Алевтина Дымова

Музей: страницы истории

 

Любому коломенцу хорошо известно это нарядное просторное здание. Величественные колоннады, высокие окна, прекрасная ротонда, увенчанная зеленым куполом... Бывший храм Михаила Архангела. Теперь здесь располагается Коломенский краеведческий музей.

Много исторических загадок хранят его стены. И одна из них, как ни странно, — дата основания самого музея. До недавнего времени в качестве таковой называли 1 сентября 1934 года. Однако теперь мы с уверенностью можем «удревнить» свою историю еще на два года.

Так что в нынешнем, 2002 году мы отмечаем не только 825-летие города, но и 70-летие краеведческого музея. Мой небольшой очерк посвящен восстановлению исторической справедливости по отношению и к датировке нашего учреждения, и к его первому директору А.А. Лисенко, чье имя долгое время незаслуженно замалчивалось.

Посвящаю эту работу памяти моих учителей — А.И. Гужова и З.В. Пугачевой.

 

Для начала дадим краткую хронику развития музейного дела в Коломне.

1921 год. Группой коломенских учителей создается кружок краеведов. Активисты кружка обошли весь Коломенский уезд и собрали очень интересный материал. Ими в 20-е годы при отделе народного образования была открыта выставка.

Несколько ранее, в 1919 году, при Коломсоюзе на общественных началах открывается естественно-исторический музей. В 1920 году он передается в ведение районного земельного отдела. Главной его задачей считалась пропаганда передового опыта и организация сельскохозяйственных выставок.

 

 

Экспозиция музея. Фото Юрия Колесникова.

 

1924 год ознаменовался созданием при Коломзаводе постоянной фабрично-заводской выставки по истории завода.

В 1925 году бюро горкома ВКП(б) обязывает Н.Л. Смоленского, старого большевика и прекрасно образованного человека, талантливого организатора, разобрать архивы горсовета и горкома ВКП(б) и подготовить материалы для городской выставки. Так началась планомерная обработка архивов Коломны по выявлению наиболее ценных документов и составление планов экспозиции будущего музея.

 

И вот, наконец, наступает особенно важный для нас, 1932 год. Заведующий городским отделом народного образования А.Леликов добивается передачи под музей памятника XVI века башни Марины Мнишек. В мае директором музея назначают молодую и очень энергичную А.А. Лисенко. В течение четырех (!) месяцев осуществляется ремонт башни, восстанавливаются перекрытия, проводится освещение, подключается телефон, благоустраивается территория. Все музейное оборудование было выполнено за 200 рублей местными плотниками Лиричкиным, Щербаковым и Воеводиным. В архиве хранится счет от извозчика Дутикова с просьбой «оплатить четыре рубля за перевозку вещей в музей».

На первом этаже башни был оформлен интерьер «тюремной камеры Марины Мнишек». Так легенда (заточение здесь польской авантюристки) обрела «музейную плоть и кровь». Эта первая экспозиция проработала восемь месяцев, и ее посмотрело более двух тысяч посетителей. По отзывам очевидцев, «тюремная камера» с фигурой пленной царицы оказывала ошеломляющее впечатление.

Однако краеведческая общественность принялась высказывать нарекания.

Когда прошел первый восторг и был проведен серьезный анализ экспозиции, стало ясно: открыт музей об истории России, но не города Коломны.

Позднее в своем докладе работник музея Н.С. Дорогутин сказал буквально следующее: «...эта ошибка была совершена потому, что созданием музея занимался молодой работник и не коломенец». Фактически создатель и первый директор музея А.А. Лисенко стала главной «виновницей».

Руководство города приняло решение музей закрыть, а коллективу все внимание уделить исследовательской и собирательской работе, разработать структуру будущей экспозиции.

Так, совершенно безосновательно, из истории музея были вычеркнуты два года, наполненные интенсивной научной и экспозиционной работой.

Лишь в 1934 году началась новая жизнь музея. Его первый адрес: улица Лазарева, 2, — Маринкина башня. Экспозиция размещалась на 120 м2, включала в себя около сотни предметов и называлась «Старая Коломна». На первом этаже башни располагалась тематическая экспозиция «Основание Коломны». Ее сюжет раскрывали представленные здесь карты, акварельные рисунки, живопись художников В.В. Комиссарова и А.К. Солодкова, фотокопии миниатюр из сохранившихся в архиве; приведено огромное количество экспонатов, что представляет несомненный интерес для современных исследователей. С трудом верится, что за короткий срок было просмотрено и скопировано такое количество материалов из архивов и музеев, собраны предметы у частных лиц и организаций. Судя по сохранившейся переписке, в создании музея принимали участие многие и многие коломенцы.

