Владимир Дагуров

ПОЛЕ  КУЛИКОВО

 

 

I

В чистом поле гром гремит —

в Радонеже молятся.

В чистом поле гром копыт —

скачут добры молодцы.

 

Поклонились до земли

перед белой церковью:

— Мы Димитрия послы,

есть письмо до Сергия. —

 

Сергий бел, как колокольня.

Взял берёсту — сердцу больно.

 

II

В узкой келье мерцает лампада.

Борода на груди, как лопата.

На груди две руки в перекрёсте.

Чёрны вести на белой берёсте.

Точно дятел долдонит в мозгу:

Мамай — на Москву…

 

Стал угрюмым

гуманный игумен:

жил в молитвах да мире, —

просит вражеской крови Димитрий,

просит Божьего благословенья.

Сергий знает — такое уж время!

 

А по стенам табунится

рать нечистых агарян.

Точно солнце сквозь бойницы,

очи Сергия горят.

Седовласый и поджарый,

он страшон.

                       Предвидит взор

кровь,

            посадские пожары,

плач детей

                   и жён позор…

 

Сергий пишет на берёсте:

«Будем, братие, бороться!»

 

III

Что не спится, монах Пересвет?

Что глядишь ты всю ночь на лампаду

и какой заготовил ответ,

если с думой и сердцем нет сладу?

 

«Богоматерь с Младенцем святым,

ты прости — бабу русскую вижу,

подарившую жизнь восьмерым,

из которых я с братом лишь выжил.

И сама она в брянской избе

в тридцать пять отдала Богу душу

и была благодарна судьбе,

поручая детей своих мужу.

Горше смерть бы у Марфы была,

кабы знала она его долю:

поджидала Петра кабала,

увели агаряне в неволю.

Петухом полыхнули в дому.

Сирот бросили — много ли проку.

Мы с братишкой одели суму

и пошли от порога к порогу. 

Песни пели и сказки плели —

добрым людям спасибо на хлебе.

Счастья мы на земле не нашли.

Наше счастье, должно быть, на небе.

Как-то раз в глухоманном селе

повстречался нам Сергий-пустынник,

и с тех пор на страдальной земле

Пересвет я — смиреннейший инок.

Но возможно ль в смирении жить,

коль татары, как враны, над Русью?

Лучше голову в битве сложить,

чем склонить, уподобившись трусу…»

 

IV

А Ослябя, брат меньшой,

силою не вышел,

но с весёлою душой —

оттого и выжил.

Балалайка — трень да брень!

Песня льётся звонко.

На него через плетень

зарится девчонка.

 

Но мирская суета —

вроде подаянья.

И Ослябя у Христа

снова в покаянье.

 

Вот ведь русская душа:

в зубы как ни били,

сплюнет кровь и — ни шиша! —

будто вновь родили.

 

Улыбается опять,

говорит: «Не выйдет!»

Это татю не понять.

Это надо видеть.

 

А увидит — обомрёт:

«Чудеса, и только!»

Воевать такой народ —

никакого толка.

 

V

Пересвет и Ослябя пред Сергием

объявилися вдруг оба-два,

и старшой с превеликим усердием

произнёс таковые слова:

«Внемли, Сергий, отец преподобный,

быть тобою я понятым тщусь:

я и брат мой единоутробный

порешили сражаться за Русь.

К князю нас отпусти из обители

и на подвиги благослови:

слишком родину крепко обидели,

слишком пролито много крови.

«Не убий!» — благочинствует разум,

но завету я не изменю,

коль монашью пречистую рясу

на шелом и кольчугу сменю».

Сергий молвил неспешно и грустно:

«Как сынов, вас обоих люблю,

только Русь не останется Русью,

если вас я не благословлю».

 

VI

Князь великий Димитрий

был умён и удал:

не секирой да митрой

Русь держалась — он знал!

 

Держат Русь её смерды —

кто им там ни грози —

всею жизнью и смертью,

всей любовью к Руси.

 

Князь в злачёной кольчуге

пал под иконостас.

Молит Бога о чуде —

чтоб от ворога спас.

Свет стрельчатый, оконный.

На колени склонясь,

смотрит князь на иконы —

тихо ахает князь.

 

Там,

         в парении музыки

смотрят с царских ворот

не апостолы-мученики,

а кожевники,

                        мучники,

оружейники,

                       лучники,

землепашцы да крючники,

водовозы да ключники —

смотрит русский народ!

 

VII

А в Москве на площади

взмыленные лошади

из мешка овёс не жрут —

машут гривами да ржут.

 

Парень точит лясы, точит

топоры для татарвы,

и стреляют его очи,

точно стрелы с тетивы.

 

Эй, народ, объединяйся!

Принимай давай, Москва,

герб владимирского князя —

геральдического льва.

 

Рать. Хоругви. Трубы. Бубны.

Отворяй врата для нас!

Князь у нас, как буйвол, буйный,

а дружина — точно князь.

 

Конно… пеше… — землепашцы.

Вся Москва в колоколах!

Все дружины, точно пальцы,

собираются в кулак.

 

Гомонят у бочки ратники

и в похмелье круговом

мёд ядрёный пьют из братины,

заедают рукавом.

