Сергей Калабухин

ИТОГИ 2020

Коломенский писатель Алексей Курганов для одной из местных газет взял у меня интервью, которое должно было выйти в конце декабря этого года, но по каким-то причинам не было напечатано. Свои вопросы, как это сейчас принято, Алексей задал мне дистанционно, вот они:

 

- Итоги года (публикации, сборники, участие в литературных конкурсах, прочих литмероприятиях)

- Кого из коломенских литераторов прочитал за этот год? Твои мнения.

- Планы на 2021-й.

 

Прошедший год для меня в плане литературного творчества оказался малопродуктивен. Очевидно, сказалась тревожная обстановка, связанная с коронавирусом. Творчество требует отрешённости от реальности, сосредоточенности на тексте, чему весьма мешает всеобщая истерия и страх перед заразой. Поэтому я больше читал, чем писал. Читал много русской классики и мало современных авторов. Романы Ивана Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» подвигли меня к написанию большой критической статьи «Обломовщина - построение Рая». Конечно, я мог написать по этим романам три отдельные статьи и тем самым немного увеличить количественные показатели моего труда за истекший год (шутка!), но сам Гончаров считал все три своих романа единым произведением, показывающим разные этапы развития «западничества» в России. Как известно, западники отождествляют подражание европейским стандартам с прогрессом, а всё русское считают отставанием и варварством. Гончаров попытался проиллюстрировать данную теорию, и я в своей статье показываю, как он это делает, и доказываю, что все три его попытки закончились крахом. Статья «Обломовщина - построение Рая» опубликована в двух российских и одном русскоязычном английском журналах.

Кроме романов Ивана Гончарова я прочитал «На ножах» Николая Лескова, «Приваловские миллионы» и «Золото» Дмитрия Мамина-Сибиряка. Была мысль написать статьи и на эти произведения русских классиков, но я от неё отказался. Роман Лескова мне понравился, и имеющиеся в нём огрехи показались мне незначительными на фоне достоинств. Романы же Мамина-Сибиряка на мой взгляд весьма вторичны и возмутительно русофобски даже в сравнении с квазитрилогией откровенного западника Ивана Гончарова.

Читал я, разумеется, и современную прозу. Роман одного из авторов поразил меня настолько, что я вынужден был написать на его произведение критическую статью. Это некий Яков Шафран. Он - член Союза писателей и переводчиков Московской городской организации СПР, лауреат Всероссийской литературной премии «Левша» им. Н.С. Лескова за 2013 г. в номинации проза, лауреат 53-го конкурса Фонда ВСМ, член редколлегии и ответственный секретарь ордена Г.Р.Державина литературно-художественного и публицистического журнала «Приокские зори», член литобъединения «Пегас» при Тульском отделении Союза писателей России, а также один из организаторов и член тульских православных литературных клубов: «Ковчег» и «Родник».

«Психологический роман» Якова Шафрана «Восхождение» вышел в 2020 году под эгидой Академии российской литературы в Библиотеке журнала «Приокские зори». К сожалению, автор поторопился выпустить роман в свет: он пока весьма «сырой», нуждается в серьёзной редакторской и корректорской правке. Мне пришлось написать подробную статью, в которой я постарался указать на основные недостатки романа Якова Шафрана. А там есть ещё и масса мелких погрешностей.

 Роман «Восхождение» по словам самого автора писался не в спешке, а несколько лет: с 2008 по 2019 годы. Поэтому трудно понять, почему Яков Шафран выпустил в свет столь неряшливо сляпанный текст. Это неуважение к читателю или отсутствие в Туле профессиональных редакторов и корректоров? Подобное «творчество» настолько возмутило меня, что пришлось откликнуться на него критической статьёй «Восхождение грешника или нисхождение праведных?», которая была опубликована в журнале «Клаузура».

Самое поразительное, что разные авторы не стесняются использовать один и тот же давно известный и отработанный сюжетный приём. Например, в прочитанных в этом году произведениях мне встретился такой штамп. В романе Ивана Гончарова «Обрыв» молодой чуть старше тридцати лет бездельник приезжает из столицы в небольшой провинциальный город и поселяется в своём родовом имении, которым управляет его бабушка. Вместе с бабушкой в доме живут две молодые девушки. Приехавший бездельник сначала пытается приударить за младшей, но та считает его братом и по наивности не понимает его любовных намёков. Тогда ловелас переключается на старшую сестру и неожиданно сам в неё влюбляется. Но та, оказывается, влюблена в другого, изгоя общества, который в конце концов её и обесчестил.

