О ЖИТИИ СВЯТОГО МИХАИЛА, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОГО

 

    Приход Михаила, Христа ради юродивого, в Клопский монастырь святой Троицы при игумене Феодосии, избранном позже на владычный стол.

    А пришел в Иванову ночь. Поп Макарий, покадив в церкви на девятой песне, пошел в келью. Пришел к келье - а келья открыта. Вошел он в келью, а там старец сидит на стуле, горит перед ним свеча, а он переписывает деяния святого апостола Павла - рассказ о плавании. Поп, перепугавшись, попятился и вернулся в церковь. Пришел и рассказал о незнакомце игумену Феодосию и инокам.

    Игумен Феодосий, взяв крест и кадило, пошел к келье с братиею, а сенцы в келью уже заперты. И он заглянул в окно кельи - старец сидит и пишет. Тогда игумен сотворил молитву: "Господи Исусе Христе, сыне божий, помилуй нас, грешных!" А незнакомец в ответ сотворил эту же молитву. И игумен трижды творил эту молитву, и трижды пришелец отвечал Феодосию той же молитвой.

    Вот Феодосий молвит ему: "Кто ты - человек или бес? Как твое имя?" А он ему в ответ те же слова: "Человек ты или бес? Как твое имя?" И Феодосий во второй и третий раз повторил свой вопрос: "Человек ты или бес? Как твое имя?" И во второй и третий раз Михаила отвечал одно и то же: "Человек ты или бес?"

    Тогда игумен Феодосий велел в келье и в сенцах крышу разобрать и в келье дверь выломать. Вошел игумен в келью, начал келью фимиамом кадить и старца стал кадить. А тот от фимиама прикрывается, а сам осеняет себя крестным знамением.

    И спросил его игумен Феодосий: "Как ты пришел к нам, откуда ты? Что ты за человек? Как имя твое?" А старец отвечал его же словами: "Как ты пришел к нам? Откуда ты? Как твое имя?" Так и не могли допытаться о его имени.

    И Феодосий молвил старцам: "Не бойтесь, старцы, бог нам послал этого старца".

    Потом позвонили к обедне, и поп Макарий пошел в церковь. Начали служить обедню. И когда запели "Единородный", видят - старец тот в церковь вошел и тоже начал петь "Единородный сын и блаженный" и "Апостол" и всю обедню пел до конца. Когда поп кончил обедню, то подошел с просвирой к Феодосию игумену. И Феодосии, взяв просвиру, дал ее старцу, да молвил ему: "Иди, старец, к нам в трапезную хлеб есть". И он пошел со всеми в трапезную. А когда поели, то Феодосий сказал ему: "Оставайся у нас, старец, живи с нами". И сам Феодосий ввел его в келью.

    Прошло немного времени, и говорят Михаила игумену Феодосию: "Будут к нам гости". Спрашивает его Феодосий: "Сын мой, что за гости будут?" А он ничего не ответил. Пошли Феодосий игумен и старец из церкви от обедни, отпев обедню, а на монастырском дворе стоят трое неизвестных. Игумен Феодосий дал им по просвире: двое взяли, а один не взял. И говорит старец Феодосию: "Зови их хлеб есть - ведь они издалека пришли". И Феодосий сказал: "Пойдем, дети, в трапезную поедим хлеба". А один из них ответил: "С нами, отче, есть еще люди, наши товарищи". Тогда Феодосий игумен и Михайла говорят: "Пусть кто-нибудь из вас пойдет да позовет остальных - поедим все вместе". Один из них пошел и позвал остальных. А их идет тридцать человек, все в доспехах, с оружием и сулицами.