Знакомство с планами лишний раз убеждает, что в музейном деле все решают люди, их профессионализм и преданность делу.

К 1936 году музею принадлежало пять зданий:

— башня Марины Мнишек (исторический отдел) — передано в 1934году;

— дом по ул. Октябрьской Революции, 114 (отдел естественно-производственных сил) — передан в 1935 году (ныне здание Главпочтамта);

— церковь Вознесения (отдел революции) — передана в сентябре 1935года;

— церковь Иоанна Богослова (политехнический отдел) — передана 25 июня 1935 года;

— в 1936 году музей получил церковь Михаила Архангела, где разместился сельскохозяйственный отдел.

Таким образом, к 1937 году в городе был создан достаточно крупный для районного центра музей, занимавший площадь 2000 м2, в экспозиции которого прослеживались основные этапы развития Коломенского края и его природные богатства. Кроме этого, здесь же были представлены картины художников XIX века и современных (20–30-е гг.): Зенкевича, Комиссарова, Грошевеня — более 400 работ. И все это чудо за короткое время сотворил коллектив музея!

Руководство музея приложило немало усилий, чтобы сформировать единый, дружный и работоспособный коллектив сотрудников. Выступая с докладом 10 июня 1936 года на областном совете, Н.С. Дорогутин — заведующий научной частью музея — сообщил, что пришлось одновременно решать три задачи:

— определить профиль музея;

— построить для него здание (из-за безденежья пришлось воспользоваться церквами, хотя они «совершенно не подходят музею, и очень жаль, что город отказался от постройки специального здания»);

— создать коллектив специалистов (устроители музея много разъезжали, производили самый настоящий экзамен, в итоге могли с гордостью писать: «Сейчас в музее есть коллектив»).

Приведем штатное расписание музея на 1 января 1936 года.

1. Директор музея — В.С. Аксенов (образование домашнее).

2. Заведующий научной частью — Н.С. Дорогутин (историк, окончил высшие музейные курсы).

3. Ст. научный сотрудник В.И. Ивочкин, руководитель политехнического отдела музея (выпускник МГУ).

4. Ст. научный сотрудник — геолог (специалист по полезным ископаемым, руководитель сектора общественно-производственных сил) — вакантна.

5. Зав. общественно-революционным отделом — А.И. Гужов (историк).

6. Научный сотрудник — экономист-агроном З.В. Пугачева, руководитель сельскохозяйственного отдела (окончила высшие музейные курсы).

7. Научный сотрудник — биолог-препаратор П.Т. Удоев (в музеях работал с 1926 года, делегат I Съезда музейных работников).

8. Научный сотрудник — бытовик-этнограф А.С. Зернова (выпускница МГУ, работала в музеях с 1927 года).

9. Научно-технический сотрудник — ответственный за хранилища, фототеку, библиотеку, архив и т.п. — Н.Н. Введенская (археолог).

10. Завхоз на 5 зданий.

11. Счетовод.

12. Сторожей — 5.

13. Уборщиц — 2.

Руководство музея настояло на установлении окладов научным сотрудникам по высшей категории — 400 рублей.

Основа любого музея — его фонды, и коллектив музея настойчиво их комплектовал. В 30-е годы на хранение поступили личные фонды многих участников революционных событий; фонд историка М.И. Смирнова об истории сел и деревень Коломенского района; рукописные документы из канцелярии графа Шереметева; книги. Отличительной особенностью Коломенского музея является преобладание документов (80% состава фондов), и уже в 30-е годы они обрабатывались и хранились по всем правилам архивного дела.

Тогда же складывается собрание отдела изобразительного искусства. Его основа — пейзажи и портреты, причем внимание уделялось и собиранию картин местных художников.

Методику комплектования и создания экспозиции лучше представить на отделе природы, так как здесь полностью сохранился научный архив. В отделе работали два сотрудника: П.Т. Удоев и З.В. Бабаева (Пугачева). Главным способом комплектования фондов были экспедиции, в ходе которых решались следующие задачи: изучение животного и растительного мира, его видового состава и распространения, взаимоотношений отдельных видов, выявление влияния человека на природу, ее изменения и возможности использования для промышленных нужд; вопросы охраны редких видов.

