Алексей Курганов

В чём "сермяжная правда" литературного сочинительства

(сумбурные мысли, но, надеюсь, по существу)

 

На очередное обсуждение этого периодически возникающего вопроса меня подтолкнул один недавний спор с коллегой-литератором, главный вопрос которого заключался, собственно, вот в чём: а для чего мы, люди пишущие, занимаемся литературным сочинительством? Для чего тратим время и нервы, зная, что не получим за это ни копейки? В чём «сермяжная правда» этого так до сих пор и непонятного многим труда? Понятно, что ответов здесь может быть огромнейшее количество (лукавых или нет – это уже следующий вопрос), но, думаю, что пишем-сочиняем мы, в первую очередь, для САМОРЕАЛИЗАЦИИ, для удовлетворения своих персональных творческих комплексов, если хотите –для этакого сладостного самообмана. Да, каждый автор (подчёркиваю – КАЖДЫЙ!), в большей или меньшей степени, но амбициозен, и каждый  хочет быть известен, иметь большое количество читателей и почитателей. Удаётся это единицам, а на долю большинства остаются единичные публикации в бумажных изданиях, причём зачастую в изданиях не «чисто» литературных, а уж тем более солидных (имею в виду «толстые» литжурналы с их сегодняшними мизерными тиражами). Большинство же из этого, извините за невольную тавтологию, большинства вынуждены размешать (согласитесь, что трудно назвать это публикациями, потому что тексты не проходят предварительной вычитки у редакторов, литературных критиков и корректоров) свои тексты в Интернете, благо сегодня литературных сайтов хватает, причём на любой, самый привередливый вкус. Обидно ли для этого «большинства большинства» такое положение? Конечно. Но это – жизнь, штука очень жестокая, зачастую бескомпромиссная, и её главный закон, как это давно известно, НЕСПАРАВЕДЛИВОСТЬ.

Вопрос: что делать? Ответ: подстраиваться под эту жизнь, под её законы, под эту СИСТЕМУ. И второе: не стОит считать собственное «бумажное» НЕпечатание какой-то и личной, и вселенской трагедией. Есть трагедии куда как весомее.

 

Да, амбиция – штука непростая, и она  «душит», причём иногда очень чувствительно. Конечно, обидно: как же так? Я – такой талантливый, такой интересный, а ничего не понимающие сухари-издатели мне постоянно показывают большую дулю, но, как  говорится, хозяин ( в данном случае, издатель) – барин, а мы, авторы – холопы. Грубо? Возможно, но это тоже факт. И что делать? Рвать волосы на голове? Можно и рвать (особенно если их много), но только кому и что этим красивым жестом докажешь? Никому и ничего. И, кстати, о издателях: не стоит их мазать одной чёрной краской. Если они видят, что на вашем тексте можно ЗАРАБОТАТЬ, то  не сомневайтесь: вцепятся в вас и ваш текст как клещи! Те же сегодняшние мейнстримщики –тому наглядное подтверждение.

 

И ещё, принципиальное: человек, который решил заняться литературным сочинительством, прежде чем взяться за ручку и придвинуть к себе лист бумаги, должен сразу уяснить, что это занятие –не столько НАСЛАЖДЕНИЕ, сколько КАТОРГА. Не печатают? Не отчаивайся, и начинай «разбор полётов» прежде всего, с самого себя. Переписывай текст первый, второй, сотый, тысячный раз, предлагай снова и снова (и вполне возможно, что с таким же «никаким» успехом). А как иначе? Если вы знаете другие рецепты –готов выслушать.

 

И последнее: как вы могли заметить, я ни раз не употребил термин «писатель». Это не случайно, потому что отношусь к нему очень осторожно и очень выборочно. Считаю и уверен, что писатель – категория не столько чисто литературная, сколько философская, потому что он (терпеть не могу «красивостей», но вот именно сейчас без них не обойдёшься)  -ТРИБУН, человек, мнение которого немаловажно для всего ОБЩЕСТВА, а не только для его ближайшего окружения, которое зачастую внимает ему лишь из вежливости и желания НЕ обидеть. И кстати, совершенно не обязательно, что писатель должен быть праведником. Известная история: когда Льва Толстого спрашивали о том, почему он проповедует одно, а сам совершал в жизни другое, он отвечал: «Я вам что , воробей, всю жизнь одно и тоже чирикать?».

 

Поэтому я не считаю обидным именоваться просто автором, литератором, сочинителем текстов. Важна начинка, а не «обёртка»… Как сказал в одном из своих интервью замечательный артист Александр Пороховщиков, «сейчас развелось столько столбовых дворян, что я хотел бы родиться простым крестьянином» ( это я к тому что к себе всегда нужно относиться с известной долей иронии. В неприятных ситуациях это, как говорится, «душевно оттягивает».). Кстати, в «писательстве» ситуация точно такая же, как с учёными. Их у нас тоже тьма тьмущая ( в том числе и тех, которые увенчаны всеми мыслимыми и немыслимыми титулами и наградами), а Учёных с большой буквы типа математика Перельмана  – единицы. То же самое можно сказать и о артистах. Да, это горько, но это и логично, и справедливо, потому что так было, так есть и так всегда и будет.

 

 


Hosted by uCoz