В романе «Приваловские миллионы» молодой чуть старше тридцати лет бездельник приезжает из столицы в небольшой провинциальный город и первым делом навещает старого друга своего покойного отца. У того имеется дочь, в которую приехавший бездельник немедленно влюбляется. Но та, оказывается, влюблена в другого, изгоя общества, который в конце концов её и обесчестил в глазах родителей и общества.

В романе Якова Шафрана «Восхождение» молодой чуть старше тридцати лет бездельник приезжает из столицы в небольшой провинциальный город и поселяется в доме своей бабушки. Вместе с бабушкой в доме живут две молодые девушки. Приехавший бездельник сначала пытается приударить за младшей, но та высмеяла его попытку. Тогда ловелас переключается на старшую сестру и неожиданно сам в неё влюбляется. Но та, оказывается, влюблена в другого, и один местный негодяй в конце концов её обесчестил.

Подобные сюжетные совпадения меня сильно возмутили. Я даже хотел написать об этом статью, но потом передумал. Всё же при некотором сходстве сюжетных линий все эти романы довольно различны.

Вот и все мои успехи на ниве публицистики в 2020 году.

Что касается художественной прозы, то я так и не сподобился написать что-либо новое ни в жанре фантастики, ни в других. Задумки и сюжеты появлялись, но как-то всё откладывалось на потом, а это «потом», к сожалению, так и не наступило. Возможно, что-то из задумок осуществится в следующем году.

Зато в этом году меня потянуло к поэзии. Я не из тех, кто ищет какие-то новые формы или красивые фразы. Меня больше привлекает некрасовская «рифмованная публицистика». По образованию и мировоззрению я - так называемый «технарь», поэтому для меня в стихах важнее наличие смысла, а не красивости и новаторство рифм и форм, часто сопровождающиеся невнятностью мысли, а то и полным её отсутствием. Мне не дано «говорить стихами». Я знаю людей, которые могут и умеют буквально непрерывно стихотворно импровизировать на любую тему. Знаю я и людей, которые просто выдавливают из себя текст, реализуя известный принцип «ни дня без строчки», массово выдавая в конечном итоге графоманский мусор. Это тоже не мой метод. Я пишу только тогда, когда мне есть, что сказать читателю, и когда я в силах осуществить задумку. И в этом году мне удалось написать семь полноценных стихотворений и несколько шутливых катренов. Подборка из трёх стихотворений была опубликована в журнале «Великороссъ». Другая подборка тоже из трёх стихотворений напечатана в журнале «Союз писателей». Считаю это хорошим результатом, учитывая, что я - начинающий поэт и до этого занимался только прозой. Я даже поучаствовал в нашем Открытом Поэтическом конкурсе-фестивале «Литературные Старки-2020», но никаких наград, конечно, не завоевал.

Как прозаик я уже второй год являюсь членом жюри Большого детского литературного конкурса «Волшебная скрижаль». Организатором конкурса является член СП России, член межрегионального СП, поэт, Наталья Гегер. В Конкурсе могут участвовать авторы, пишущие на русском языке в возрасте от 7 до 18 лет. Место проживания, гражданство значения не имеют. В Конкурсе три номинации: проза, поэзия и рисунок. Я рад, что меня пригласили в состав жюри этого конкурса, хоть участие в нём и отнимает много времени и сил, которые можно было бы потратить на собственное творчество. Но знакомство с работами талантливых детей и подростков компенсирует все потери. Радует, что не вся наша молодёжь тупо пялится в гаджеты. Конкурс уже в стадии подведения итогов, и в январе многие юные таланты получат заслуженные награды.

Конечно, не прошли мимо меня и книги наших коломенских авторов. Как всегда, порадовал своими новыми стихами Вадим Квашнин, выпустивший сборник «Открытый урок». Очень сильно вырос как поэт Евгений Захарченко. Его последняя книга «Крымская весна» мне очень понравилась, особенно военные стихи. Я не специалист в поэзии и сужу в данном случае с точки зрения простого читателя. К сожалению, книги других коломенских писателей до меня не дошли: карантин в библиотеках, запрет массовых мероприятий и прочие «прелести» пандемии сыграли свою роль.

В этом году у меня также вышла новая книга - «Критические мысли». Это сборник критических статей за несколько лет, в том числе и те, о которых я рассказал сейчас.

Что будет в следующем 2021 году я, хоть и фантаст, предсказать не могу. Будем живы и здоровы - будем творить!

 

Коломна, декабрь 2020г.