За два года был собран богатейший материл: образцы полезных ископаемых, монолиты почв, гербарии, чучела птиц и зверей, фотографии, карты и многое другое; созданы биогруппы, которые и сейчас являются образцовыми. Таким образом, сформировался один из лучших подмосковных отделов природы краеведческого профиля.

Со дня открытия музей становится центром научной и просветительской работы в Коломне и Коломенском районе. Так, по инициативе музея проводится обследование памятников архитектуры, составляется их список. Это позволило в 1935 году включить стены и башни кремля, церковь Вознесения, Успенский собор в перечень памятников государственного значения. 4 мая 1935 года в Коломну специально приезжала экспертная комиссия для «осмотра сохранившихся башен и стен кремля и составления сметных предложений по их реставрации».

Руководство музея обратилось в музейный отдел Народного комиссариата просвещения с просьбой организовать археологические раскопки в Коломне. И вскоре последовал ответ: «...Считаем ваше начинание заслуживающим доверия и выделяем со своей стороны 1000 рублей. Консультацию соглашается взять на себя старший научный сотрудник МОГАИМК т. О.Н. Бадер. 23 марта 1935 года». Душой и организатором раскопок становится Н.Н. Введенская. Это благодаря ей в музее сохранились вся переписка археологов, дневники, отчеты, зарисовки, негативы и большинство находок. Именно в 1930-е годы закладывается фундамент современной коломенской археологии и традиция долговременных экспедиционных изысканий в нашем городе.

Документы, дошедшие до нас, свидетельствуют, что музей плохо финансировался (как и сейчас), действовал за счет местного бюджета, денежных поступлений от граждан и организаций.

Его сотрудники всегда помнили, что музей не только хранит историю, но и должен, обязан воспитывать горожан, особенно подрастающее поколение. С этой целью был разработан цикл экскурсий и лекций по старой и новой Коломне.

Интересна, на наш взгляд, тематика:

1. Подземная Коломна — руководители — профессиональные археологи О.Н. Бадер, Н.П. Милонов, К.Н. Евсеев.

2. Старая Коломна — руководители экскурсии К.П. Каплина и О.В. Шокорева.

3. Революционная Коломна — В.П. Беченков.

4. Краеведческий музей — Н.А. Дорогутин.

5. Коломенские художники — руководитель неизвестен.

6. Природные ресурсы Коломенского края — руководители экскурсии А.Н. Адрианов, К.П. Каплина, З.Н. Крынецкая.

В работе музею всегда помогали учителя школ, преподаватели педтехникума и института. Ежегодно музей посещало до 10 000 человек. Здесь регулярно организовывались художественные выставки и проводились творческие конференции самодеятельных художников.

Коллектив музея дружно работал, строил планы по расширению экспозиций, подготовил проект специального здания и получил разрешение на его постройку. Но грянул 1937 год. Волна репрессий затронула и музейные кадры (были арестованы директор музея и его ближайшие помощники), из-за политических гонений повсюду закрываются краеведческие общества, а созданные их усилиями музеи постепенно свертывают свою работу.

У Коломенского краеведческого музея отбирают большую часть зданий. В итоге их осталось всего два: церковь Михаила Архангела, где после капитального ремонта оформляются экспозиции отдела природы и социалистической Коломны, и башня Марины Мнишек с сохранившейся экспозицией по старой Коломне.

Но главное — музей и его фонды сохранились, что позволило сотрудникам уделить основное внимание работе с населением и сбору материалов.

 

В 1960 году коллектив музея полностью обновился: было изменено штатное расписание и впервые утверждена должность хранителя фондов. Первым хранителем назначается выпускница Историко-архивного института М.Г. Артемова. С этого времени начинается планомерная работа по изучению фондов, их обработке, и, что самое главное, разрабатывается план комплектования и реставрации. План, который заложил основу работы музея на многие годы.

