ракурсе я вижу твой рассказ. Возможно, ты вкладывал в него нечто иное. В таком случае - не получилось. Не обязательно у тебя. Вполне возможно, у меня нелады с восприятием. Бывает.    ;)

Тонкости языка обсуждать надо? Я почти не вижу у тебя исправлений. Фразы, к которым я придирался, вроде остались без изменений. Подними моё старое письмо и увидишь. Не повторять же мне свои замечания по кругу!    ;)

 

Serg

* Origin: Odyssey (2:5016/5.18)

─────────────────────────────────

 

Очевидно, что я не стал просто переписывать текст Шрамко по-своему, предоставив автору самому решать, каким должен быть рассказ. Вместо навязывания своего "единственно правильного мнения", я предложил тому дискуссию. И ответ Шрамко показал, что я своими замечаниями заставил его всерьёз задуматься над тем, что он пишет. Вот его первый ответ:

 

───────────────────────────────────                            

From : Stanislav SНramko    2:5000/111.40   Чтв 21 Янв 99 19:22

To : Serg KalabuНin                                                         

Subj : /В рамках этики./                                                      

 

\│/ Радуйся, Serg!

 

Огромное спасибо. Я прочитал твоё письмо, отыскал старые, выматерился - и... начал переписывать набело, в третий уже раз. Но, поскольку эта вещь намеревается положить начало повести, - я как-то не в претензии. Очень тебе благодарен. Если тебя не затруднит - я хотел бы получать от тебя критику. Ты не против?

 

 SK> В общем-то энное время думал над названием. Что ты имел ввиду? О какой этике речь? У Гарри своя этика, у Барса -своя, у Барона -?

 

О этике Барса, в основном. Получилось же - и об этике Барса, и об этике Гарри. Ну и о внимательном и чутком зрителе "поединка двух этик".

 

 SK> Основное противоречие: почему Барс пришёл в банду "зарабатывать" свою женщину, а не просто убить юнцов-караул да увести её, пока остальные дерут глотки в бесплодных спорах? Это ему было вполне по силам... Глупо! Может, Барс действовал в рамках этики "призраков"...

 

Может, просто - этики людей?.. По которой не убивают друзей?

 

 SK> но Гарри-то уже давно не "призрак", и обязан придерживаться этики совсем другой группы, тем более что является её вожаком. А в степной банде скорее всего не принято отпускать пленных... Тем более Барс существенно подорвал авторитет Гарри как вожака... Такие вещи не забываются и не прощаются в стае. У Гарри не было бы будущего, отпусти он Барса да ещё вместе с пленницей... Он поступил в рамках этики стаи.

 

Точно.

 

 SK> Вожак должен отстаивать свой авторитет, если хочет сохранить власть. И глаза он отвёл в конце не потому что струсил (трус никогда бы не стал вожаком стаи и тем более не бросил бы вызов такому противнику как Барс), а потому что на подлый в РАМКАХ ЭТИКИ Барса поступок его толкнула этика стаи. Гарри знает ОБЕ этики и видит свой поступок с позиции Барса.

 

Мяушки. Прусь от этого куска текста. Ты умеешь раскладывать по полочкам.

 

 SK> Барс тоже хоть и с роковым опозданием понимает вынужденность поступка Гарри, потому и уходит, не приняв вызова, без единого выстрела. Сомнительно, чтобы такой боец как Гарри случайно убил только женщину, тем более, что Барс пытался закрыть её своим телом.

 

Да, так и было задумано.

 

 SK> Гарри мог убить обоих, но не сделал этого именно потому, что хотел не подло убить, как решил глупый по молодости Барон, а именно бросить вызов, прекрасно осознавая мизерность своих шансов на победу в поединке. Этика Барона мне менее ясна.

 

Барон молод, и вряд ли его этика уже полностью "устаканилась". Точнее, устаканилась - да вот только бунтарская, _непохожая_. С такой не примкнуть ни к обывателям, ни к заурядным бандитам. Вот и сбёг - сначала в Степь, потом ушёл с Барсом. А?