    Вошли в трапезную хлеб есть. Феодосий и Михайла говорят им: "Садитесь, дети, хлеб есть". Все сели за столы и поели, а двое не стали есть. Тогда сказал им Михайла: "Не сбудется ваш умысел, с которым вы сюда пришли!" И сразу же худо стало тем двоим, которые не ели. Встали все от трапезы, прославляя бога и святую Троицу, а один из гостей дал сто бел на трапезу и молвил: "Позаботьтесь, отцы, о наших товарищах - а мы от вас с миром пойдем!" И лежали двое больных пять дней. И один из них, сильно занемогший, захотел постричься в чернецы. Но Феодосий не смел постричь его. Тогда сказал Михайла Феодосию: "Постриги, отче, братом нам будет". И постригли его и нарекли в монашестве Ерофеем. А другого, когда поправился, отпустили, и Михаил сказал ему: "Иди да передай своим друзьям, чтобы с этой поры они больше не грабили и не разбойничали, оставили бы свои грехи". Вскоре после этого, на Преображение господне, приехал причащаться и монастырь кормить князь Константин с женою. За обедом Михаила заставили читать книгу Иова праведного. И князь, услышав голос старца, посмотрел ему в лицо и узнал его. Говорит он ему: "Да ведь это Михаил, Максимов сын". А тот молвил князю в ответ: "Бог знает". Тогда Феодосий сказал: "Почему, сынок, своего имени нам не назовешь?" А он в ответ: "Бог знает". И с той доры назвал свое имя - Михайла. И начали называть его Михаилом. Князь же сказал игумену и старцам: "Вы берегите его - этот человек нам родня". С тех пор игумен начал заботиться о старце.

    Случилось - в Веряже вся вода высохла. Была засуха три года подряд. Раз пошел пономарь за водой для церкви, видит - Михаил пишет на песке: "Чашу спасения приму, имя господа призову. Тут будет источник неисчерпаемый". И пономарь, как обедню отпели, рассказал об этом игумену Феодосию. Пошел игумен с Михаилом на берег, посмотрел он, что написано на песке, и спросил у Михаила: "Что, Михайла, написано на песке?" А Михайла отвечает: "На песке написано - чашу спасения приму, имя господа призову. Тут будет источник неисчерпаемый". Сотворили молитву игумен с Михаилом. Покопали немного - и ударила вода ключом. Так до сих пор на этом месте бьет источник неиссякаемый.

    В том же году голод был по всей Новгородской земле. Опечалился игумен Феодосии и вся братия. А Михаиле говорит Феодосию: "Не скорби, отче, бог напитал сорок тысяч человек в пустыне, не считая женщин и детей". И умолил Михаила игумена Феодосия и старцев, чтобы повелели рожь в котле варить да давать странникам. И начали старцы роптать на Феодосия и на Михаила. Тогда Феодосии с Михаилом сказали: "Пойдем в житницы и посмотрим". И нашли в житницах всего в изобилии - ничего не убавилось. После этого повелели еще больше варить рожь и раздавать народу безотказно. И прославили бога, и святую Троицу, и угодников его.

    Некоторое время спустя пришел в Клопский Троицкий монастырь, в Лазареву субботу, опечаленный князь Константин Дмитриевич, прося благословения у игумена Феодосия и у Михаила. Говорит он игумену Феодосию и старцу Михаилу: "Печален я ныне - братья мои не отдают мне вотчины". А Михаил ответил ему: "Князь, не горюй, будешь на своей вотчине - в скором времени пришлют за тобой братья. Послужи, князь, святой Троице, построй храм каменный, а святая Троица за это уготовит тебе храм божий на небесах".

    И спросил князь у игумена Феодосия: "Отче, есть ли такие мастера? Хочу каменный храм поставить живоначальной Троице на свое поминовение и своих родителей". Тогда послал Феодосий за мастерами и позвал мастеров Ивана, Клима и Алексея. Спрашивает князь мастеров: "Построите мне храм каменный живоначальной Троицы, такой же, как церковь Николы на Лятке?" Мастера ему ответили: "Можем, господин князь, тебе послужить с помощью божьей и живоначальной Троицы". И подрядил князь мастеров; дал в задаток им тридцать рублей, а потом им получить сто рублей и по однорядке, и хлеб им есть монастырский, без наймитов.

    Заложили храм в 6931 (1423) году, 22 апреля, в день памяти преподобного отца нашего Феодора Секиота. И уже возвели стены в рост человека. А камень возили водой. Вдруг поднялся такой сильный ветер, что все призадумались: и камень водой везти нельзя, и мастерам на церкви не устоять. Нигде ничего не достанешь - такая непогода. И стояло ненастье две недели. Тогда мастера решили уйти. Князь стал тужить, что церковь не достроена, а ему уже в Москву ехать. И Михайла говорит князю: "Князь, не тужи! Бог даст наутро тишину". Нутром стало тихо. А Михайла говорит мастерам: "Помолитесь богу - бог возводит храм незримой силой". И, как предсказал Михаил, дал бог благоприятный ветер: за камнем поедут - по ветру, назад с камнем - ветер тоже попутный.

