Алексей Курганов

Что наше сочинительство? Игра!

(некоторые мысли о публикаторско-сочинительских проблемах)

 

На написание этого материала меня сподвигло письмо одной моей читательницы, тоже литературной сочинительницы, которая посетовала на невозможность опубликоваться в т.н. «серьёзных» бумажных литературных журналах автору «со стороны».

Да, согласен, это проблема. В каждом таком журнале уже давно сложился свой определённый авторский круг, попасть в который практически невозможно. Нет, если вы, конечно, гений, новый Лев Толстой или Омар Хайям, то, возможно, вас и заметят – но поскольку вы не толстой, не хайям и вообще не гений (таковых сейчас, увы, в литературе не наблюдается) примите как должное: сюда посторонним вход воспрещён. Опять же есть и исключения. То есть, существуют такие бумажные журналы, которые действительно ищут новых авторов! На мой взгляд, их редакции поступают не только мудро, но и, одновременно, очень расчётливо, в духе сегодняшнего, сугубо прагматичного времени: новый автор может заинтересовать читателей, которых утомили те, которые уже давно обосновались в здешнем журнальном «гнезде», а это значит, что журнал с, извиняюсь за базарный термин, «свежатинкой» обязательно будет востребован, будет читаем, значит, его будут искать и, как следствие, ПОКУПАТЬ!

 

Другое (и более приемлемое) решение «бумажной» авторской самореализации – современный САМИЗДАТ. А вот здесь ситуация меняется на полностью противоположную вышеобрисованной! Здесь вы, автор - и царь, и Бог, и господин, потому что вы – обладатель тугого кошелька (можно и не очень тугого, но, тем не менее, могущего себе позволить «тряхнуть мошной»)! И здесь уже не вы бегаете за издателем, заискивающе заглядывая в его суровые и якобы принципиальные в отношении великой русской литературы, в которой бездарям и графоманам якобы не место (ха-ха три раза!), глаза, а уже он бегает за вами, кланяется в пояс и умоляет  только об одном: птица счастья, выбери меня! Именно здесь вы в полной мере можете убедиться, что рыночные отношения и вытекающая из них конкуренция – великая сила! Более того, в  данном варианте то, что вы хотите увидеть на бумаге, никакого значения для него, издателя, не имеет, лишь бы текст совершенно явно не противоречил действующему законодательству (неявно – можно). Чернуха? Пожалуйста! Порнуха? Закамуфлируем так, что будьте любезны. Вообще дребедень, которую ни один читатель, находящийся в трезвом уме и здравой памяти, не то, что читать – в руки взять побрезгует? Тоже не проблема! Вспомните великолепные слова Антона Павловича (цитирую не дословно, но мысль передаю), что на каждый даже самый бредовый текст ВСЕГДА найдётся свой читатель.

 

Третье - для тех, кто не имеет возможности побаловать своё самолюбие  самиздатом. Здесь могу дать универсальный совет: если вас нигде, как вы не пытаетесь доказать свою творческую состоятельность, «серьёзно» не публикуют, то не будоражьте понапрасну свои драгоценные нервы и примите как данность: лбом эту стену не прошибёшь. Именно поэтому воспринимайте всё происходящее внутри вас, как «гениального», но, увы, непонятого сочинителя, и вокруг вас со стороны редакторов и издателей, как ИГРУ. Непонятно? Да-да, игра, несерьёзность, развлечение, если хотите - расслабуха! Дети играют в кубики, в фантики, в куколки, в тряпочки, в «хоронючки» и «догонячки», а взрослые – те же дети, только играют они в свои, взрослые игры. Ваша игра – это литературное сочинительство. Проигрываете сопернику ход за ходом – ну и что? Плюньте и разотрите! Самый умный человек – тот, который не боится оказаться в проигрыше. И помните старую истину которую говорила целая масса великих мудрецов: творческий человек творит прежде всего ДЛЯ САМОГО СЕБЯ! Не для зрителя-слушателя-читателя – именно для себя, любимого, единственного и зачастую непонятого! Вы только задумайтесь, как это романтично: творить, понимая, что тебя не понимают ( а, возможно и скорее всего, что не поймут никогда)! Кстати, у Глеба Панфилова есть на эту тему прелестнейший фильм «Тема» с Ульяновым и Вестником в главных ролях! Кто из господ сочинителей не видел – весьма рекомендую. Так что вот этим самым постулатом – писать, в первую очередь, именно ДЛЯ СЕБЯ -  и рекомендую руководствоваться. Во всяком случае, спасение вашей нервной системы он уж точно обеспечит – а что, в конце-то концов, может быть важнее здоровых нервов и уверенного здоровья?

 

Hosted by uCoz