Самое первое воспоминание: мы входим в маленькую комнату — библиотеку — и останавливаемся как вкопанные, пораженные увиденным: дубовым шкафом с резными картинами на библейские темы и пейзажем И.Айвазовского «Неаполитанский залив» — запыленным, в трещинах и осыпях... Мы были молодыми, бесстрашными и уверенными в том, что нас поймут и помогут. На другой день, запаковав картину и сев в электричку, мы оказываемся в кабинете начальника Управления музеев в Министерстве культуры. Так наш музей был включен в план работы реставрационного центра имени Грабаря. В 1965 году в экспозиции музея выставляются первые три отреставрированные работы: «Неаполитанский залив» И.Айвазовского, «Запруда на мельнице» Л.Каменева и эскиз «На барке» А.Архипова. Вот эти работы познакомили нас с коллективами ГИМа и музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Началось наше многолетнее сотрудничество, проходили замечательные выставки: «Война 1812 года», «Деревянная игрушка», «Мексиканская графика», «Живопись Англии и Франции». С этими выставками связан и один из самых удивительных наших анекдотов.

Музею предложили выставку «Итальянское Возрождение» Микеланджело.

Страшно гордые и счастливые, мы готовились к открытию. И вдруг раздается телефонный звонок. Хорошо поставленный приятный начальственный голос спрашивает: «Говорят, вы показываете голых мужчин?..» Немая сцена, гробовая тишина, а затем звучит ответ: «Ну, если Микеланджело — голый мужчина, то да. Мы приглашаем вас на открытие...»

Выставка была открыта и пользовалась успехом у коломенцев.

Судьба музея, его жизнь зависят от коллектива, но все-таки главное — это личность директора: его профессионализм, его преданность и понимание музейной специфики. И Коломне, и музею повезло, что в 1965 года сюда пришла работать Н.А. Ахшарумова. Это было как счастливый лотерейный билет. Юрист по образованию, с большим опытом работы в администрации города.

И именно 1965 год становится переломным в судьбе музея. К 20-летию Победы открывается выставка на материалах, которые раньше никогда не экспонировались и о которых не знали ни коломенцы, ни краеведы. Здесь мы впервые рассказали о судьбе Коломенского истребительного батальона и о многих погибших в селе Полушино, о бронепоезде № 1 (на месте гибели бронепоезда побывали учащиеся школы № 26 во главе с учителем истории Н.Н. Гальпериной, записали воспоминания очевидцев, привезли фотографии).

Эта выставка познакомила нас с удивительными людьми — ветеранами 403-го артиллерийского полка А.И. Малофеевым, Е.А. Плоткиным и А.С. Трихлебом.

С 1965 года в музее начал работать Совет ветеранов коломенских артиллерийских полков.

В следующем, 1966 году отмечали 25 лет победы под Москвой. 6 декабря в музее открывается выставка «Московская битва» и проводится первая встреча ветеранов-артиллеристов. На ней присутствовали 250 человек, многие из них не встречались четверть века, многих считали погибшими...

С 1967 года в Коломне под эгидой музея ежегодно 9 мая проводились встречи ветеранов коломенских артиллерийских полков, были созданы музеи в школах № 30, 26, 29, 10 и 4, в машиностроительном техникуме.

Музеи в индустриально-педагогическом колледже, школах 4, 10, 29 продолжают жить и работать по сей день.

С ветеранами мы объехали почти все места боев (в музее хранятся фотографии и гильзы с землей с мест боев).

Совершенно незабываемой была поездка в город Калининград (Кенигсберг) и встреча ветеранов с солдатами и офицерами бывшего 403-го артполка 9 мая 1971 года. В этот день в часть вернулось боевое знамя 403-го полка.

По инициативе коломенского совета ветеранов началась работа над Книгой памяти. Два года Альфред Николаевич Беляков выявлял, собирал фамилии погибших коломенцев, писал картотеку (10 000 карточек). Мы были первыми в Московской области, кто подготовил Книгу памяти, а коллектив КБМ в единственном экземпляре опубликовал ее, и она стала главным экспонатом в музее Боевой славы. Архив Книги памяти и совета ветеранов насчитывает более 11 000 листов, и при подготовке к официальному изданию Книги памяти авторы пользовались этим фондом.

1965–1967 годы. Музей работал, проводил большое количество выставок, ежегодно принимал до 25 000 посетителей, и ничто не сулило нам никаких изменений. Но в один прекрасный день Н.А. Ахшарумова уезжает на курсы. Ее не было месяц, и вот она в первый день переступает порог музея, видит полутемные, холодные залы, запыленные холстяные перегородки, растрескавшиеся полы и осыпающиеся стены. Хватается за голову, разворачивается и выходит из музея.

