Алексей Курганов

«Стих – это та же музыка, только соединённая со словом...»

 

Кто-то из очень мудрых людей сказал, что вовремя прочитанная книга – огромная удача. Увы, по данным опросов общественного мнения, треть россиян сегодня не читает художественной литературы ВООБЩЕ, а из всё-таки читающих двух третей на долю поэзии приходится чуть более двадцати процентов. Грустный показатель, но, с другой стороны, поэзия переживала и гораздо худшие времена, за которыми неизменно следовал подъём.

 

 

Мой сегодняшний разговор с доцентом кафедры литературы МГОСГИ, кандидатом филологических наук, членом Союза писателей России Татьяной Кондратовой. Она же – председатель оргкомитета фестиваля авторской песни, поэзии и прозы «Господин Ветер», который ежегодно проходит на коломенской земле. В 2011 вышла её художественная книга «Три рода жизни» – это проза, драма и стихи. Вот одно из стихотворений этой книги:

 

 

***

Платок старый бабушкин в клетку

В прорехах, не греет давно.

На горке я в нём шестилеткой,

И бабушка смотрит в окно.

Хоть горюшка в прошлом немало,

Но всё-таки вспомнить хочу:

Вот бабушка словом спасала,

А я лишь ожоги лечу…

Глядела с тоской на дорогу,

Я в то же окошко гляжу…

Но бабушка верила в Бога,

А я лишь молитвы твержу.

Под снегом всё прошлое скрылось,

Наш сад стоит белый совсем.

Вот бабушка… та постилась,

А я просто мяса не ем…

– Татьяна Ивановна, Вы не только профессиональный филолог, но и преподаватель вуза. Как Ваши студенты воспринимают поэзию – по принуждению, как необходимый элемент образовательного процесса, или заинтересованно, с выходом за рамки образовательной программы? Если второе, то каким авторам отдают предпочтение?

– По-разному. На младших курсах обычно они имеют смутное представление о современной поэзии: называют современными и Ахматову, и Цветаеву, часто Вознесенского, Рождественского, Евтушенко, в общем, тех поэтов, которых «проходили» в школе. Но, общаясь в филологической среде, узнают новые имена, иногда даже вкусы меняют. У нас много девушек, поэтому волна современной женской поэзии (а в ней достаточно интересных имён) захватывает многих. Часто студенты просят темы для курсовых именно по современной поэзии. Вот, например, за последние два года писали по творчеству Бориса Рыжего, Веры Павловой, Елены Исаевой, Геннадия Жукова, Веры Полозковой.

 

– Ваши студенты пишут стихи?

– Да, и многие. Конечно, читают и чужие, чтобы оценивать собственные сочинения в сравнении с другими, ориентироваться на напечатанное в «толстых» журналах, на творчество тех, кто отмечен известными литературными премиями.

 

– Оценка литературных текстов – вещь субъективная, и тем не менее: на что именно Вы в первую очередь обращаете в них своё внимание?

– Субъективной оценки никто никогда не отменит, но филолог всегда может объяснить, почему это стихотворение нравится, а это – нет. Для меня всегда ценно, когда в стихотворении есть лирическое движение чувства или мысли, которое тебя изумило, поразило чем-то новым. И, конечно, когда для выражения того чувства найдена неповторимая форма.

 

– Читаете ли Вы коломенских поэтов? Если да, что можете сказать об их творчестве?

– Конечно, читаю. Мало того, рассказываю и студентам, и школьникам о том, что литературный процесс непрерывен, что сегодня в городе живут и пишут интересные авторы: Михаил Мещеряков, Вадим Квашнин, Татьяна Башкирова и многие другие. Кстати, недавно вышла книга стихов у Екатерины Устиновой – выпускницы нашего филологического факультета.

 

– Какому способу литературного сочинительства Вы отдаёте предпочтение: спонтанному, экспрессивному (то есть вспыхнуло в мозге – и надо немедленно зафиксировать это озарение на бумаге) или спокойному творческому процессу с обязательной «подгонкой» каждого слова, каждой фразы? Или за первым обязательно следует второе?

– Вы предлагаете такие высокие определения: озарение, сочинительство… На бумаге, как Вы говорите, «фиксирую», только когда оно уже напишется само: всё на своё место встанет. Слова на ходу приходят, потому что всегда на работу из Колычёва в институт хожу пешком.

 

– Литераторы, как и все творческие личности, довольно самолюбивы и эмоционально ранимы. Вопрос: как относитесь к критике и – отдельно - как относитесь к пародиям?

– Нормально отношусь. Критика ведь предполагает объективный разбор художественных особенностей, выявление закономерностей поэтического мира. Пародии тоже интересный способ интерпретации текста, но только в том случае, если они преследуют именно эту цель - интерпретацию. И совершенно не приемлю, когда пародия унижает автора как личность.

 

– Язык вообще, и литературный в частности – это живая субстанция, он постоянно развивается, рискну предположить, что совершенствуется. Сегодня мы наблюдаем тенденцию к его упрощению, сближению литературного языка и разговорного. В связи с этим как Вы относитесь к ненормативной лексике в литературных текстах? Объясняю, почему задал этот вопрос: есть немало литераторов, от Пушкина до Солженицына и Бродского, совсем современных Веллера и Губермана, которые не чурались и не чураются использовать в своих текстах ненорматив.

– Я бы не сказала, что общая тенденция развития поэтического языка такова. В современной поэзии много творческих группировок, объединений, которые по-разному используют язык для решения своих эстетических задач. Конечно, ненормативная лексика не должна входить в норму словоупотребления. Но ведь читаем же мы раннего Маяковского и понимаем, что ненормативная лексика, используемая им, оправдана сверхзадачей: разозлить, эпатировать пошлую публику. Думаю, это протест против сладенькой пошлости. Но опять же: это не норма, а исключение.

 

– И последний вопрос, традиционный: Ваши творческие планы и проекты…

– Уже дважды провели под Коломной фестиваль авторской песни, поэзии и прозы «Господин Ветер», готовим третий по счёту. Я со студентами участвую в работе Всероссийского поэтического форума «Осиянное слово». В одноименном журнале уже опубликованы произведения наших молодых авторов из Коломны, студентов МГОСГИ: Натальи Красюковой, Марии Андреевой, Марии Тюльпиной. В ближайших планах – подготовка и проведение молодёжной поэтической площадки в рамках «Поэтического марафона – 2012».

 

– Татьяна Ивановна, благодарю Вас за интересный разговор. Творческих успехов и новых книг! А для наших читателей ещё одно стихотворение из книги «Три рода жизни» Татьяны Кондратовой:

***

Он молчал, выпивая глазами закат.

Мрак спускался на дикую степь.

От спины убегала дорога назад,

Но о ней – не шептать и не петь.

И зачем покорял, для чего овладел,

Ведь не смог привести к своей вере?

Славы жаждал, а ей не положен предел –

Он, как все: не последний, не первый.

Ненавидящий раб, обожающий раб –

Всё равно господин над рабами.

Эта степь впереди – рад он ей иль не рад?

Ковыли, перелески со рвами…

Выпил горький закат, натянул стремена.

Степь вздыхала в предчувствии ран

И манила на запад, как бездна черна.

Но назад повернул Чингисхан.

Hosted by uCoz