Алексей Курганов

Один сплошной "АншлаНг"

(несколько грустных мыслей по поводу нашего сегодняшнего ТВ)

 

         Не понимаю тех людей, которые ноют, что на нашем ТВ совершенно нечего смотреть, потому что большинство, скажем так, останкинской телепродукции не имеет никакой  смысловой нагрузки ( сиречь – совершенно пустое, ни уму, ни сердцу). Зря вы так, граждане! Например, лично у меня от большинства сегодняшних отечественных «телешедевров» настроение поднимается если не до запредельных показателей, то в любом случае весьма существенно. Почему? Да потому, что сатира и юмор оказывают очень благотворное влияние на организм, а наше сегодняшнее ТВ – это не просто ТВ, а ТВ сплошных если не сатиры, то уже точно юмора!

 

         Взять, к примеру, рекламу. Смеяться здесь можно бесконечно, поэтому остановлюсь на конкретных примерах. Этакая фальшиво улыбающаяся барышня радостно сообщает нам, что, наконец-то, нашла чудо-мазь, которую  рекомендует всем желающим и нежелающим (ну правильно: гонорар-то надо отрабатывать!). «Я успешная жена, мамаша и продюсер», сообщает она о себе как бы между прочим. Ну, то что она «успешная жена» уже далеко не в первом браке – это её личные дела, а вот насчёт успешного продюсерства… Если бы она была такая уж успешная (читай, богатая), то чего ж она на Олимпийские Игры в Ванкувер прокатилась на халяву, а не за свой счёт? В качестве кого она туда поехала? В качестве супруги фигуриста? Интересные дела! Так это все бы спортсмены нахватали с собой своих супруг, тёщ, деверей и троюродных племянников – а чего же, если за государственный счёт? На халяву, как говорится, и уксус слаще мёда! И последняя новость: оказывается, с этой успешной продюсершей сейчас судится родной(!) папашка, у которого она умыкнула какие-то магазины и отдала их своему не знаю уж какому по счёту мужу, родному братику супруги господина Лужкова (ну, вы поняли про кого я говорю!). В общем, сильна дамочка! Настоящая бизневумен! Мазью мажется!

         Или ещё один пример нашей ТВ-рекламы. Папаша спрашивает претендента на его дочурку: « Молодой человек, а чего у вас есть? Не БУДЕТ, а есть СЕЙЧАС?». А этот дурачок вдруг широко улыбнулся, развалился на диване и отвечает: « А банк!». И чуть погодя невестина  мамаша счастливо щебечет в телефонную трубку: «Наш Лизочка выходит замуж». И выдержав приличествующую моменту паузу, дополняет: «За прощелыгу!» (или за забулдыгу. Я уже точно не помню…) Что это за реклама? О чём здесь речь-то? При чём тут какой-то банк? Или реклама хочет нас уверить, что нормальный банк будет иметь дело с таким вот откровенно глупым молодым обормотом?

 

         Теперь о фильмах. Здесь куда не ткни – одни сплошные сатира и юмор. Вот, например, фильмы военные, которые сегодня почему-то сводятся к одним лишь суровым спецназовцам- отчаянным диверсантам- отважным разведчикам. Подобных кинолент сегодня полным-полно, но все они больше похожи на учебные пособия по детско-юношеской игре «Зарница» (если кто бывал в пионерских лагерях, то знает, что это такое), но, конечно, ни о каком серьёзном патриотическом воспитании в них речи не идёт. Лично меня это сначала даже озадачило: как же так, ведь тема-то благороднейшая, и снимаются в этим фильмах молодые и резвые – а всё одно, сплошные «стрелялки-взрывалки», «казаки-разбойники», ничего серьёзного. Решил разобраться, и пришёл если не к ошеломляющему, то к весьма нестандартному выводу: оказывается, 99 процентов этих «героев-спецназовцев» в своей РЕАЛЬНОЙ жизни не только настоящей солдатской портянки никогда не нюхали, не только ни одной ложки «кирзы» не съели, но  даже больше того: являются самыми настоящими «косарями» от армии! Да-да: плоскостопие-грыжа-геморрой-«негоден  к строевой»! Кто уж из них и на самом деле неизлечимая «хронь», а кого  от армии папашки-мамашки откупили – не моё дело, но, как говорится в известной театральной присказке, король-то - голый! Вот и получается, что единственное, чему нас  с вами эти «героические» фильмики и их супер-спецназовские «герои» могут научить, так это только лишь мужественному поджиманию губ и беспощадному прищуриванию глаз! И всё! А чего вы ещё-то хотели от «хрони» и «косарей»?

         И вдвойне обидно, что ничего, кроме смеха, не вызывают современные телефильмы на такую совершенно, казалось бы, несмешную тему как  Великая Отечественная война. Пример: разведчики-фронтовики в первые послевоенные годы воюют против банды уголовников. Центральная «героическая» фигура – то ли старлей, то ли кэп, который, по его словам, прошёл всю войну «от звонка до звонка», и не где-нибудь в штабе, а на самом  «передке», все четыре года –в войсковой разведке. Ну, думаю, сейчас этот герой устроит уголовникам настоящую фронтовую козью морду, а своих подчинённых научит Родину-мать любить! И что же вы думаете: этот бывалый супер-ас лупит из пистолета метров с двадцати по колёсам движущегося грузовика – и ни разу не попадает! Это с двадцати-то, повторяю, метров! Больше того: вместе с ним  по той бандитской машине молотит из карабинов целое отделение солдат – и тоже ни одного попадания! Ладно, не буду, о солдатиках, они – народ казённый, но наш-то герой! Как же он на фронте-то умудрился выжить с такой поразительной «целкостью»? Но зато как мужественно произносит: «Мы свой страх на фронте оставили»! Ух! Прямо, извиняюсь, до самых кишок пробирает! Молодец!  Настоящий артист из погорелого театра! А, может, клоун в погонах?