Возвращается в музей она лишь в конце рабочего дня, собирает коллектив и объявляет: «Музей закрывается на капитальный ремонт».

Мы были закрыты для посетителей 2,5 года, но только для посетителей. Даже в эту пору музей продолжал активно участвовать в культурной жизни города. Научный коллектив работал над принципиально новым музеем: велся капитальный ремонт здания и готовилась новая экспозиция, был разработан план комплектования фондов, художественный проект делался художником В.И. Берлиным, а исполнителями стала бригада художников-коломенцев во главе с Н.И. Муравлевым. Николай Иванович написал все «задники» для отдела природы. Проект оформления музея представлялся на Всероссийской выставке в Манеже. Нашими консультантами были сотрудники Эрмитажа, Музея-заповедника города Владимира и один из лучших музейных работников — сотрудница ГИМа З.А. Огризкова. Она консультировала автора этих строк и одновременно автора экспозиции, приняла самое активное участие в обсуждении проекта и приезжала в музей на монтаж экспозиции.

Первая очередь музея была открыта в апреле 1970 года, а в начале 1971года открывается весь музей. Экспозиция отдела истории и сейчас не утратила своей привлекательности и продолжает радовать посетителей музея.

В 1969–1971 годах музей в городе был создан фактически заново: проведена перепланировка, построен второй этаж (и все — в соответствии с требованиями музейных инструкций). Только на оборудование музея было истрачено 25 000 рублей. Вся эта работа с большими материальными затратами была выполнена благодаря поддержке, помощи и любви коломенцев к своему музею.

Коллективы и администрация КБМ, Коломзавода, ЗТС, Текстильмаша, завода домостроения и Мосэнерго проделали всю работу по ремонту, реставрации залов музея. Было выполнено оборудование для экспозиции и фондохранилища. По инициативе директора Мосэнерго В.Андриевского были разработаны специальные выставочные витрины.

С начала семидесятых годов в музее регулярно проходят художественные выставки из музеев Москвы, Подмосковья и из собраний художников и коллекционеров. Здесь выставляются Третьяковка, Государственный исторический музей, музей «Бородинская панорама», музей-заповедник «Новый Иерусалим», художники Сорогин, Солдатенков, Устинов, Пименов... Благодаря усилиям Ю.Пименова и В.Хмелевой в музее собрана коллекция живописи и графики художников ХХ века.

Нашими коллегами, помощниками были удивительные коломенские учителя: А.М. Путятина, Н.Н. Гальперина, С.И. Ермолаева, Н.И. Новосельцева.

Результатом сотрудничества явилось создание коллекции по истории народного образования, которая сделала бы честь любому музею. Достаточно сказать, что мы обладаем собранием почти всех учебников за 100 лет и работой «История народного образования», на материалах которой защитился не один десяток студентов.

Комплектование фондов — увлекательная, но и тяжелая работа. Как угадать и предусмотреть, что является главным, что наиболее точно и ярко расскажет о судьбе человека и крупного промышленного района? И в этой работе нашими помощниками, советчиками были преподаватели пединститута Г.П. Ефремцев, А.С. Нагаев, Н.А. Рощина, инженер Коломзавода К.Ростовский, врач Ю.Вальтер, фотографы Кум, Татаринов, Стариков. И это сотрудничество с коллективом пединститута и фотографами газеты «Коломенская правда» продолжается и сейчас.

Семидесятые годы — подготовка к 800-летию Коломны — подарили музею два филиала: башня Марины Мнишек и отдел Боевой и трудовой славы в Мемориальном парке. Экспозиция в башне открывается в 1972 году, а выставка в отделе — в мае 1977 года, ну а музеем Боевой славы с постоянной экспозицией отдел стал 8 мая 1981 года. С открытием выставки связан еще один урок нравственной и профессиональной ответственности и принципиальности сотрудников музея.

Руководство города настояло на открытии в музее экспозиции о конструкторе, лауреате многих премий Б.И. Шавырине, и мы не возражали против этого решения.

Был собран интересный материал в архивах и музеях Ленинграда и на предприятии, оформлено несколько стендов.

6 мая экспозиция музея принималась руководством, естественно, присутствовал и цензор по городу.

