В этом году Коломна отметит печальную дату: в декабре 1991 года скончался Александр Фёдорович Кирсанов. Член Союза Писателей СССР (кстати, малоизвестный факт: рекомендацию для вступления в Союз ему давал Яков Шведов, автор стихов легендарной песни «Орлёнок»), создатель и руководитель ПЕРВОГО коломенского литературного объединения «Зарница», наконец, просто замечательный человек, которого, я уверен, с благодарностью и уважением помнят ещё многие и многие коломенцы. Его сын, Евгений Александрович, тоже много лет занимается поэтическим творчеством, и по примеру отца уже много лет руководит поэтической мастерской (или студией, что равнозначно) «У Грановитой».
- Евгений, насколько знаю, ты по образованию не филолог и не литератор.
- Да, я закончил Коломенский пединститут, отделение физики, после аспирантуры преподавал физику в Ивановском университете, затем в Коломенском артиллерийском училище, занимался оптической голографией в мелиоративном институте и коллоидной химией в МГУ. Одновременно писал стихи, наиболее безобидные из которых отец помог поместить на страницы коломенских газет. В конце 90-х у моих друзей стали появляться свободные деньги, и я начал выпускать сборники стихов, которые не могли быть ранее опубликованы. Первый начинался стихотворением 70-х годов:
Нечего о будущем заботиться,
Будущее нас само найдёт.
На неосторожных поохотится,
Осторожных боком обойдёт.
И пройдёт походкою небрежной,
Доброго не пожелав пути.
Будущее будет обезврежено
Теми, кто взорвётся впереди.
Сейчас преподаю на кафедре химии и экологии МГОСГИ (сменивший вывеску пединститут), готовим учителей химии и отчасти специалистов в химические лаборатории, которых довольно много в Московской области.
- Но с поэзией, там не менее, не порываешь.
- Кто-то из мудрецов сказал: кто ей служит душой, то её вечный раб. Я в отношении такого «рабства» - не исключение. С помощью своих друзей выпустил в свет семь сборников стихов и раздал их всем заинтересованным лицам. Поскольку наша местная поэзия – не предмет коммерции.
- Ты уже много лет руководишь поэтической студией «У Грановитой» ( названа по месторасположению: имею в виду одну из башен Коломенского Кремля, рядом с которой расположена Коломенская районная библиотека им. Лажечникова, где студия и базируется)…
- Да, в конце 90-х Константин Григорьевич Петросов, известный в городе профессор-филолог, передал мне организационные функции в Поэтической мастерской «У Грановитой». Назвали это сообщество пишущих стихи людей так, поскольку башня «Грановитая» оказалась напротив Библиотеки им. И.И. Лажечникова, где радушно приютили любителей поэзии. Удивительно, но мы слушали, и сами делали доклады о поэзии и о великих, с нашей точки зрения, поэтах. Ну, и читали свои стихи. И пытались научиться писать лучше.
- Понимаю, что каждый поэт – это отдельный мир, и о каждом можно говорить долго, поэтому конкретный вопрос: у кого-то из студийцев появились в последние годы печатные публикации?
- Один из последних примеров: в 2009 году вышла просто-таки отличная (иного определения и не подберу) книга стихов Алевтины Петровны Бондаренко,"Проталина", в которой стихи для взрослых прекрасно сочетаются со стихами для детей.
- Хочу задать тебе стандартный вопрос, который задаю всем своим собеседникам, занимающимся литературным творчеством. По данным ВЦИОМ треть россиян не читают книг ВООБЩЕ, и только процентов десять из оставшихся шестидесяти пяти читают ПОЭЗИЮ. Как тебе такие очень пессимистичные цифры?
- Если позволишь, то ответ предварю одним из своих стихотворений.
ВОДА
Жизнь вышла из воды на сушу,
Оставив мокрые следы…
Периодически все в лужу
Садимся,
даже я и ты.
Молчим, фонтаны затыкая.
С трибун высоких воду льём.
Вода – материя такая,
Что ей потребен водоём,
Сосуд, в котором ей не тесно,
Где вольно плещется она.
Я, ты – сосуды.
И чудесно.
То – не порок и не вина.
Не расплескай себя безвестно,
И жизнь свою испей до дна!
Теперь, что говорится, по существу вопроса. Я не могу назвать «нечитаемость» приметой именно сегодняшнего времени. Известно, что книги вообще, и стихи, в частности, читали и читают школьники, студенты и пенсионеры. Все остальные зарабатывают на жизнь. Прозу читают в трамвае, а стихи на диване, причём читают , в основном, те, кто сам пописывает стихи. В России сейчас примерно то же, что на Западе. И это – нормально.
Почему в СССР читали много? Во-первых, это был уход от реальности в иной, лучший и более интересный мир, к счастью, не загробный. Во-вторых, при отсутствии выбора, читали одно и то же, что способствовало общению и единству мнения. Дифференциация общества происходила по типу читаемых книг, а не по уровню доходов.
Сейчас гораздо проще сбежать в виртуальный мир компьютера и Сети, где сложились свои общественные группы. Опять же читать можно и электронные книги, что вредно для зрения, но полезно для кошелька.
- Да, Женя, давно знал я, что ты – человек насколько язвительный, настолько и способный совершенно не по поэтическому ПРОЗАИЧЕСКИ смотреть на РЕАЛЬНУЮ жизнь. Это, конечно, огромный плюс и большая редкость для поэта. Спасибо за интересный разговор. Здоровья, успехов!