 

 SK> Вообще видение происходящего происходит как-то так, что смешивается авторское и "Баронское". Не могу отделаться, что автор и Барон - одно лицо. Это плохо. Такого смешения быть не должно.

 

Ты прав, прав, тысячу раз - прав! Этого и не подразумевалось!

 

 SK> Возможно, поэтому этика Барона столь смутна и неопределённа.

 

Он одиночка и наверняка чувствует несоответствие уровня своей стаи (и этического тоже) самому себе. Из таких, как он, и выходят всяческие Клайды и Барсы... Тот же сорт, как тебе эта мысль?

 

 SK> Я не знаю, кто такие "призраки", но судя по их возможностям, Барс не должен был так лажануться.

 

"Призраки"... Напишу кусочек, ибо тема давно ждёт.

 

 SK> Должна быть веская причина: былая дружба с Гарри, ели из одного котелка, пуд соли съели, под одной шинелью спали, тащил один другого раненого 20 км с поля боя и тд и тп. Иначе - глупо.

 

Бывшие братья по оружию, - ты прав.

 

 SK> Образ Барона несмотря на максимальное описание наиболее противоречив. Вот Гарри - наиболее цельный образ, законченный и логичный.

 

Дык, он-то больше не будет фигурировать. "Мавр сделал своё дело."

 

SK> Вот в таком ракурсе я вижу твой рассказ. Возможно,ты вкладывал в него нечто иное. В таком случае - не получилось. Не обязательно у тебя. Вполне возможно у меня нелады с восприятием. Бывает     ;)

 

Нету у тебя неладов с восприятием, ты просто чуть иначе расставил акценты.

 

 SK> Тонкости языка обсуждать надо? Я почти не вижу у тебя исправлений.

 

Буду, буду исправлять! За шероховатости в огранке текста _нужно_ наказывать.

 

Удачи! С уважением, Stanislav SНramko.

--- ∙TНE∙LYNX∙·∙Novosibirsk∙Russia∙·

 * Origin: Немножко кофе, немножко секса... (2:5000/111.40)

─────────────────────────────────

 

Станислав Шрамко в третий раз переписал свой рассказ, учтя некоторые мои замечания, и вынужденно расширил его, чтобы раскрыть неясные в предыдущих вариантах моменты. Работал, судя по дате, полтора месяца, и вот что у него получилось:

 

────────────────────────────                     

From : Stanislav SНramko   2:5000/111.40   Чтв 11 Мар 99 01:09

To : Serg KalabuНin                                                         

Subj : На рецензию                                                            

 

Ныне радуйся, Serg!

 

Станислав Шрамко

 

В РАМКАХ ЭТИКИ

(летопись первая)

 

И плюх да скрип, сырое небо бороздя головой,

Его учили улыбаться во сне -

Идёт седьмого идиотского полку рядовой -

Твоя надежда в этой странной войне.

А мимо мёртвые деревья вдаль плывут, как вода,

По их ветвям струится розовый дождь.

Они молчат, поскольку знают, для чего и куда

Своё оборванное войско ведёшь.

О.Медведев.

 

В пальцах спички ломаются одна за другой,

Но окончен наш бой, всё, что было - с собой.

И ни мёртвым, ни живым не удастся понять,

Почему на войне не грешно убивать...

Л. Смеркович.

 

...Делаю шаг в никуда. Впереди - пыль, неизменный полынный запах...

Путник. Издалека его фигурка на бесконечном ковре жухлой травы кажется нелепой насмешкой, глупой выходкой, - словно в иссохшееся лицо Королевы Степей брошен вызов. Я наблюдаю с гряды холмов за тем, как он идёт. Хорошо идёт, хотя здесь он явно чужой. Держится...

Пытаюсь рассмотреть чужака. Камуфляж, странный свёрток за спиной, оружия нет...