 

         Очередная группа передач – т.н. «мужественные страшилки». Прежде чем начать разговор о них, процитирую телевизионный анонс:

         В 13 000 километрах от России собрались 80 смельчаков, чтобы добровольно перенести тяжелейшие физические нагрузки и огромное психологическое давление. Чтобы пережить и преодолеть страх, потерять равновесие, сорваться с высоты, быть сбитым с ног могучим ударом боксерской перчатки… Чтобы оказаться в ситуации, когда стоять на месте нельзя, назад не повернешь, а впереди – опасность. И они знают, что друг не подставит вовремя плечо, потому что здесь нет друзей и каждый может рассчитывать только на себя. Эта трасса не делит людей на звезд и простых, не признает заслуг выдающихся спортсменов и деятелей культуры, не делает скидки ни хрупким девушкам, ни офисным менеджерам. Это "Жестокие игры" Новый сезон.

 

         Каждому, конечно, своё (это в том смысле, что каждый сходит с ума по-своему), поэтому моё мнение – сугубо личное (тоже глупость: я же не общественный деятель, чтобы выступать от имени «всех дорогих россиян»). Из любопытства посмотрел эту передачу ( «Жестокие игры», 10 апреля, Первый канал) и сразу вспомнил известную интермедию Аркадия Райкина (цитирую не дословно, но смысл передаю) : «Бегают двадцать два бугая по футбольному полю за одним мячиком – а зачем бегают? Дайте им каждому в руки каток – они вам это поле за пять минут заасфальтируют!». Или оттуда же: «Видели балерину? Вот она вертится, вертится – а зачем? Привяжите ей к ноге динамо машину – пусть электрический ток дает в отдалённые районы!»). Райкин, конечно, великий сатирик, он очень убедительно высмеял тех ворчунов, которые не видят никакого толка ни в спорте, ни в балете – но в чём райкинская гениальность и есть, так это в том, что она заставляет не только смеяться, но и задуматься! Если футбол – это азартно, а балет – красиво, то какой, так сказать, КПД (коэффициент полезного действия) от таких вот «жестоких» (точнее назвать их абсолютно бессмысленными) игр»? Что они предлагают, что они воспитывают? Да ничего не предлагают и ничего не воспитывают! Просто кучка богатых бездельников, изнывая от скуки и втайне страдая от собственной невостребованности (а. возможно, и неполноценности) валяется в грязи, прыгает на какие-то надувные подушки, истошно при этом визжа. Как это у Высоцкого: «Он над нами издевался! Ну, сумасшедший, что возьмёшь!». Один в один: эти могучие телевизионные мальчики и околоспортивные телевизионные девочки этим своим откровенно жалким барахтаньем пытаются убедить нас в своих исключительных мужественности, храбрости, смелости, бесстрашии (дальше придумайте сами). Увы, не убеждают  - наоборот, вызывают, в лучшем случае, насмешки, в худшем –раздражение. Дураков сейчас нет: и младенцу понятно, что все эти трюки – ПОСТАНОВОЧНЫЕ, сплошной обман, абсолютное надувательство – и ладно бы их участники обладали хоть какими-то актёрскими данными, но ведь и того нет! Вот поэтому только и остаётся, что смотреть на них, как на великовозрастных дурачков. Не знаю как им, а мне было бы стыдно…

 

         Про разные эстрадные шоу  говорить нечего, потому что сколько уже о этих «самодеятельных клубах песни и пляски» говорено-переговорено, а воз, как говорится, тонет всё глубже и глубже. Поэтому повторяться не стану, но скажу вот какую замеченную странность: по половой принадлежности практически всех сегодняшних эстрадных исполнителей можно разделить на две группы – представительницы женского пола и представители СРЕДНЕГО. Мужиков на нашей эстраде сегодня НЕТ (хотя, возможно, анатомические мужские принадлежности у них всё-таки имеются, но это, как говорил несравненный Кроликов из «Ширли-Мырли», «только для того, чтобы посикать»). И ещё одна особенность последнего времени: лично меня просто-таки пугает огромное количество «заслуженных» и даже «народных»! Поневоле задумаешься: какими же жлобами были руководители культуры времён СССР, когда давали такие звания только лишь за ВЫДАЮЩИЕСЯ достижения в искусстве ( в том числе, и эстрадном)! Жалко им было, что ли? А вот сейчас «выдаваться» совершенно необязательно. Достаточно иметь смазливенькую мордашку (хорошо бы с выпученными глазёнками), приторный голосок и спеть чего-нибудь типа « Я буду руки-ноги-ногти-когти (далее- по фантазии) тебе целовать!»,или промяукать «Зайка моя, я твой пупугайка!», или простонать «Ах, какая женшына! Мне П такуя!» (да, «тебе П такуя..». А чего ты, милок, с ней делать-то будешь? Руки-ноги-ж… целовать и зайкой-пупугайкой обзывать? И всё?). Поэтому все они и не пользуются в так обожаемых ими европах-америках никакой популярностью (если только в ностальгирующих русских диаспорах), а иностранцы ходят единственно на наши фольк-группы и , конечно же, всегда великолепный хор имени Пятницкого.

 

         Да, вы можете упрекнуть меня, что это, дескать, частности и детали, за которыми я не вижу главного. А я ничего и не хочу за этими деталями видеть, потому что твёрдо знаю: именно из деталей и складывается ЦЕЛОЕ! И если это ЦЕЛОЕ есть в таких телеканалах как, скажем «Культура» и «Знание», то его никакими «деталями» не испортишь. Но это тема уже для другого разговора…

 

 


Hosted by uCoz