    Приехал князь Константин с угощением и питием на завершение храма с княгиней и с боярами, рад был очень. А окончен был храм живоначальной Троицы в 6932 (1424) году 24 сентября, в день памяти святой первомученицы Феклы, благословением игумена Феодосия и молитвами и молением Христова угодника Михаила.

    Говорит князь Константин игумену Феодосию и старцу Михаилу: "Вашими, отцы, молитвами пришла ко мне весть от старших братьев - дают мне вотчину мою". Феодосий и Михайла в ответ ему: "Поезжай, чадо, с миром - примут тебя с любовью. Не забудь, чадо, дома божьего и храма живоначальной Троицы, и нас, своих нищих". И сказал князь: "До конца жизни своей не забуду дом божий и храм живоначальной Троицы и вас, своих смиренных богомольцев!" И поехал князь в Москву к братьям, и приняли его с честью.

    Предсказал Михаил Феодосию игумену: "Быть тебе на владычестве, и введут тебя во владычен двор, избранным на владычество, и пробудешь владыкой три года". А в то время болея владыка Иоанн три года, и избрали на владычество честна мужа из Спасо-Хутынского монастыря Семена. Ввели его во владычен двор, и три года владычествовал без посвящения, а потом посвятил его митрополит, и владычествовал еще три года. После него по жребию ввели во владычен двор Феодосия, мужа честна, как предсказал Михаил. На владычестве пробыл он три года, а потом свели его с владычного двора бояре и отослали в монастырь. И прожил он еще в монастыре при Евфимии два года: Евфимия, так нарекли на владычестве мужа честного Емельяна, ввели во владычен двор после Феодосия.

    Раз исчез из монастыря олень - и Михаила с ним. Три недели неведомо где пропадали и Михаила и олень. А в это время, накануне Покрова, преставился Феодосий. Послали за владыкой Евфимием, чтобы проводил Феодосия, а тот не поехал. Три дня лежал игумен непогребенным. Тогда собрались люди добрые из города, и понесли игумены и попы Феодосия к могиле, хоронить, смотрят - идет Михайле, а за ним олень, ничем не привязан: только у Михайла клочок мха в руке, и олень за мхом тянется. И положили Феодосия в могилу, и погребли с честью.

    Как-то хватились старцы Михаила на Святой неделе, а его в монастыре нет. Он же в это время появился в городе, в притворе святой Софии. Узнал его посадник Григорий Кириллович, как кончилась заутреня, и говорит Михаилу: "Вкуси хлеба с нами вместе". А он в ответ: "Бог знает". Посадник приставил к нему человека, и тот не успел спохватиться, а Михаила как не бывало. В Клопском же монастыре пошел поп в церковь служить обедню, смотрит - в притворе стоит Михайла. Пошли иноки из церкви в трапезную хлеб есть. Немного поели, а посадник в Клопский монастырь человека прислал посмотреть - в монастыре ли Михайла, а он уже в монастыре.

    И рассердился на монастырь посадник Григорий Кириллович. Приехал он в монастырь в Великий день на обедню в церковь святой Троицы. Игумен, отпев обедню, вышел из церкви, а посадник с ним. Остановил посадник игумена и старцев на дворе, говорит: "Вы не пускайте коней и коров на жары - это моя земля. И в реке Веряже, и по болоту, и около двора моего рыбу не ловите. А если начнете ловить, то я повелю рыбакам вашим руки и ноги перебить". Михаил же посаднику в ответ: "Сам останешься без рук и без ног и едва не потонешь!"

    Послали игумен и Михаила рыбаков ловить рыбу нареку и на болота. И посадник пошел на реку, а рыбаки как раз тянут сети. Побежал он к ним, к реке, да в реку сам за ними погнался, ударил кого-то рукой, хотел второй раз ударить, но промахнулся, упал в воду и едва не утонул. Подоспевшие люди подняли его, повели, а у него, по пророчеству Михаила, и руки и ноги отнялись.