Мне отрадно представлять, как ему тяжело: ветер, наверняка, швыряет в загорелое лицо полными горстями песок, трава норовит запутать ноги... Но ведь он идёт!

И почему-то я - впервые за долгие годы - не сомневаюсь. Этот - дойдёт. Я знаю о том, кто он, едва коснувшись взглядом скрывающейся от меня за горизонтом фигурки.

Я почти знаю, кто он...

Сухой ветер. Усталость. Пыль.

Долгий взгляд нечеловечески пристальных глаз провожает человека, идущего сквозь...

Степь.

 

* * *

Небо на закате стало к вечеру мрачным, ветер - холодным и жёстким. Степь, выстланная морозной крупкой и редкими пучками жухлой травы, по-своему радовалась приходу зимы. Радовалась так же мрачновато и жестоко, как и во все прочие времена года, исключая, пожалуй, лишь весну.

Ветер выл за окнами трейлеров, где, казалось, начиналась буря. Обычной вечерней тишины не было и в помине. Злость и безнадёжность тоже не могли помочь этой самой тишине вступить в свои права. Становище, ворочаясь, как старый пёс, устраивалось на ночь, а в одном из фургонов горела теми же злостью и безнадёжностью сходка мужчин, добытчиков и кормильцев. Воинов.

Безнадёжность и злость - это когда в становище остаются тридцать человек из восьмидесяти, причём половина -  женщины и дети, а на подходе - злая зима, от которой только глупец будет ждать хорошего.

Какие зимой беды у кочевников? Первая, разумеется, холода. Нет ни топлива, ни еды, ни денег, чтобы пережить два суровых месяца. Вторая - самая, пожалуй, страшная - другие кочевники. А именно - стая Волков. Когда две стаи встают на зимовку в девяти милях друг от друга - войны не миновать. И третья - нет добычи. Прижимисты стали купцы, прижимисты и злы. Таскают за собой охрану, тратя на наёмников куда больше из своего кармана - лишь бы не заплатить ни одной из стай.

В Степи всё чаще говорили о том, что Город решил изжить кочевников. Вылечить, мол, захотели Степь, и плевать купцам, что здесь тоже люди живут, тоже человеки. Вот и спорят мужчины в становище о том, как извернуться, как удержаться - как выжить, оставшись... Вот и кричат друг на друга, колотя в сердцах кулаками по столу.

А среди них очень мало бывает ветеранов. Есть Гарри - и больше никого. Либо погибли, либо ушли - так часто бывает. Гарри уже за тридцать, а он всё ещё жив и уважаем - не болен, не увечен, не умирает от радиации, - и притом остаётся лучшим воином стаи. С Севера он, "выходец" в Степь. Не здесь рождённый.

Все прочие - не старше двадцати пяти. Не слишком умелые в обращении с оружием и в разговорах с купцами.  Исключая, пожалуй, Барона. А Барону-то что спорить, - он-то так и так выживет. Талант у него такой - выживать.  В любых обстоятельствах. А среди молоди в становище утверждаться, наверх лезть - опасно это. Гарри не позволит. Гарри все боятся, хотя и Барон - сволочь не из последних.

Вот и сидят двое по углам трейлера - Барон и Гарри. Барон, как обычно, развалился чёрной гибкой тенью в кресле в деланно небрежной позе. Тонкий, высокий, с виду вроде расслаблен. Но он, как кот - с виду всегда расслаблен. Опасен он, правда, тоже всегда.  Из любого мыслимого положения. Боевой, бритвенной остроты, нож - за голенищем, револьвер - на поясе. Вот и расслаблен - а что ему напрягаться?