Все было принято и одобрено. В день открытия музея приезжает московская комиссия, и все стенды о Б.И. Шавырине сняли с экспозиции. Директор музея и автор экспозиции приглашаются «на разбор полетов» к первому секретарю ГК КПСС.

И главное обвинение прозвучало так: «Вы профессиональны, мы вам доверяем, вы обязаны были знать, что имя Шавырина под грифом «Секретно». Вы должны были проявить принципиальность, убедить нас и не идти на поводу у руководства...»

80-е годы запомнились тем, что мы открыли новый филиал — «Шатровое зодчество». Пожалуй, впервые в городе готовится специализированная научно обоснованная экспозиция по истории зодчества в Коломне. Автором экспозиции был И.В. Маевский — человек высокой культуры и глубоких знаний. Он подготовил буклет «Коломенский кремль». Музей явился одним из учредителей Клуба краеведов, который недавно отметил свое 15-летие.

В эти же годы по инициативе музея открыт новый отдел — Археологическая служба. Первым руководителем стал М.Г. Савицкий.

В настоящее время отдел музея преобразован в городскую Археологическую службу.

Музей начинает заниматься издательской деятельностью, подготовлены и изданы два путеводителя: «Архитектурные памятники» (автор И.В. Маевский) и «Путешествие по Коломне пешком и на трамвае» (автор Л.Б. Рябкова). Подготовлен путеводитель по Коломне, но, к сожалению, издать его мы так и не смогли.

Всех читателей, которым интересна чисто профессиональная работа, я отсылаю к многочисленным инструкциям и постановлениям Министерства культуры, закону о музейном фонде (каждый наш шаг оговорен в вопросах учета, обработки и хранения фондов) и к книге одного из старейших и талантливых музейных работников «Жизнь музея» А.Крейна.

Свои же записки я хочу закончить днем сегодняшним.

Коломенский музей живет полной жизнью, несмотря ни на какие трудности, ежегодно принимает до 20 тысяч посетителей. Наконец-то закончен 25-летний труд реставраторов. Картины, многие годы хранившиеся в Третьяковке и Новом Иерусалиме, вернулись на родину — в музее открыт художественный отдел «Портреты XVIII—XIX веков», выставлены пейзажи Айвазовского, Карамзина, Куприна, Бровара.

Помощь в реставрации, описании и оформлении работ оказали сотрудники музея-заповедника «Новый Иерусалим» Л.М. Деникова, Е.И. Рогожкина, Л.Г. Невзорова. В новом оформлении после ремонтно-реставрационных работ открыт музей Боевой славы и стал домом, теплым и родным, для ветеранов и молодежи. Его хозяйки — Т.А. Стукнина и Л.А. Ролдугина — проводят многочисленные встречи.

В трудное перестроечное время мы, наверное, не выжили бы, если бы не поддержка и искренний интерес к судьбе музея коломенцев, руководства города и промышленных предприятий. Эта многолетняя традиция живет и побеждает все трудности. Ну а нас еще согревает удивительный и непроходящий интерес коломенцев к истории города. Ее изучают, о ней спорят, очень часто разрешать эти споры приходится сотрудникам музея, так что иногда создаются анекдотические ситуации.

Один из посетителей спрашивает по телефону: «Как зовут Шавырина?»— и сотрудник, ни секунды не задумываясь, отвечает: «Сейчас сбегаю в парк, посмотрю на памятнике».

В музей входят три молодых человека и, обращаясь к кассиру, спрашивают: «Можно Марину?» А у нас работала молодая сотрудница, очень серьезная, с таким именем. Естественно, сотрудники в несколько голосов зовут: «Марина! К тебе пришли». Выходит Марина в халате, в руках тряпка (в музее санитарный день). У парней глаза расширились. Затем один из парней заявляет: «Тьфу ты! Да нет, нам нужна Марина Мнишек. Мы поспорили, есть ли у нее корона на голове». Сотрудники чуть не падают от смеха, а затем ведут их к картине.

Как видите, иногда нам приходится сталкиваться с неожиданными и забавными ситуациями, требующими быстрой реакции и чувства юмора.

Но все же главными качествами музейного работника остаются глубокий профессионализм, знание родной истории, способность рассказать о ней людям. И, может быть, самое важное в нашем труде — сохранить наследие прошлого не только для современников, но и для грядущих поколений. Именно об этом свидетельствуют страницы 70-летней истории Коломенского краеведческого музея.