Алексей Курганов

В окопах телесериалов...

(о странных особенностях одной телевизионной программы)

 

         Прошу понять меня правильно: я -  вполне трезвомыслящий человек, и прекрасно понимаю, что возмущаться нашим ТВ – занятие заранее проигрышное. Но, с другой стороны, не возмущаться тоже нельзя, поскольку ТВ существует – по идее, граждане, только по идее! -  не столько для теленачальников, сколько, в первую очередь, именно для нас, телезрителей. Опять же в этом «благородном» возмущении нужно учитывать одну «весёлую» особенность нашего российского менталитета: возмущаться и критиковать у нас принято ВООБЩЕ, без конкретных (Боже упаси!) названий и фамилий, то есть, НИКОГО и в НИКУДА. Эта гневно-беспощадная беззубость проросла во всех нас из русской интеллигенции – мягкотелой, трусливой, умеющий только подначивать и  в случае, когда начинает пахнуть «жареным», тут же, извините за вульгаризм, смываться. Поэтому я нарушу это старинное российское правило и возмущусь по КОНКРЕТНОМУ адресу. Итак, 28 апреля, четверг. Телевизионный канал РОССИЯ-1 (сразу уточню: телеканал    г о с у д а р с т в е н н ы й, то есть отражающий принципы не какого-нибудь поднявшегося на водке или газе олигарха дяди Васи, а   г о с у д а р с т в а). Смотрим программу: информационные выпуски –  да, распределены равномерно на все время вещания. Здесь нет вопросов, да и не может быть, потому что это само собой разумеющееся. Теперь сериалы. Их  на один или два –  сразу п я т ь (!), а с «Кулагиным и партнёрами» -шесть, причём три из них –«Ефросинья. Продолжение» «Всё к лучшему» и «Институт благородных девиц» идут вплотную, «ноздря в ноздрю», с 15.05 до 18.55. То есть, почти четыре часа! Понятно, что не всякая домохозяйка ( а подобные зрелища рассчитаны, в первую очередь, как раз на них) сможет выдержать такое ежедневное испытание («Не каждая птица долетит до середины Днепра…») – но может я ошибаюсь? Может, это суперуникальные телекартины, которые просто-таки нельзя не смотреть? Что ж, взглянем на их анонсы.

         Итак, первый «шедевр» - «Ефросинья», 44 серия. Читаем: « Корнеев в панике. Он едет в особняк Мартыновых и просит Виталия забрать его. Михеич случайно откапывает мешок с деньгами. Эл рассказывает Руденко о Полине. Руденко готов помочь. Он приглашает Эла к себе домой. Фрося сбегает от Сомова. Она тайком идет за Соней.».

         Следующее «уникальное телепроизведение» - «Всё к лучшему», 71-я серия. «Один из рэкетиров настойчиво добивается расположения Жени. Понимая всю опасность положения, Женя не решается отказать ему сразу. Ольга возмущена, что мужа нагружают работой и лишают выходных. Она требует объяснений у Карпова. Карпов оправдывает Петра перед женой. Софья хочет убедить Артема уклониться от службы в армии и принимает вид больной. Но Артем своего решения не меняет. Татьяна обсуждает с друзьями свой проект по открытию сети кофеен, где изюминкой будут кулинарные шедевры Шурика. Альберт, увидев Таню с Шуриком, снова высказывает ей свое недовольство. Мише и Тамаре все труднее жить в Риге…».

         Не утомились? Тогда продолжим. «Институт благородных девиц», 145-я серия.«В институте благородных девиц происходит плановый медицинский осмотр учащихся. Чтобы помочь Тате, Софья изображает обморок. Пока медсестра пытается привести Софью в чувство, Варя ставит плюс напротив фамилии Таты в списке уже прошедших осмотр. Однако, хотя Варя и помогла Ильинской, девушка подозревает, что отцом ребенка Таты может быть Сережа Шестаков. Алевтина прощается с детьми. Оставшись одна, она пишет предсмертную записку и выпивает снотворное. Соколова забирает Сашу из тюрьмы в Институт. Для этого ей сначала приходится спрашивать разрешения у Алтуфьевой. Хованский продолжает надеяться, что ему удастся убедить Софью в родстве с Харитоном. Для этого Маркин готов предоставить все нужные бумаги.».

 

Как себя чувствуете? Не тошнит? Может, икается? Не мудрено, потому что вся эта совершенно одинаковая по сути, смыслу и замыслу мутотень «втюхивается» нам изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц. Поэтому сразу следующий, совершенно логичный вопрос: ЗАЧЕМ? Не нужно быть специалистом-киноведом, чтобы понять: профессиональный режиссёр всё, что он хочет сказать, может уместить в двух, от силы трёх сериях. Дальше начинается, образно говоря, закисающая каша, которая с каждой очередной серией закисает все сильнее и становится всё тухлее. Это - очевидно, но кого это волнует? Телевизионных начальников? Граждане, не смешите меня! Всё же   п р о п л О ч е н о (вот вам и ответ на ваше «зачем»)! Извольте жрать, пожалуйста!

         Мне тут же могут возразить: «А как же «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя» (если покопаться в памяти, то можно вспомнить ещё несколько названий)?». Отвечаю: ребята, не нужно путать, извините, хрен с пальцем! «Мгновения»…» и «Место встречи...» - не конвейер! Они – признанные зрителем и проверенные временем ШЕДЕВРЫ! Им «сериалить» МОЖНО и ДОЛЖНО, и их «сериальство» стопроцентно ОПРАВДАННО! Больше того: даже если кто-нибудь из сегодняшних «молодых и самоуверенно- бойких» задумает снимать их продолжения, то испоганить эти «базовые» фильмы ему всё равно не удастся, потому что , повторяю, они –ШЕДЕВРЫ. Впрочем, о проблемах всех  этих ничтоже сумняшихся «продолжений» нужен отдельный разговор….

 

         Пойдём дальше. Время без десяти одиннадцать. Завтра пятница, рабочий день, надо ложиться спать – и тут по РОССИИ-1 начинается единственное на нашем ТВ шоу, которое стОит смотреть. Говорю о соловьёвском «Поединке». А дальше  -  документальный фильм «Вся жизнь в окопах» о Викторе Некрасове, как он сам себя называл – «парижанине с чужим языком», уникальнейшем писателе, авторе документальной повести «В окопах Сталинграда». Телевизионщики – хитрые: через полторы недели  - День Победы, так что приличие они вроде бы соблюли и фильм о фронтовике показали. Правда, есть вопрос: а почему этот фильм нельзя было показать не после полуночи, а часа на два-три раньше? Ах, да, в девять время было занято очередной серией телесериала «Дом у большой реки». Содержанием интересуетесь? Извольте: «Дети растут, хлопот все больше: Андрей впервые влюбляется и не ночует дома. Ольга вечно хамит отцу. У Василия много дел и по хозяйству. Неожиданно взбунтовался огромный бык. Он сорвался с цепи. Василий бросается спасать своих детей, и бык сильно ранит его. Дети делают все, чтобы спасти отца…»

 

         Так что всё правильно, всё нормально, всё логично: никому не нужные, внутрисемейные, совершенно надуманные кинострадания , конечно же, гораздо важнее рассказа о человеке, с которого началась вся наша проза о Великой Отечественной войне… У меня вопросов больше нет. Спокойной ночи!

 

Алексей Курганов, журналист, литератор

Г. Коломна Московской области

 

 


Hosted by uCoz