Гарри же, пожалуй, расслабляться уже не умеет. Отвык. Эх, тяжела ты, участь вожака! Огромный он, крепкий.  Человечище. В хаки затянут мощный торс, рукава закатаны по локоть. Груда мышц. Стрижка короткая, армейская, волосы совершенно седые. Вот он -  вожак. Тяжёлый и лишь едва медленнее Барона, а весит, пожалуй, вдвое больше. Ветеран. У левой руки, увитой шрамами и внушающей всяческое уважение любопытствующему, на столе (чтоб поближе взять) постоянно - огромный тесак. Ходили по становищу слухи, что Гарри на севере служил в карательном отряде.

А молодь - что молодь? Нету среди них ни бойцов, ни командиров. Новички. Спорят до одури, до сорванных глоток. Прочие - на постах вокруг становища, а эти - спорят. Конечно, заспоришь тут, когда иначе идти на ветер и холод, в дозор! И от скуки тоже - заспоришь. Новички. Не сразу поняли, когда через комнату стремительным вихрем успел пролететь Барон, выхватывая свой нож. Просто не успели. Когда, когда, чёрт возьми, Гарри переместился вправо, - и откуда он вытащил свой отменно пристрелянный "магнум"?!

В дверь за секунду до того тихо и вежливо постучали. Никто из караула не стал бы вежливо стучаться, отлучившись с поста - или звал бы подмогу, или не осмелился бы никуда уйти до подхода смены. Любая из женщин становища вошла бы без стука. Детей же сюда просто не впускали.

Молодь замерла на местах - они уже были сконфужены и уязвлены собственной беспечностью.

- Входи! - громко распорядился Гарри, обращаясь к "посетителю". К тому, кто осмелился прийти в становище, под стволы и ножи, не считаясь с желанием хозяев выбирать гостей самим.

Дверь отворилась и плавной, лёгкой походкой в помещение вошёл человек, одетый как кочевник. Но в нём сквозила та нотка отчуждения, по которой причислить его к своим было просто невозможно. "Старик" - вполне возможно, что ровесник Гарри. Невысокий. Сухой и жилистый, по-армейски подтянутый. Без оружия. Во всяком случае, без видимого оружия.  Чисто выбрит, короткие чёрные с проседью волосы - взъерошены.  Слегка улыбается. Взгляд - не менее цепкий, чем у самого Гарри. Странный человек. Однако куда более странным кажется то, что Гарри улыбается в ответ. Очень насторожённо улыбается.

- Барс?

- Да, Гарри. Это я, - а голос негромкий, вкрадчивый без примеси издёвки, - Барс.

- Что тебе нужно?

- Ты постарел. Сначала ставишь часовым настолько трусливого мальчишку, что тот пугается чужака до беспамятства, потом задаёшь такие вопросы. - Незнакомец слегка улыбнулся.

- Что с Фрицем? - слишком быстро переспросил Гарри, чтобы можно было выдать нахлынувшее беспокойство за праздный интерес.

- Он вполне здоров. В отключке часа на четыре, - успокоил его визитёр, небрежным взмахом руки словно отметая все прочие варианты. - Перейдём к делу?

И, завидя неуверенный кивок вожака, продолжал:

- Зара. Пленница, взятая вами в последнем набеге. У меня нет денег, чтобы её выкупить, однако я могу предложить нечто в духе старых добрых "призраков".

- Что же?

- Я помогу вам уничтожить Волков. Завтра вечером.

- Да?! Их там не меньше сотни!

- Я предлагаю штурм.

Слово легло итоговой чертой, под которой осталось дописать эпитафию этому забавному психу, после чего закопать его и позабыть.

Смех молоди прекратился сам по себе, едва они заметили, что ни Барон, ни Гарри - не смеялись. Даже не улыбались. Смотрели друг на друга оценивающе. Понимающе.

- Мы никогда не отпускали пленников, - сказал Гарри - словно пробный камушек кинул.

- Пойдём втроём, - продолжал Барс, недовольно поморщившись, - от этих тупиц всё равно не будет толку.

- Мы справимся? - неуверенно спросил Гарри.

- Мы - "призраки".