    Рано утром привезли его в монастырь. Но Михаил не велел его в монастырь впускать, и не брать от него ни кануна, ни свечи, ни просвиры. И сказал Михаил: "Не корми, не пои ты нас, только не обижай". Игумен же и братия в сомнении были, не приняв от посадника ни кануна, ни просвир. А привезшие посадника поехали прочь, угрожая: "Мы пожалуемся владыке и Великому Новгороду, что вы не захотели за посадника молебен петь и ни просвир, ни кануна не принимаете". И пошли Яков Андреанов, Феофилат Захарьин, Иоан Васильев жаловаться владыке и Новгороду. Владыка послал своих протопопа и протодьякона к Михаилу и к игумену, повелевая: "Пойте молебен и обедню за посадника!" А Михаил сказал протопопу и протодьякону: "Молим бога о всех людях, не только о Григории. Пусть он поездит по монастырям и попросит прощения у бога!"

    Поехал посадник по монастырям и по всем городским церквам и стал давать милостыню. Ездил он так но монастырям год и полтора месяца, но ни в одном монастыре не обрел себе исцеления. И, вернувшись, послал сказать владыке: "Не обрел я себе помощи в монастырях". А владыка: "Чадо, теперь поезжай ты в монастырь святой Троицы да попроси милости у святой Троицы и у старца Михаила". И своих попов послал владыка с посадником. Когда приехали они, то Михаил повелел молебен петь и обедню. Внесли посадника в церковь на ковре, а он даже перекреститься не может. Стали молебен петь святой Троице. Когда дошли до кондака, то начал рукой шевелить, а целый год и полтора месяца ни рукой, ни ногой не двигал. Когда пошли с Евангелием на выход, то перекрестился и сел. А когда дошли до переноса, то, встав на ноги, стоял до конца службы. Отпев обедню, пошли в трапезную, где посадник обед поставил. И посадник сказал: "Святая братия, хлеб да соль вам, отцы!" Михайла же ответил на это: "Уготовил господь любящим его и заповеди его хранящим". И еще сказал Михаил: "Кто зачинает рать - бог того погубит!" С тех пор стал посадник добр и к Михаилу и к монастырю.

    Поспорили из-за земли Олферий Иванович с Иваном Семеновичем Лошинским. И предсказал Михайла Олферию Ивановичу: "Будешь ты без рук и без ног и онемеешь!" Вот пришел Олферий Иванович к церкви святой Богородицы в Курецке да говорит: "Брат Иван, здесь моя земля!" Ударили по руками Олферий Иванович рукавицей оземь. Наклонился за рукавицей, а у него рука и нога и язык отнялись, и не говорит.

    А вот другое предсказание - Никифору попу. Украл поп панагию, и Михаил говорит ему: "Ума лишишься!" И после этого у попа ни ума, ни памяти. Велел Михаил в печи золу раскопать, а там панагия.

    И еще. Пришла беда монастырю от владыки Евфимия Первого - захотел деньги с монастыря получить. И взял из монастыря коня вороного. А Михаиле владыке сказал: "Мало тебе жить - все останется!" И с тех пор разболелся владыка и преставился.

    В те годы ввели во владычен двор владыку Евфимия Второго. Владычествовал он три года избранным, но не посвященным. Раз пришел владыка в Клопский монастырь братию кормить. Вот, сидя за столом, владыка и говорит: "Михайлушка, моли бога за меня, чтобы было от великого князя согласие на посвящение". А в руках у владыки платок. Михайла хвать из рук владыки платок и на голову ему: "Поедешь в Смоленск, и там посвятят тебя во владыки". И ездил владыка в Смоленск и получил там посвящение. Приехал он снова к Михаилу: "Бог меня посвятил и митрополит". А Михаил владыке молвит: "Еще позовут тебя в Москву, и тебе придется ехать и бить челом великому князю и митрополиту".

