Алексей Курганов

Когда творчество – не самоцель...

Совершенно бессмысленно спорить о том, что писать сложнее – прозу или стихи, но факт остаётся фактом: если сочинителей рифмованных текстов у нас в Коломне много, то прозаиков – считанные единицы. Почему так – не знаю. Но именно поэтому сборники коломенских прозаиков вызывают у нашей читающей публики стабильно большой, зачастую очень неоднозначный и даже противоречивый интерес. Думаю, даже уверен, что в этом отношении не станет исключением и вышедший в свет в молодом, но весьма популярном издательстве «Серебро слов» сборник рассказов нашего земляка, коломенского прозаика Сергея Калабухина «Спасти Герострата».

 

 

Я не собираюсь устраивать здесь подробный «разбор полётов», да и газетная площадь этого не позволяет, но на некоторых тонкостях творчества этого автора всё же остановлюсь. Первое, что отличает его от других коломенских прозаиков – владение т.н. «производственной» темой. И эта тема в его рассказах не ограничивается лишь производственными терминами. У Калабухина мастерски выписаны производственные отношения, и их описание совершенно не напрягает, не заставляет отложить книгу в сторону. Почему? Причина простая: автор и сам знает заводское производство не понаслышке, сам, как говорится, «варился» и «варится» на этой самой заводской «кухне», поэтому и герои его произведений – люди ЖИВЫЕ, и отношения между ними тоже живые, не наигранные, заставляющие читателя понимать и сострадать.

Но, судя по той подборке текстов, которые представлены в этом сборнике, главным и любимым литературным «полем» для Калабухина является фантастика, причём фантастика разноплановая, многогранная: с элементами утопии и антиутопии («Рука тьмы»), социума («Ангел в трубке), футурологии («Спасти Герострата»), фольклора («Кто на свете всех сильнее») и мистики («Рыцарь – Дракон», «Сказка о старике, старухе и Комете с тремя хвостами»). В этих произведениях автор следует классическому правилу фантастики как литературного жанра, вводя в тексты фантастические допущения именно для того, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей. Создание же экзотических антуражей для него не самоцель, а лишь средство литературного выражения.

 

 

Понимаю, что ассоциации в литературе – понятия очень условные, но тем не менее вижу в фантастических рассказах и сказках Калабухина перекличку с тем же «Лезвием бритвы» Ивана Ефремова и «Двухсотлетним человеком» Айзека Азимова. Даже более с последним, поскольку Азимов был ярым пропагандистом т.н. научно-фантастического скептицизма, а именно очень тонкий скепсис я вижу и в произведениях Калабухина.

Да, его рассказы и увлекательны, и запоминаемы, поэтому не могу не согласиться с членом правления Московской областной организации Союза писателей России (он же – руководитель программы поддержки талантливых писателей «Восхождение») Сергеем Антиповым, который в предисловии к сборнику так и написал: «… был вечер, но я решил перед сном пробежаться хотя бы мельком по страницам пока незнакомого мне автора. Каково же было моё удивление, когда я «очнулся», закончив читать присланные рассказы глубокой ночью! Сон как рукой сняло. В этот момент я понял, что мы нашли настоящего Мастера рассказов и его книгу просто необходимо издать». Сергей Антипов – популярный и серьёзный литератор, заметная фигура в современной российской литературе, поэтому к его мнению не просто можно, но и должно прислушаться.