 

* * *

 

Вечером Барон набрался смелости и пришёл к гостю. Тот уже успел увидеться с Зарой - им выделили только пятнадцать минут на встречу.  Барс сидел на расстеленном на полу матрасе, перебирая струны чёрной матовой гитары. Песня струн была болью и отчаянием, грустью и тихой радостью.  Барон сел рядом, расслабился - и погрузился в странное забытьё, навеянное музыкой. Почему-то он вспоминал своё детство в Городе, где было много всякого, от частных школ единоборств - до магазинов, которые на ночь оставались почти без охраны. Часто было нечего есть, и приходилось воровать. Приходилось добывать деньги и старательно обрастать связями. Были там и зимние ночи, проведённые на улице, и драки, перетекающие в избиения, и короткие встречи со столь же жестокими, сколь и продажными стражами порядка. Не было только веры в то, что жизнь не сводится к сплошным дракам за право существовать. А сейчас - появилась, появилась непонятно откуда, выдернутая этой непонятной мелодией - иррациональной и уводящей, появилась и загорелась искрой в груди!

Упругие удары ногтями по струнам, органичные и мягкие перемещения пальцев по ладам, рождающиеся при этом звуки - всё было в диковинку. Такого Барон не видел и не слышал никогда, ведь забредавшие иногда в Город музыканты только пели, да играли на флейтах или губных гармошках.

Мелодия в очередной раз плавно изменилась. Теперь она, не утратив основной темы, стала напряжённой, жёсткой, истинно бойцовской.  В ней виделись очертания крутых черепичных крыш с высокими трубами - и грациозный кот-бродяга, гуляющий по ним.  В песне чувствовались постоянная готовность к прыжку и гибкая, увёртливая сила. Барон слушал. Барс отложил гитару, когда мелодия затихла, дойдя до логического завершения.  "Спасибо" - кивнул Барон. А вслух спросил:

- Как называется это...  -  и замолк, не сумев подобрать нужное слово.

- Это - блюз, -  ответил Барс и, доставая из нагрудного кармана сигарету, слегка улыбнулся мальчишке лет на пятнадцать себя младше, но мальчишке, которому уже довелось   повидать всякого. Который понимал музыку и умел убивать. Как и сам Барс в его годы.

 

* * *

 

- Как ты пришёл сюда?

- Скажем, любовь помогла.

- Но...

- Да ты сам помнишь. Поезд в никуда.

- Но я же закрыл то дело.

- После тебя были и другие.

- Маги?

- Люди. Это иногда больше.

- Я сжёг папку.

- А я сходил в тоннель.

- Ты бы не смог.

- Я - здесь.

- Зачем ты здесь?

- Ты и сам знаешь.

- Здесь есть другие?

- Из ведомства?..

- Да.

- Нет, я пришёл один.

- Ты пришёл за мной?

- Нет. За Ней...

 

* * *

 

Три   человека ехали через степь на старом рыдване - слегка переделанном и кое-как возвращённом к ходовому состоянию открытом джипе. Пистолеты, автоматы и ножи были у каждого.  Холодно и ветрено, однако быстро и безопасно.

Остановили джип в двух милях от становища чужой стаи и заскользили в сумерках к огням трейлеров, стараясь соблюдать тишину - чтобы не потревожить тех, кто уже спит.

Главным из человеческих недостатков Барс почитал излишнюю самоуверенность. Недостатком этим Волки, видимо, грешили вовсю: на посту снаружи становища оказался всего лишь один часовой - парнишка лет девятнадцати.

Барон с изумлением наблюдал, как Барс медленно полз к часовому, а потом, взвившись в воздух и дважды блеснув лезвием ножа - приземлился рядом с уже безжизненным телом неизвестного мальчишки, подхватывая, чтоб не было шума, автомат.  Всё было проделано беззвучно, причём в считанные секунды. Барон сомневался, что кто-то сможет побить этот страшный рекорд.