    Приехал в ту пору в Новгород князь Дмитрий Юрьевич и пришел в Клопский монастырь у Михаила благословиться. Говорит он: "Михайлушка, скитаюсь вдали от своей вотчины - согнали меня с великого княжения!" Михаила ему в ответ: "Всякая власть дается от бога". Попросил князь: "Михайлушка, моли бога, чтобы мне добиться своей вотчины - великого княжения". И Михаил ответил ему: "Князь, добьешься трехлокотного гроба!" Но князь, не вняв этому, поехал добиваться великого княжения. Тогда Михаила сказал: "Всуе стараешься, князь, - не получишь, чего бог не даст". И не было божьей помощи князю. Спросили в то время у Михаила: "Пособил бог князю Дмитрию?" И Михаил сказал: "Впустую проплутали наши!" Записали день тот. И так оно и оказалась. Опять прибежал князь в Великий Новгород. На Троицкой неделе в пятницу приехал он в Клопский монастырь братию кормить и у Михаила благословиться. Накормил и напоил старцев, а Михаилу пожаловал шубу со своего плеча. Когда стали князя провожать из монастыря, то Михаил погладил князя по голове, приговаривая: "Княже, земля по тебе стонет!" Да трижды так молвил. А князь говорит: "Михайлушка, хочу ехать во Ржев, на свою вотчину". И сказал Михаил: "Княже, не исполнишь желания своего". И накануне Ильина дня князь преставился.

    Приехал в монастырь посадник Иван Васильевич Немир, а на монастырском дворе Михаил ему встретился. Спрашивает Михаил посадника: "Чего ездишь?" Посадник ему отвечает: "Был у пратещи своей, у Ефросиньи, да приехал к тебе благословиться". И Михайла сказал ему: "Что у тебя, чадо, за дума, что с бабами советуешься?" Посадник же в ответ: "Летом придет на нас князь великий, хочет подчинить себе землю нашу, но у нас есть князь Михаил Литовский". И ответил ему Михайла: "То у вас не князь - грязь! Пошлите лучше послов к великому князю и бейте ему челом. А не умолите князя, придет он с силами к Новгороду, и не будет вам помощи от бога, станет князь великий в Бурегах и пустит силу свою по Шелоне и многих новгородцев покорит: одних в Москву уведет, других казнит, а с иных откуп возьмет. А Михаил князь вас бросит, и помощи вам от него не будет. А потом пошлете вы преподобного отца владыку да посадников бить челом великому князю. И он челобитье ваше примет, и откуп с вас возьмет. И вскоре князь великий опять придет, и город возьмет, и все учинит по своей воле, и бог поможет ему". Так все и сбылось.

    Вот каково было житье Михаила при жизни земной. Жил в келье один. Ни постели, ни изголовья, ни подстилки, ни одеяла не имел, а спал на песке. Келью топил конским навозом. Прожил в монастыре сорок четыре года, а питался каждый день только хлебом и водой.

    В декабре месяце на Саввин день разболелся Михаил, но в церковь продолжал ходить. А стоял справа у церкви, на дворе, против могилы Феодосия. Стали говорить ему игумен и старцы: "Почему, Михаила, стоишь не в церкви, а на дворе?" И он им ответил: "Хочу я тут лечь!"

    На Феодосиев день Михаил сам принял святые дары и, взяв с собою кадильницу и фимиам, пошел в келью. Послал игумен ему от трапезы еды и питья. И когда пришли к нему, то келья была закрыта. Открыли келью - и фимиам еще курился, а он был уже мертв. Стали искать место, где похоронить его, - земля сильно промерзла. Тогда напомнили чернецы игумену - "посмотри то место, где стоял Михаил". Попробовали, а земля в этом месте талая. И погребли Михаила честно у церкви живоначальной Троицы в 11 день января месяца, в день памяти преподобного отца нашего Феодосия Иерусалимского.

    Некий христолюбец, Михаил Марков сын, имел любовь во Христе к рабу божьему Михаилу. Поехал он из Колывани за море в корабле с товаром. И случилась на море сильная буря. Шесть дней носило корабль, и затужили и кормчий и Михаил. Тогда помянул Михаил Марков сын раба божьего Михаила: "Господине, раб божий, помоги мне!" И увидел купец Михаил, что раб божий Михайла держит корабль за корму. И наступила тишина. Махнул святой рукою, и корабль поплыл. Михаил купец упал ниц, и не стало видно раба божьего Михаила. И поплыли дальше беспрепятственно. И, приехав домой, поставил купец каменную гробницу Михаилу, и стоит она до сих пор.

 


Hosted by uCoz