 

Густобровый и красивый,

Кто-то оземь шапку, пьян:

«Как колосья мы косили,

так покосим агарян!»

 

А гусляр блестит белками,

шепчут струны-ковыли,

как победы за Балканы

Святослава увели.

 

VIII

Как на поле курган,

на кургане шатёр,

а в шатре — все Мамаевы темники.

Хан свой бритый калган

чешет, зол и хитёр.

Мысли кружат, что вороны в темени.

 

Он шаманит князьям,

вислоус и горбат:

«Не летать выше беркута голубю.

Чтоб не лез к небесам

и не звал голубят —

оторвите у голубя голову!»

 

А князья не галдят —

друг на друга глядят,

знают все, куда речь эта хитрая:

будет править Москвой

кто придёт с головой

норовистого князя Димитрия!

 

IX

Туман, с восходом солнца тая,

ушёл в лощины умирать.

Налево — конница Мамая,

направо — русских смердов рать.

 

Вот первым выехал в доспехах

на середину Челубей.

Мамай вскричал,

                              и трижды эхо

приказу вторило:

                              «Убей!»

 

Вот Пересвет неустрашимо

полков славянских впереди.

Ему в напутствие дружина —

единый выдох:

                          «Победи!»

 

 

Х

Татарская конница — слава Мамая! —

не зря ты копытной грозою гремишь!

И русские ратники,

                                  копья ломая,

под конницей

                         клонятся,

                                         словно камыш.

Рогатиной,

                  сулицей[1],

                                  пикой

                                             дерутся,

чем меньше числом,

                                   тем лютей и лютей

дружины московских,

                                      владимирских,

                                                                друцких,

псковских,

                   белозёрских

                                           и тульских людей!

В пролом устремились три новых тумана[2],

три свежих тумана несутся в объезд.  

От конского ржанья,

                                    от воплей гортанных

деревья и травы поникли окрест. 

Уже агаряне вкушают победу,

и, выпустив княжьего стяга древок,

в доспехи Димитрия переодетый

с гнедого упал воевода Бренок.

И над воеводой,

                            над знаменем княжьим

тугарин хохочет и пляшет, страшон.

А князь невредим.

                                Князь Димитрий — он в каждом,

и, видно, бессмертен поэтому он.

О, русичи,

                 там, за плечами, Непрядва.

Вся Русь за плечами —

                                         печали и боль.

Неужто проиграна битва?

                                            Неправда! —

Засада врывается из лесу в бой!

Мамай на коня, устрашённый, уселся.

Мамай восклицает:

                                  «Велик же их Бог!»

А Бог-то — любовь, затаённая в сердце,

как этот в бору затаившийся полк!

Бежали ордынцы —

                                            проиграна сеча!

Летела погоня, как буря грозна!

И речка с названьем Красивая Меча

была от пролившейся крови красна.

 

ХI

Кровавым паром от земли

восходит марево зари.

Лежат вповалку воины,

над воинами — вороны.

Ослябя, бледен,

                            непокрыт,

с недвижным братом говорит:

«Прости, что ты убитый.

Прости, что я живой.

Мне жизнь как панихида

али собачий вой…

Сокрылся белый свет.

Спи, братец Пересвет».

Он вдруг замолк.

                              Ему почудилось —

внимает Пересвет, прищурившись,

и не убитый, а усталый

в ответ чуть шевелит устами:

«Живи,

             живи, Ослябя,

но за двоих живи,

Москва чтоб не ослабла

от пролитой крови».

Его целует в лоб Ослябя.

В душе бесстрашие и грусть.

Встаёт,

             облокотясь о саблю,

на Куликовом поле

                                  Русь…

 

ЭПИЛОГ

 

Две крови во мне бурлят —

витязи и батыри.

По отцовой я — бурят,

русский я — по матери.

 

Мои пращуры, вы там,

где вражда-недоля

развела вас по краям

Куликова поля.

 

Узкоглаз и желтокож,

был свиреп мой предок.

В зубы вкладывая нож,

был он хану предан.

 

Над пожарами в ночи

в воздухе плясали

и свистящие камчи,

и кривые сабли.

 

Пересвет и Челубей —

мои предки оба.

Двух сторон богатырей

губят гнев и злоба!

 

И за все недоли мстя,

дани и неправды,

наполнялись кровью Мста,

Калка и Непрядва!

 

Шесть столетий кости сея,

кровью поливая,

возникала ты, Расея —

страна полевая.

 

Знала русская душа,

расправляя плечи:

жить, свободою дыша —

жить по-человечьи.

 

Тем, Расея, велика,

что, голубоглазая,

ты не смотришь свысока

на любую нацию.

 

Кровь и боль в сырой земле,

нет, не похоронены —

просыпаются во мне

ощущеньем родины.

 

Моя родина — Байкал,

и речушка тульская,

и бурятская тайга,

и берёза русская.

 

Я живу — и весь тут сказ —

и мой мир не тесен.

По-бурятски я скуласт

И по-русски весел.

 

Два народа — брату брат,

оттого-то именно

по фамилии — бурят,

русский я — по имени.

 

Две крови во мне бурлят —

витязи и батыри.

По отцовой я — бурят,

русский я — по матери.

 

 

Примечания

[1] Род копья.

[2] 10 000 воинов (тат.).

 


Hosted by uCoz