Дальше, когда они втроём бежали в полной темноте вокруг становища, мимо трейлеров, сомкнутых в кольцо ржавыми цепями, мгновенно переступая через падающие под ноги трупы, когда прятались в импровизированные укрытия от внезапных выстрелов или шли сквозь скопления врагов, - Барон так и не смог понять, сон это или не сон.  Две страшных фигуры сеяли смерть, то и дело расходясь в разные стороны - для того, чтобы встретиться снова метрах в пятидесяти от точки, в которой они разошлись.

Это было просто и жутко, запредельно жутко даже для бывшего беспризорника и участника городских разборок.  Слишком уж всё происходило расчётливо, без малейшей примеси чувств - слишком быстро, слишком жестоко и слишком равнодушно!

Барс где-то успел обзавестись бронежилетом - изрядно заляпанным кровью, но вполне целым - класса "А", то есть "полная защита", а фактически - дарующим полную неуязвимость обладателю. Барону было страшно думать, каким образом можно за короткое время снять с человека такую махину. Да ещё и откуда можно буквально за четыре секунды, проведённые в трейлере, вытянуть тяжёлый пулемёт?! Он старательно не думал на эту тему, сосредотачивая внимание на точности движений и скорости перемещений, однако он настолько же уступал Барсу, насколько сам превосходил скопище молокососов в собственном становище. Ровно настолько, что количество противостоящих не играет роли. Почти никакой.

Ножи уже спрятались в ножны.  Зато пулемёт и два автомата били почти без умолку, шипя обгорающей смазкой.  Падали, падали и падали непобедимые бойцы, Волки, которые намеревались стать единственной стаей Степи - и явно стали бы, если бы не появился чужак...

Резко жахнул взрыв почти под ногами, и лишь спустя вечность, оказавшуюся мгновением, Барон осознал, что его спас, рванув в сторону от верной смерти - или от увечья; неизвестно, что хуже, - вездесущий и везде успевающий Барс.

 ...Закончилось всё как-то буднично; сразу. Стало тихо, если не считать криков вездесущего воронья. Становище было разорено, усеяно трупами, уничтожено.

- Я выполнил обещание? - тихо спросил Барс, методично обтирая лезвие ножа о штанину своего камуфляжного комбинезона.

Гарри кинул в рот пару стимулирующих таблеток и признал:

 - Да.

 

* * *

Провожали чужаков всем становищем. Странная пара с минимумом пожитков уходила в Степь по направлению к Городу, держась за руки.  Картинка была на редкость красивой - для тех, кто до сих пор не избавился от совершенно неуместного для мужчины желания вылавливать и запоминать такие сентиментальные картинки.

Было тихо. Но вдруг Гарри громко крикнул:

- Барс! Тот повернулся и...

  ...тишину разорвал грохот выстрелов...

...тотчас кинулся влево, сбивая с ног, прикрывая собой...  Но поздно. Тоненькая, смуглая, темноволосая, как тростинка, девчонка - Зара - медленно оседала на смёрзшийся грунт, изуродованная пятью ранами. Две пули - в сердце, одна - в горло.  Две других не опасны, но какое это имеет значение ТЕПЕРЬ?

Приоткрыла глаза, хотела что-то сказать - не сумела.

Короткими толчками вытекала из ран кровь.

Короткими толчками выбивалась из тела жизнь.

 

Пришедшая на смену звукам выстрелов тишина стала полной. Абсолютной. А вместе с нею и страх навис над становищем, словно материализовавшись - совершенно осязаемым и бездушным существом. Имевшим, по-видимому, черты чужака. Барса.

Никто не думал, что чужак сможет просто встать и уйти.  Он и не ушёл. Сначала он ударил о камень гитарой и переступил через обломки корпуса и вьющиеся серебряные нити струн.

