Алексей Курганов

Одиночество - это богатство, или автор, который не любит загадывать

 

(интервью с писателем  Сергеем Малицким)

 

         По данным Всероссийского Центра изучения общественного мнения, у тех  шестидесяти пяти процентов россиян, которые время от времени все-таки открывают книги, фантастика-фэнтези по популярности делит почетное второе место с классическими историко- приключенческими романами. Все логично, все объяснимо: если реальность неприглядна и откровенно тосклива (да тут еще этот кризис!), то самое лучшее лекарство от нее – уход в мир ( чуть было нет написал «иной». Тьфу, тьфу, тьфу…) неведомого, загадочного и таинственного. Недаром Джоан К. Ролинг с ее уже порядком поднадоевшим Гарри Поттером до сих пор удерживает высочайшую планку популярности и бьет рекорды по тиражам. ( Как тут не вспомнить грибоедовского г-на Фамусова: «…Ей (Софье) сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится».) Впрочем, от русских тоже не больно-то разоспишься: наши сегодняшние писатели-фантасты, работающие в том числе и в жанре фэнтези, своими захватывающими сюжетами смело дадут сто очков вперед этой самой мисс.

         Серия «Фантастический боевик» издательства Альфа-Книга. 2009 год. Роман нашего земляка Сергея Малицкого «Печать льда». С 2006-го года в вышеназванном издательстве вышло уже шесть (!) его книг: «Миссия для чужеземца», «Отсчет теней», «Камешек в жерновах», «Муравьиный мед», «Компрессия», «Оправа для бездны». «Печать льда» - седьмая. Сюжет сколь фантастичен, столь и извчен: есть славный счастливый город Айса, и есть зловещая таинственная Погань.  Естественно, противостояние. Естественно, борьба Добра со Злом. Пользуясь молодежным слэнгом, это круто.

         - Сергей, во-первых, прими поздравления с  очередной книгой. Прекрасное полиграфическое исполнение, о художественном уровне уже и не говорю – высок, как всегда. И все-таки: почему именно фантастика, именно боевик? Ты же, помнится, начинал как прозаик- реалист: прозаические публикации в «Коломенском альманахе» (рассказ «Рвущаяся нить» в пятом номере), сугубо реалистичный сборник «Легко», вышедший в 2000 году. Что, так сказать, сподвигло?

         - Кто знает…Хотя вопрос на вопрос: а сам в детстве и юности не читал тот же толстовский «Гиперболоид…», Беляева, Азимова, Брэдбери, Ефремова, Стругацких?

         - Брэдбери терпеть не мог. К Стругацким относился с прохладцей, даже к «Сталкеру». Зато зачитывался ефремовскими «Таис Афинской», «Часом быка» и особенно «Лезвием бритвы».

         - …а в каждом ребенке живет фантазер. Повзрослев, некоторые из них   так и остаются на всю жизнь фантазерами, а некоторые, их меньшинство, становятся писателями- фантастами.

         - Немного мудрено, но в общем-то понятно. А давай нарушим все журналистские стереотипы и я спрошу тебя, как фантазер фантаста, о твоих дальнейших творческих планах.

         - Которых нет.

         - Это фантастично! Не нужно пугать!

         -…потому что не люблю загадывать. Когда пишешь, не связанный никакими, даже сугубо своими персональными внутренними рамками, обязательствами, то и пишется…

         -Легко!

         - Нет, свободно. «Легко»- это всего лишь название книги, а на самом деле легкости ни в каком творчестве, в том числе и литературном, не бывает. Если легко- то это или гений, или халтурщик. Гениев, как всегда, единицы, да и то - где они? Зато халтурщиков, как всегда, с избытком.

         И кстати. Только лишь на фантастике я зацикливаться не собирался и не собираюсь.

         - Ага! Значит, планы все-таки есть?

         - Скажем так - очень неконкретные.

         - «Его зовут Рин Олфейн. Он – последний из рода основателей Айсы, странного города на краю земли, заселенной людьми. Десять веков простояла Айса, сдерживая напор зловещей Погани…». Да, чтение явно не из разряда развлекательных. Ты пробовал просчитать, кто твой читатель?

         - Интересное предложение, к нему стоит прислушаться. Нет, не пробовал. В любом случае, это люди увлекающиеся и любопытные. Возраст, пол, социальное положение здесь значения не имеют.

         - А вот в «Минусе», твоей фантастической повести, которая опубликована в последнем (то есть, конечно, не в самом последнем!), тринадцатом номере «Коломенского альманаха», просто фантастики как-то не особенно и чувствуется (впрочем, это мое личное мнение). «Одиночество- это богатство. Космос в твоем распоряжении. То, чего не отнять, и то, что никогда не изменит». Великолепно! (Говорю это без всякой иронии.) Или еще: «Во всем, происходящем с нами, даже в дурном, есть хорошие стороны. Жизненный опыт – это закваска, на которой поднимается тесто фантазии, необходимое для выпекания пирогов вымысла». Чистейшая  и серьезнейшая философия -  и никакого Джэ Ка Поттера.

         - Спасибо за такое неожиданное мнение.

         -Нет, спасибо должен первым сказать я. За разговор. И теперь абсолютно серьезно: фантастика (имею в виду, конечно, серьезную фантастику) сродни классической музыке. Глубоко уверен: несмотря ни на какие опросы общественного мнения ( мы - люди взрослые, мы понимаем какая это хитрющая лукавость все эти общественные опросы!), такая фантастика, как и классическая музыка, « никогда не соберет стадионы. Да ей этого и не надо». Выражение закавычил специально, потому что  не мое – одного известного коломенского музыканта. Такая фантастика-  это все- таки не попса. И такой читатель должен иметь определенную читательскую подготовку. Нет, боже упаси, чтобы я этой мыслью преследовал цель отпугнуть от твоих произведений читателей. Просто это- -констатация факта. А фактов пугаются только глупые люди. И еще. Чем все-таки российская фантастика-фэнтези привлекает именно сейчас? Приведу слова  Сергея Лукьяненко, автора четырех «Дозоров»: «…в ней появился  сильный, положительный герой. Фантастика – литература, которая любит играть крайними ситуациями: в ней человеку приходится делать житейский выбор и активно бороться, отстаивать собственные убеждения…». Сергей, еще раз спасибо за разговор. Творческих успехов!   

 

 

 

 


Hosted by uCoz