- Не отпускаешь пленников, да, слизняк?! - тихо спросил он со страшной издёвкой и посмотрел на Гарри. Глаза встретили в холодной безразличной пустоте нахлынувшего одиночества чужие глаза, глаза врага, вонзились в них и будто сжалось внутри что-то осознанием зависимости и обречённости. И Гарри, не выдержав этого взгляда, потупился и замер - трусливая собака в ожидании хозяйской расправы.

Никто не думал, что Барон побежит к чужаку, выхватывая оружие - чтобы встать рядом. Никто не мог предполагать, что Барон - смертельно опасный, расчётливый и сильный Барон - крикнет Барсу:

 - Я иду с тобой!

И уж точно никто не мог предположить, что, в какое-то мгновение, поцеловав на прощание в губы и в лоб ту, которую не смог уберечь, пройдя столько миль и убив стольких, что давно сбился со счёта - поцеловав и смежив веки ей, Единственной, Заре, любимой больше, нежели сама жизнь, - Барс найдёт в себе силы именно УЙТИ, уйти вместе с этим юнцом. Без единого выстрела.

 

* * *

...Делаю шаг в никуда. Впереди - пыль, неизменный полынный запах...

Путников двое. Пытаюсь рассмотреть чужака, и уже совсем, совсем ясно вижу то, что почувствовал сразу. Он - действительно Чужак.

Пришедший Извне.

Так же, как и я.

 

С уважением,

        Станис Шрамко.

* Origin: Это дерзость, но это в крови... (2:5000/111.40)

─────────────────────────────────

 

Видно, что Шрамко учёл некоторые мои рекомендации. Однако, то, что ему пришлось добавить в текст, вызвало у меня новые вопросы и замечания.

 

────────────────────────────────                       

From : Serg KalabuНin          2:5016/5.18     Пон 15 Мар 99 20:45

To : Stanislav SНramko                                                      

Subj : На рецензию                                                            

 

Нello Stanislav!

 

Не пора ль тебе начать следующую летопись?        ;)

Эта у тебя расширяется, но не углубляется.       :(

 

SS> ...Делаю шаг в никуда.

 

Что за персонаж? У меня он вызвал довольно странные ассоциации: сначала - стервятник из "Золото Маккены". Помнишь?

"Птицы - не люди, и не понять им,

 Что нас вдаль влекёт.

 Только стервятник, старый гриф-стервятник

 Знает в мире что почём.

 Видит стервятник день за днём,

 Как людьми мы быть перестаём,

 Друзей ближайших предаём."

 

В конце - колдун-рассказчик из "Конана" (фильм).

 

SS> Пытаюсь рассмотреть чужака. Камуфляж, странный свёрток за спиной...

 

Барс одет в камуфляж. Запомним.

 

 SS> Я знаю о том, кто он...

 

Коряво! "Я узнал, кто он..."   "Я понял, кто он..."

 

SS> Я почти знаю, кто он... Сухой ветер. Усталость. Пыль. Долгий взгляд нечеловечески пристальных глаз провожает человека, идущего сквозь... Степь.

 

Как-то неестественно речь от первого лица переходит в авторскую.

 

SS> не умирает от радиации, - и притом остаётся лучшим воином стаи. С Севера он, "выходец" в Степь. Не здесь рождённый. Все прочие - не старше двадцати пяти. Не слишком умелые в обращении с оружием и в разговорах с купцами.  Исключая, пожалуй, Барона.  А Барону-то что спорить, - он-то так и так выживет. Талант у него такой - выживать.

 

Главарь с Севера, но ведь Барон тоже "выходец". Оба - лучшие. Местные кадры вообще "не пляшут"? По идее местные должны с детства обучаться "ремеслу". У настоящих кочевников с трёх лет садятся на лошадь и учатся владеть луком. Твои коренные бандиты - сущие неумехи.    :(

 

SS> едва медленнее Барона, а весит, пожалуй, вдвое больше. Ветеран.

 

Ветеран чего?

 

SS> У левой руки, увитой шрамами

 

и наколками (извини - так и просится на язык)        ;)

 

SS> на столе (чтоб поближе взять) постоянно - огромный тесак.

 

Почему не магнум? Ведь именно его он потом схватит!

 

SS> Не сразу поняли, когда через комнату стремительным вихрем успел пролететь Барон, выхватывая свой нож.  Просто не успели.

 

Куда пролетел и зачем?

 

SS> Когда, когда, чёрт возьми, Гарри переместился вправо, - и откуда он вытащил свой отменно пристрелянный "магнум"?! В дверь за секунду до того тихо и вежливо постучали.

 

Просто постучали, никто не ворвался, к чему эти перемещения "вправо" и тп?

 

SS> Дверь отворилась и плавной, лёгкой походкой в помещение вошёл человек, одетый как кочевник.

 

Камуфляж - одежда кочевника? И только кочевника?

 

SS> - Пойдём втроём, - продолжал Барс, недовольно поморщившись, - от этих тупиц всё равно не будет толку.

SS> - Мы справимся? - неуверенно спросил Гарри.

 

Лучше бы "неуверенно спрашивал" Барон.

 

 SS> - Как ты пришёл сюда?

SS> - Скажем, любовь помогла.

SS> - Но...

SS> - Да ты сам помнишь. Поезд в никуда.

 

и тд - малопонятный диалог.        :(

 

SS> Барон с изумлением наблюдал, как Барс медленно полз к часовому, а потом, взвившись в воздух и дважды блеснув лезвием ножа - приземлился рядом с уже безжизненным телом

 

У спец.войск лезвия ножей не блестят. Или он кухонным?       ;)

 

SS> Путников двое. Пытаюсь рассмотреть чужака, и уже совсем, совсем ясно вижу то, что почувствовал сразу. Он - действительно Чужак. Пришедший Извне. Так же, как и я.

 

Кто же это всё-таки? И почему Барон - не чужак?

И всё же образ Барона остался смутным.      :(

Кроме того, Зара тоже - просто имя. Где и как её захватили? Почему Барс просто не выкрал её? Если б она находилась в том вагончике, где вся кодла сидела (обслуживала, решалась её судьба: рабство, замужество, выкуп), тогда хоть какое-то объяснение было. А так, часового убрал, бери девку и беги, а он попёрся договариваться. Зачем?

 

Serg

* Origin: Odyssey (2:5016/5.18)

─────────────────────────────────

 

Пока Станислав Шрамко вновь перерабатывал свой рассказ и, возможно, работал над его продолжением, я в одной из фидошных литературных конференций раскритиковал текст одного из авторов Новосибирска. Разумеется, на защиту "своего" дружно встала вся тамошняя стая. Шрамко оказался её активным членом и, в отличие от своего литературного героя, Барона, остался в стае. С моими критическими замечаниями обычно мало кто осмеливается спорить - гораздо проще перейти на личные оскорбления. Среди прочих членов новосибирской стаи и Станислав Шрамко сподобился плюнуть в мой адрес. А я не из тех, кто прощает оскорбления.

Когда через некоторое время страсти утихли, другие темы и баталии стали занимать участников конференции, Шрамко, как ни в чём не бывало, прислал мне на отзыв свой переработанный текст. Я ответил, что не хочу и не буду помогать тому, кто без всякой причины оскорбил меня. Тогда Шрамко прислал мне письмо с извинениями и попросил возобновить наше сотрудничество. Я ответил, что оскорбление было публичным, поэтому и извинения должно прозвучать публично. Но юноша не решился пойти против своей стаи. Поэтому я не знаю дальнейшую судьбу его рассказа "В рамках этики". Этот талантливый юноша, если память мне не изменяет, ушёл из жизни очень молодым, так и не успев выработать собственную этику.

В дальнейшем я другими методами редактировал чужие тексты, каждый раз иными. Их было не так уж много, пальцев одной руки хватит. Но это уже другие истории.

 

Коломна, август 2023 г.